Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №47 (212) | 10 декабря 2007г.
 

Опасный фонд

Владимир Перельштейн знает, как грамотно дорасходовать инвестиционный фонд мэрии г.Тольятти

Максим Климов

«Хронографу» стали известны факты, свидетельствующие о том, что инвестиционный фонд при мэрии г. Тольятти находится на завершающем этапе своего существования. По разным причинам Николай УТКИН, Николай РЕНЦ, Алексей КОРЯКИН и Наталья НЕМЫХ не исполняют обязанности в органах местного самоуправления. Также в связи с изменением законодательства и отсутствием муниципальных земель под строительство работа фонда становится неактуальной, неизвестен объем аккумулированных в фонде средств. Все это способствует появлению мнения, что в деятельности фонда отсутствует прозрачность. Глава департамента экономики мэрии Тольятти Владимир ПЕРЕЛЬШТЕЙН (на фото), по сути, остался единственным руководителем мэрии из тех, кто стоял у основания фонда.

Плачевное состояние строительной отрасли в г. Тольятти имеет прямую связь с деятельностью фонда. Достаточно привести пример: компания-застройщик при получении разрешения на строительство, помимо решения вопросов с архитектурной частью проекта, проходит согласование инвестиционной комиссии. При согласовании обсуждаются детали и стоимость проекта. Также застройщик вносит 2,5% от суммы проекта независимо от заключения комиссии. Однако положительное решение комиссии не в состоянии обезопасить застройщика от давления со стороны чиновников строительной отрасли, глав районной администраций, депутатов и конкурентов.

Прозрачность фонда должна являться приоритетной задачей для его руководителей, если им нечего скрывать. На сегодняшний день мэрия должна выставлять на конкурс землю с коммуникациями и подготовленной инфраструктурой, т. к. эти затраты должны закладываться в продажную стоимость земли. Покупая эту землю на торгах, застройщик автоматически избавляется от ряда проблем, будь то озеленение, благоустройство или желание чиновников и депутатов заработать на его ошибках. С момента изменения в законодательстве прошло уже более двух лет, однако в г. Тольятти был проведен лишь один конкурс на землю.

Стоит напомнить, что итогом торгов стал взлет цены за одну вставку до 15 млн. р., а выкупившая землю компания продала ее с накруткой в 30%. Возможно, ситуация в городе обуславливается тем, что крупнейшие компании, такие как ЗАО ФСК «Лада-Дом», ООО «ИнкомЦентр», не получали землю на торгах. Им этот процесс максимально невыгоден. Однако на строительном рынке города существуют и более мелкие компании, у которых есть деньги, но до торгов их не допускают.

О полной закрытости информации об инвестиционном фонде может свидетельствовать и тот факт, что на официальном сайте мэрии г. Тольятти содержится огромный массив информации о деятельности мэрии, вплоть до работы ее мельчайших служб. Однако упоминания о деятельности инвестиционного фонда журналисту «Хронографа» найти так и не удалось. Хотя для увеличения инвестиционной привлекательности и прозрачности в первую очередь необходимо было разместить максимальное количество информации о деятельности фонда.

Примечательно, что Владимир Перельштейн является членом инициативной группы движения «Тольятти, вперед!». По инициативе отдельных участников этого движения планируется создание именного фонда движения.

Стоит напомнить, что сумма денег, аккумулированных в инвестиционном фонде, образовалась тогда, когда мэрия выделяла землю. Однако на сегодняшний день мэрия имеет право только выставлять ее на торги. Однако в деятельности инвестиционной комиссии пропал смысл, т. к. ресурс земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и которые могли быть привлекательными для застройщиков, почти исчерпан.

Редакции газеты «Хронограф» стало известно о случае с компанией «СтройИнвест», одним из руководителей которой является Сергей Пронин. Эта компания занимается постройкой физкультурно-оздоровительного комплекса. Сергей Пронин должен был потратить 2,5 млн. р. на восстановление хоккейного корта и в течение пяти лет содержать его. СтройИнвест в качестве залога в инвестиционный фонд был предоставлен вексель на 800 тыс. р. Однако через короткий промежуток времени Пронин забрал вексель, мотивируя это тем, что для строительства его компании необходимы оборотные средства, а в инвестиционном фонде эти деньги лежат мертвым грузом. Реакции Перельштейна не последовало. На все строительные компании распространяется подобная лояльность.