Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №47 (212) | 10 декабря 2007г.
 

Первая «костяшка»

НТБ добавил забот «Моторостроителю»

Илья Ковальчук, Игорь Осокин

Тольяттинский Национальный торговый банк готов продолжать добиваться банкротства ОАО «Моторостроитель», если оборонное предприятие на погасит 1,5 млн. р. долга по ранее выданному вексельному кредиту. Примечательно, что обострение внимания НТВ к этой задолженности, первоначально составлявшей 3 млн. р., совпало с подготовкой к заходу на «Моторостроитель» «Оборонпрома».

Процедуру банкротства ОАО «Моторостроитель» тольяттинский Национальный торговый банк (НТБ) инициировал в ноябре 2007г., обратившись в арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о возбуждении дела. Как сообщал сайт Saminvestor.Ru, иск был подан в связи с невозможностью взыскать с предприятия 3 млн. р. процентов по ранее выданному вексельному кредиту. Основной долг по векселю — 10 млн. р. — уже погашен также по решению суда. Суд посчитал приложенные к заявлению документы достаточными для возбуждения производства дела о несостоятельности предприятия, которое должно было быть рассмотрено 22 ноября 2007г.

По словам сотрудников банка, представитель «Моторостроителя» принес на тот суд платежку на 50% суммы долга (1,5 млн. р.). В результате рассмотрение дела было отложено до 18 декабря. Однако позиция НТБ не изменилась: банк по-прежнему готов добиваться банкротства оборонного предприятия.

Долг «Моторостроителя» перед тольяттинский кредитным учреждением далеко не единственный и не самый крупный. К примеру, в настоящее время, по неофициальной информации, кредиторами предприятия являются Кировское отделение Сбербанка России (470,5 млн. р.), банк «Зенит» (116 млн. р.) и другие кредитные учреждения. В целом же по состоянию на июль 2007г. кредиторская задолженность «Моторостроителя» составляет около 4,7 млрд. р. при объеме годовой выручки около 3 млрд. р. в 2006г. По итогам прошлого года рост кредиторской задолженности, источником которой являются в основном кредиты банков, превзошел рост выручки в 1,7 раза. При этом в структуре задолженности «Моторостроителя» банковские кредиты составляли 1,1 млрд. р., займы — 1,8 млрд. р., кредиторская задолженность — 0,95 млрд. р., задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами — 0,9 млрд. р.

По информации источника, близкого к ситуации, предприятие не формирует собственных оборотных средств, вся операционная деятельность осуществляется только за счет привлекаемых кредитов. Кроме того, большая часть имеющихся активов заложена, что ограничивает распоряжение этим имуществом.

Любопытно, что интерес НТБ, контрольный пакет акций которого сейчас принадлежит Госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), к возвращению трехмиллионного долга проснулся вскоре после начала захода на «Моторостроитель» ОПК «Оборонпром». По мнению одного из аналитиков, НТБ «можно считать первой костяшкой домино в претензиях кредиторов к «Моторостроителю», падение которой подтолкнет и остальных кредиторов». «Иск НТБ, заведомо бесполезный в том, что касается банкротства «моторов», можно считать дополнительным способом давления на действующее руководство завода», — заметил еще один эксперт.