Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (285) | 8 июня 2009г.
 

Коррозия металла

АВТОВАЗ вновь портит отношения с металлургами

Денис Федоров

1 июня Арбитражный суд Самарской обл. начал слушание по делу, связанным с исковым заявлением ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» о взыскании с ОАО «АВТОВАЗ» более 1,7 млрд. р. Несмотря на то что автозавод может частично погасить долг металлургам из господдержки, его отношения с НЛМК могут быть прекращены, а основным поставщиком станет ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

1 июня Арбитражный суд Самарской обл. начал слушание по делу искового заявления ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (г. Липецк) о взыскании с ОАО «АВТОВАЗ» сумму основного долга 1,5 млрд. р. и неустойки за просрочку платежа 255 млн. р. 13 мая суд принял заявление истца и возбудил производство по делу.

Согласно материалам дела правоотношения истца и ответчика обусловлены договором поставки от 24.11.03 г., в соответствии с которым продавец — ООО «Инсаюр-Автотрейд-ТЛ» (посредник ОАО «НЛМК») обязался поставить, а покупатель — ОАО «АВТОВАЗ» -принять и оплатить товар (металлы) по согласованной цене, в количестве, ассортименте и сроки, указанные в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора. Поставка товара производится на склад покупателя, указанный в спецификации.

НЛМК является единственным в России предприятием, способным производить прокат шириной свыше 1650 мм для изготовления лицевых деталей автомобилей.

Кроме этого, предприятие обладает специализированным оборудованием для контроля качества холоднокатаного проката перед отгрузкой потребителю. Производительность завода — до 300 тыс. т проката в год. Наибольший объем поставок по-прежнему приходится на Волжский и Горьковский автозаводы.

Другим крупным поставщиком металла на АВТОВАЗ является ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК). В 2006 г. между предприятиями возникли трения: АВТОВАЗ отказывался от закупок металла на ММК в пользу НЛМК. Автозавод выдвинул к металлургическим комбинатам ряд условий: металлурги должны были организовать свои склады в Тольятти и поставлять металл с рассрочкой платежа на 50 дней. Позже стороны смогли договориться. В ноябре 2008 г. АВТОВАЗ вновь предстал перед угрозой остановки листового металла от ММК. В целом предприятия автопрома задолжали ММК около 3 млрд. р. Вся клиентская задолженность перед ММК составила 25-27 млрд. р. Но уже в апреле 2009 г. ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ММК» договорились о реструктуризации задолженности. В течение II-III кв. 2009 г. автозавод и ММК должны согласовать методику ценообразования, предусматривающую формирование и фиксирование стоимости металлопроката исходя из анализа фактических затрат на его производство.

Эксперты не исключают того, что ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» из-за крупной задолженности АВТОВАЗа остановит отгрузку металлопродукции, а АВТОВАЗ в свою очередь вовсе откажется от продукции липецкого предприятия.

В таком случае потери ММК могут составить около 200 млн. р. ежемесячно.

«Окончательное решение о дальнейшем сотрудничестве предприятий будет приниматься с учетом множества факторов, включая переговоры между сторонами о погашении долга. Ведь АВТОВАЗ получит средства господдержки в размере 25 млрд. р., из которых может частично расплатиться с НЛМК. Точный размер задолженности завода перед всеми поставщиками пока неизвестен, однако часть долгов, безусловно, будет погашена из средств господдержки», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По оценкам аналитиков ИК «Финам», приблизительно объем поставок НЛМК на АВТОВАЗ может составлять 140-150 тыс. т металла в год.

Пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ» отказалась комментировать ситуацию с задолженностью НЛМК, отметив, что «коммерческие отношения со своими партнерами являются конфиденциальной информацией». Представители ОАО «НЛМК» на запрос «Хронографа» не ответили.

По данным отчетности компании, производство стали на ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» в I кв. 2009 г. составило 2,1 млн. т, что на 26% ниже к уровню I кв. 2008 г. Реализация металлопродукции на НЛМК сократилось на 10% — до 2,3 млн. т к аналогичному периоду 2008 г.