Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (285) | 8 июня 2009г.
 

Надежда на Пушкова

Муниципалитет не должен допустить коммунального коллапса

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе стало известно, что мэрия Тольятти выступила с инициативой по рассылке писем руководителям предприятий, чьи работники проживают в пос. Поволжском. Это было сделано для получения информации о должниках за услуги ЖКХ сотрудников этих предприятий. Так мэрия пытается предотвратить повторные отключения тепла в пос. Поволжском. По мнению «Хронографа», это не слишком эффективная мера. По крайней мере, она вряд ли избавит муниципалитет от необходимости изыскивать средства в собственном бюджете на погашение выпадающих доходов и долгов населения.

Бурная деятельность

Мэрия Тольятти разослала письма руководителям ОАО «ТоАЗ», ЗАО «СВ-Поволжское» и ЗАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA). Об этом корреспонденту «Хронографа» сообщил руководитель департамента городского хозяйства мэрии Тольятти Александр Шабунин. «Мы просили помочь собрать коммунальные платежи с задолжников, которые там работают», — сказал Шабубнин.

С 19 по 23 мая в пос. Поволжском прошло отключение горячего водоснабжения (ГВС). Это случилось из-за того, что управляющая компания (УК) ООО «ДЖКХ», обслуживающая жилой фонд пос. Поволжского, накопила долги перед производителем тепловой энергии -ЗАО «Поволжская теплоэнергетическая компания» (ПТЭК). В свою очередь ПТЭК пошла на отключения ввиду того, что не смогла своевременно рассчитаться с поставщиком газа- ООО «Самарарегионгаз».

Эту цепочку неплатежей мэрия Тольятти решила расшить путем воздействия на должников через их работодателей. Но ни ТоАЗ, ни ABA, ни «СВ-Поволжское» нельзя назвать защищенными от кризиса. В той или иной степени все они, возможно, испытывают проблемы с формированием доходной части, поэтому не приходится рассчитывать, что общение специалистов мэрии с промышленниками серьезно поможет снижению задолженности населения перед УК.

По мнению экспертов, в 2009 г. снижение реальных доходов тольяттинцев по отношению к 2008 г. составило 30-40 %. Это стало одной из главных причин снижения собираемости за услуги ЖКХ. Судя по тому, что АВТОВАЗ сокращает график работы, а ТоАЗ начал испытывать проблемы со сбытом своей продукции, стоит предположить, что в дальнейшем ситуация ухудшится. Кроме того, проблемы предприятий вряд ли будут способствовать их стабильному расчету за услуги ЖКХ. «Мы наблюдали падение потребления электроэнергии промышленным сектором с конца 2008 г. до апреля 2009 г. по сравнению с периодом конец 2007 г. — апрель 2008 г. После апреля 2009 г. уровень потребления стабилизировался», — сказал директор по экономике и финансам МУП «ПО КХ г. Тольятти» (ПО КХ), депутат Тольяттинской городской думы (ТГД) Алексей Бузинный. Стоит предположить, что снижение объемов оборотных средств на предприятиях, вероятно, может поставить их перед угрозой остановки производств.

Грабли под ногами

Еще одной причиной накопления долгов УК перед поставщиками ресурсов стала несвоевременная компенсация бюджетом Тольятти выпадающих доходов. Стоит напомнить, что с 1 января 2007 г. вступили в силу изменения в законодательстве, в результате которых было запрещено усреднять тарифы одной УК, работающей на разных территориях.

До этого момента в Тольятти стоимость, к примеру, тепла для населения была одинаковой. После изменений в законодательстве каждый район получил собственный тариф. В результате в Комсомольском р-не тариф на тепло увеличился на 43%. Однако законодательством был ограничен индекс ежегодного предельного роста цен на коммунальные ресурсы для населения на уровне 17-20%. Таким образом, изменение в законодательстве привело к образованию выпадающих доходов у УК, работающих в Комсомольском р-не, в т. ч. в пос. Поволжском.

Возможно, ситуацию в пос. Поволжском осложнило и то, что в середине 2007 г. в эксплуатацию была запущена котельная, являющаяся собственностью ЗАО «ПТЭК». В структуру тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую этой котельной, была включена инвестиционная составляющая на компенсацию затрат по строительству котельной. Инвестиционная составляющая была разбита всего на пять лет. В итоге тариф на тепло стал одним из самых высоких в Самарской обл. — 1641,38 р./Гкал. Ранее компенсация выпадающих доходов шла за счет бюджетных средств. В 2007 г. и начале 2008 г. — за счет средств бюджета Самарской обл., в конце 2008 г. — за счет бюджета Тольятти. В 2009 г. на компенсацию выпадающих доходов в бюджете Тольятти средств заложено не было. Однако другого источника для компенсации выпадающих доходов УК, работающих в пос. Поволжском и Комсомольском р-не, вряд ли найти.

В работе над утверждением тарифа для ПТЭК и согласованием высокой инвестиционной составляющей принимали участие специалисты тольяттинского муниципалитета. Логично ожидать, что сейчас мэр Тольятти Анатолий Пушков (на фото) может вступить в переговорный процесс с собственниками ЗАО «ПТЭК» об увеличении срока возврата затрат на строительство котельной. Это в его интересах. В ином же случае у ООО «ДЖКХ» с той же скоростью продолжатся формироваться выпадающие доходы. По имеющейся у «Хронографа» информации, за прошедшие месяцы 2009 г. они составили уже почти 30 млн. р. Однако вероятность того, что доля инвестиционной составляющей в тарифе ЗАО «ПТЭК» будет изменена, небольшая.

Важно напомнить, что Тольятти один из немногих городов в России, в которых населению начисляют 100% оплаты за коммунальные услуги. К примеру, в бюджете Самары закладывается более 900 млн. р. на компенсацию расходов на разницу тарифов энергоснабжающих организаций и ставками для населения. Мэрия Тольятти, сыгравшая большую роль в переходе на 100%-ную оплату населением города, сейчас не имеет морального права устраняться от решения вопросов своевременного расчета УК с МУП «ПО КХ» и ЗАО «ПТЭК». Очень важно, чтобы мэрия поняла, что без ее помощи эту проблему не решить. Затягивание решения проблемы приведет к тому, что будут нарастать долги УК перед энергоснабжающими организациями.

Известный выход

По словам Алексея Бузинного, не-снижаемый остаток задолженности ООО «ДЖКХ» и МП «ДЖКХ» только перед ПО КХ на первое число каждого месяца — не менее 350 млн. р. «Это долги населения», -считает Бузинный. Стоит напомнить, что недобор средств такого объема вынудил ПО КХ обратиться в муниципалитет за получением гарантий при кредитовании. После полученных гарантий ПО КХ смог получить кредитную линию в ОАО «Сбербанк РФ» на 360 млн. р. Однако вряд ли стоит надеяться, что банки вновь пойдут навстречу ПО КХ и мэрии Тольятти.

Единственный вариант для мэрии, чтобы не допустить отключений, это изыскать средства в бюджете. В случае же коммунального коллапса мэрия уже вряд ли сможет переложить свою ответственность на кого-то. Меж тем ситуация с отключениями горячей воды в пос. Поволжском показывает, что частное предприятие, коим является ПТЭК, готово в случае накопления определенного уровня долгов пойти на крайние меры в виде отключений.

Вряд ли на отключения пойдет предприятие с организационно- правовой формой МУП, в данном случае МУП «ПО КХ». По простой причине, что муниципалитет, как учредитель МУП, скорее изыщет в своем бюджете средства на компенсацию выпадающих доходов, выделение субсидий либо получение льготных муниципальных кредитов, нежели допустит отключения со стороны ПО КХ. В ином же случае два района Тольятти могут ближе к зиме остаться без тепла, воды и электричества.

В кризисной ситуации нынешнее руководство мэрии Тольятти должно быть благодарно предшественникам за то, что те не провели приватизацию ПО КХ. Это муниципальное предприятие является залогом более или менее уверенной позиции мэрии относительно вопросов ЖКХ. Однако далеко не факт, что в дальнейшем ситуация будет складываться так же благополучно. Все будет зависеть от того, насколько оперативно и в нужном объеме будет проведена работа по изысканию необходимых средств, которые МУП «ПО КХ» и ООО «ДЖКХ» должны будут направить на расчеты со своими поставщиками.

Комментарии

Алексей БУЗИННЫЙ, директор по экономике и финансам МУП «ПО КХ г. Тольятти», депутат ТГД

- С учетом накопления выпадающих доходов общий объем недосборов ПО КХ к ноябрю 2009 г. приблизится к 500 млн. р. На такую сумму мы кредит взять не сможем. У Сбербанка существует предел по совокупному уровню кредитов для муниципальных предприятий и муниципалитета. По Тольятти такой предел — 390 млн. р. Если ПО КХ выберет этот предельный уровень, то муниципалитет больше не сможет взять кредит. Другие банки, трезво оценивая закредитованность тольяттинского муниципалитета и МУП, не пойдут на выдачу кредитов.

Кроме того, уже в конце 2009 г. объем некомпенсированных выпадающих доходов ООО «ДЖКХ» перед ЗАО «ПТЭК» может достигнуть 50 млн. р. Долги могут стать залогом прекращения снабжения теплом, водой и другими ресурсами Центрального и Комсомольского р-нов.