Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №47 (212) | 10 декабря 2007г.
 

АБД «группируют»

Акции тольяттинского банка переведут с баланса ликвидируемых ЦО АФК и АВВА

Илья Ковальчук

На прошлой неделе был дан старт раскольцовке структуры собственности ОАО «АВТОВАЗ», в результате которой будут ликвидированы ЦО «АФК» и АВВА. Помимо акций ВАЗа, на балансе этих организаций числится по 33,3% акций тольяттинского «Автомобильного банкирского дома» (АБД). Скорее всего, в ближайшем будущем они перейдут в собственность управляющей компании Группы «АВТОВАЗ». Одновременно был избран новый наблюдательный совет АБД, председателем которого стал президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис АЛЕШИН.

В конце сентября 2007г. председателем совета директоров банка стал бывший первый вице-президент группы «АВТОВАЗ» Александр Пронин (на фото). На этом посту он сменил Владимира Артякова, который в конце августа этого года был назначен губернатором Самарской обл. и теперь как госчиновник не имеет права занимать должности в коммерческих организациях. В октябре одновременно с отставкой прежнего председателя правления Михаила Зильберштейна были озвучены планы по реорганизации АБД в банк, специализирующийся на кредитовании населения на приобретение вазовских автомобилей.

На прошлой неделе процессу реорганизации был дан старт. 5 декабря 2007г. состоялось общее собрание акционеров АБД, на котором был избран новый состав наблюдательного совета банка. Как сообщили представители кредитного учреждения, в него вошли топ-менеджеры ВАЗа Эдуард Вайно, Илья Губин, Сергей Фомин, Николай Кузнецов, а также бывший вице-президент близкого ФГУП «Рособоронэкспорт» московского Новикомбанка Владимир Охлопков.

Председателем совета был избран президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис Алешин. Примечательно, что ни прежний глава совета Александр Пронин, ни бывший руководитель банка Михаил Зильберштейн в новый состав не попали.

Одновременно была начата и процедура раскольцовки структуры собственности ОАО «АВТОВАЗ», в результате которой контрольный пакет акций предприятия сконцентрирует ФГУП «Рособоронэкспорт», а прежние акционеры — ЦО АФК и АВВА — будут ликвидированы. К настоящему времени на балансе этих двух организаций числится также примерно по 33,3% акций АБД. Судя по итогам собрания акционеров АБД, теперь эти акции будут переведены на баланс ООО «Группа АВТОВАЗ». Ранее предполагалось, что акции АБД будут сконцентрированы на дилерском холдинге, созданном ВАЗом. С чем может быть связано изменение решения, равно как и смена председателя наблюдательного совета, неизвестно. В самом банке заявили, что информацией о готовящихся изменениях в составе акционеров не располагают.

Также наблюдательный совет, по словам представителей АБД, рассмотрел предварительные результаты деятельности банка в 2007г. и одобрил основные направления развития банка в 2008г., выделив при этом в качестве приоритетных направлений развитие автокредитования и банковское обслуживание социальных программ Группы «АВТОВАЗ». Более подробные планы банка в соответствии с решениями, принятыми наблюдательным советом, находятся в разработке. Фактически это подтверждает высказывавшиеся ранее предположения о том, что АБД теперь будет действовать как дочерняя структура Группы «АВТОВАЗ», кредитующая физических лиц на приобретение автомобилей производства АВТОВАЗа. По аналогичной системе работает ряд иностранных корпораций — Ford (Ford Credit), Volkswagen AG (Volkswagen Group Finance), General Motors (G-MAC), Toyota (Toyota Kreditbank GmbH) и другие. Вероятно, в дальнейшем программы автокредитования АБД будут существенно расширены.

Благодаря поддержке Группы «АВТОВАЗ» и ее дилеров АБД при достаточно существенных инвестициях может превратиться в банк федерального уровня. Аналогичным образом развивался Русфинанс Банк (ранее Промэк-Банк), создававший сеть представительств при поддержке своего прежнего собственника -Группы «СОК», а также подконтрольных ей дилеров. Поддержка со стороны АВТОВАЗа, скорее всего, позволит АБД закрепиться на рынке даже несмотря на высокий уровень конкуренции в сфере автокредитования в наиболее экономически развитых регионах. Особую значимость этот проект приобретает с учетом подписания соглашения с Renault, результатом которого станет запуск новых моделей, при продвижении которых на российском рынке также потребуется кредитная поддержка.