Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (285) | 8 июня 2009г.
 

Отстояли имя

«Авиакор» проиграл «Туполеву»

Денис Федоров

19 мая Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение о взыскании с ОАО «Авиакор — Авиационный завод» 9,3 млн. р. в пользу ОАО «Туполев». На протяжении 9 лет самарский авиазавод незаконно использовал известный бренд. Проигранное дело не только усилит долговую нагрузку «Авиакора», но и может поставить под сомнение его вступление в Объединенную авиастроительную корпорацию (OAK).

12 ноября 2008 г. ОАО «Туполев» (г. Москва) обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с иском о взыскании с ОАО «Авиакор -Авиационный завод» 9,3 млн. р. основного долга по договору № 8 от 14 декабря 2000 г. Третьим лицом в деле выступало Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ. Ответчик в отзыве на исковое заявление иск не признал, ссылаясь на то, что производит самолеты Ту-154 не только по обычным коммерческим контрактам, но и по госзаказам. В дополнении к отзыву он заявил о том, что договор, указанный истцом в обоснование иска, является незаключенным.

В соответствии с договором ОАО «Туполев за вознаграждение предоставляет ОАО «Авиакор — Авиационный завод» право использовать для серийного производства продукции, ее продажи и гарантийного обслуживания результаты интеллектуальной деятельности и осуществляет авторский надзор при производстве продукции.

Также «Авиакор» должен за пользование правами, передаваемыми по упомянутому договору, выплачивать правообладателю денежное вознаграждение, равное 5% стоимости реализуемых самолетов.

Выполнение своих обязательств по договору истец подтвердил актами сдачи-приемки выполненных работ. Актом сверки взаимных расчетов, подписанным обеими сторонами, подтверждена задолженность ответчика перед истцом в размере 9,3 млн. р. Поскольку «Авиакором» не были представлены доказательства оплаты выполненных работ на указанную сумму, суд нашел иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном размере. Возражения ответчика суд посчитал несостоятельными и 19 мая вынес решение в пользу ОАО «Туполев».

Это уже не первый длительный спор между ОАО «Туполев» и ОАО «Авиакор — Авиационный завод». В 2006 г. АНТК им. Туполева пытался взыскать с самарского авиазавода задолженность в размере 22 млн. р. — старые обязательства, возникшие еще в 1997 г. В 2005 г. АНТК им. Туполева был объявлен банкротом и проходил процедуру конкурсного производства, а чтобы закрыть свой баланс, у АНТК возникла необходимость в возвращении долгов. Управляющий предприятием подал два иска в самарский арбитраж — на 11,5 млн. р. и 10,5 млн. р. Арбитражный суд Самарской обл. оставил иск без удовлетворения.

Нынешнее дело, проигранное «Авиакором», возможно, еще больше ухудшит его финансовое положение. Ведь к тому же до 20 июня предприятие должно погасить задолженность по зарплате перед сотрудниками в размере 90 млн. р.

Не исключено, что затянувшийся конфликт между ОАО «Туполев» и самарским авиазаводом может негативно сказаться на возможном вступлении ОАО «Авиакор — Авиационный завод» в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». OAK, в которую входит и ОАО «Туполев», рассматривает возможность размещения на мощностях ОАО «Авиакор» производства ряда комплектующих, включая крупногабаритные детали из алюминиевых сплавов, а также использование литейных и штамповочных мощностей завода. На «Авиакоре» с 1985 г. серийно выпускается Ту-154М, но начиная с 2003 г. завод приступил к производству и продажам его новой версии. Сейчас в работе несколько самолетов Ту-154 разных модификаций, в том числе проходящие капитальный ремонт, а также три новые машины, две из которых предназначены для Министерства обороны РФ.