Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Ультиматум ГЛОБЭКСБАНКа

Банкиры готовы выселить людей, чтобы заполучить квартиры ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ»

ИА «Центр-Инфо»

В начале марта началась информационная атака на ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ». От представителей мэрии и полиции можно было услышать речи о якобы имевшихся неких мошеннических схемах, которые могут усматриваться в действиях руководства кооператива. Кем была поднята эта волна, стало понятно после того, как в прессе появилась якобы разоблачительная публикация об этом ЖСК, подготовленная от имени сотрудника ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК». При этом в ГЛОБЭКСБАНКе, президентом которого является Виталий ВАВИЛИН (на фото), предпочитают умалчивать о том, каким образом банкиры получили право требовать с ЖСК квартиры в 16-этажном доме в 9-м квартале Автозаводского р-на Тольятти на ул. Свердлова, 9и. Смоделировать подобную ситуацию можно было, зная слабые стороны деятельности такого хозяйствующего субъекта, как жилищностроительный кооператив, коих в Тольятти сегодня еще немало.

Работают на грани фола

3 марта в одной из тольяттинских газет было опубликовано открытое письмо ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК», под которым стоит имя Татьяны Мустаевой, представленной начальником управления по работе с проблемными активами ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК». «Мы считаем необходимым в очередной раз обратить внимание руководства Самарской обл. и г. Тольятти, правоохранительных органов на недопустимую модель поведения ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ», который, не стесняясь, в открытую заявляет о совершении «двойных продаж» квартир. При этом лицемерно призывает руководство города и области, угрожая акциями обманутых дольщиков, «решить проблему с банком», -таким образом звучит выдержка из данного обращения. Такое заявление при желании можно оценить как попытку манипуляции общественным мнением. И вот почему. 18 марта на редакционный адрес электронной почты Областного аналитического еженедельника «Хронограф» пришло сообщение от имени пайщиков ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ», в котором говорится: «Все мы в разное время заключили договоры долевого строительства, в период с 2010 г. по 2014 г., с ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ» на постройку квартир. Оплата стоимости квартир нами оплачена полностью, что подтверждено квитанциями с печатью ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ», а также справками о полной оплате, выданными нам бухгалтерией ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ». 5 марта 2014 г. к дольщикам 127 квартир обратились представители ГЛОБЭКСБАНКа (через листовки) с уведомлением о том, что наши квартиры принадлежат банку и после сдачи дома мы будем выселены приставами. Мы в срочном порядке взяли выписки из ЕГРП на наши квартиры, где действительно подтверждено, что все наши 127 квартир принадлежат ГЛОБЭКСБАНКу и его сотрудникам». В этом же сообщении обратившиеся в «Хронограф» граждане заявили о готовности выйти на пикет 21 марта и 24 марта одновременно по разным адресам в Тольятти.

Активные действия ГЛОБЭКСБАНКа, по всей видимости, указывают на то, что в скором времени дом ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ» в 9-м квартале Автозаводского р-на Тольятти будет введен в эксплуатацию. ГЛОБЭКСБАНК настаивает, что имеет право требовать с ЖАСМИН-ДОМа передачу 127 квартир. При этом банкиры признались, что уже успели уступить часть требований физлицам. Но, как указал Арбитражный суд Самарской обл. в деле №А55-32117/2012, ГЛОБЭКСБАНК может потребовать от ЖСК передачу жилья «после того, как квартиры появятся как объекты гражданских прав (т. е. после получения разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию)». Представители ГЛОБЭКСБАНКа оперируют информацией о том, что банк якобы сумел получить и зарегистрировать в установленном порядке договоры долевого участия в строительстве дома. Однако банкиры почему-то не раскрывают всех тонкостей истории перехода прав требования недвижимого имущества с ЖАСМИН-ДОМа к ГЛОБЭКСБАНКу.

Истина раскрывается в суде

В другом арбитражном деле №А55-24153/2011 как раз и была разобрана ситуация появления ГЛОБЭКСБАНКа в качестве дольщика ЖАСМИН-ДОМа.

Из документов следует, что изначально дольщиком (заказчиком) строительства дома в 9-м кв-ле выступило ООО «М-Холдинг». На тот момент «М-Холдинг» в должности директора возглавлял Дмитрий Арискин, известный в Тольятти участием и в других не менее сомнительных проектах (см. «Хронограф» №12 (411) от 2.04.12).

Из документов суда следует: «21 февраля 2008 г. (у всех договоров одна дата подписания) председатель правления ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ» В. В. Данилов без получения согласия правления и общего собрания кооператива заключил с ООО «М-Холдинг» 159 договоров долевого участия в строительстве жилого дома по вышеуказанному адресу на 153 квартиры». Кроме того, речь идет и о строительстве 6 офисов. «Общая стоимость прав на недвижимое имущество, переданное 21 февраля 2008 г. в ООО «М-Холдинг», указанная в п. 3.1. договоров долевого участия на строительство жилого дома, составляет 292 272 565 р.», — отмечается в судебном акте. Т. е. нынешняя ситуация получила развитие после того, как председатель правления самого ЖАСМИН-ДОМа мог, вероятно, превысить собственные полномочия.

Но далее в судебных материалах можно увидеть информацию о том, что 2 апреля 2008 г. «М-Холдинг» переступил права на получение 127 квартир четырем организациям: ООО «Евро-Инвест», ООО «БЕРС», ООО «АЛТРЕЙД» и ООО «Евро-Профит». Как выяснилось, эти организации приняли на себя права инвесторов. Из раскрытых данных можно понять, что «Евро-Инвест», «Евро-Профит», «БЕРС» и «АЛТРЕЙД» начиная с 2006 г. передавали денежные средства «М-Холдингу». Последний проводил финансовые операции, связанные со строительством дома в рамках договора простого товарищества, заключенного между ЖАСМИН-ДОМом и «М-Холдинг».

Для обеспечения финансирования проекта «Евро-Инвест», «Евро-Профит», «БЕРС» и «АЛТРЕЙД» заключили с ОАО «НТБ» кредитные договоры, что также отмечено в судебных актах. Права по договорам инвестирования становятся залоговым обеспечением. Позже НТБ принял на себя право требования с ЖСК указанных 127 квартир. Позже ОАО «НТБ» было реорганизовано путем присоединения в ОАО «ГЛОБЭКСБАНК». Причем правопреемник НТБ — ГЛОБЭКСБАНК настаивал в суде на том, что в тот момент, когда «Евро-Профит» и другие инвесторы принимали права требования недвижимости с ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ», обязанность этого ЖСК по уплате денежных средств была выполнена силами «М-Холдинг» в полном объеме. Между тем суд установил: «Из выписки по расчетному счету ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ» в Поволжском банке Сбербанка России за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2009 г. видно, что оплата по 159 договорам долевого участия в строительстве не производилась». Представители ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ» также заявили, что по состоянию на 21 февраля 2008 г. у ЖСК был открыт расчетный счет только в Поволжском банке ОАО «Сбербанк России».

Капиталисты у руля

Гражданину, не сведущему в юридических тонкостях судебных процессов, практически не представляется возможным вникнуть в суть этого многолетнего и уже очень запутанного дела. Более того, в этих делах смешаны различные понятия, используемые при определении процесса строительства жилого дома. По логике, УКСК строит дом на средства, полученные от членов кооператива — пайщиков (см. «Хронограф» №40 (349) от 29.11.10). Пайщик — это член кооператива, т. е. один из собственников организации, которая руководит строительством. В связи с этим он вынужден делить с ЖСК все риски, связанные со строительством, — просрочка, плохое качество и даже случайная гибель объекта (пожар, ураган и т. п.). Законодатель подробно описывает взаимоотношения лиц, подписавших договоры долевого участия.

Дольщик -клиент организации, которая с ним заключила договор долевого участия в строительстве жилья.

На сделку паевого участия не распространяются гарантии, предусмотренные ФЗ №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Ни о каких гарантиях, которые положены дольщикам по этому ФЗ, речи в отношении пайщиков ЖСК быть не может. В двух этих видах взаимоотношений (участие в ЖСК или заключение договора долевого участия), которые формируются между человеком, решившим оплачивать строительство жилья, и застройщиком, принципиально разная юридическая природа. Права стороны по договору о долевом участии в строительстве защищены федеральным законодательством. Что касается пайщиков ЖСК, то их права всецело зависят только от порядочности и честности председателя ЖСК или членов правления этого кооператива. Как видно из случая с ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ», проблема, судя по всему, началась именно со странных действий председателя.

Причем именно в Тольятти почему-то до сих пор наиболее распространенной формой участия граждан в строительстве жилых домов является формат ЖСК. Не поддается никакому объяснению упорное стремление большинства тольяттинцев рисковать своими средствами ради получения жилплощади по привлекательным условиям, которые им обещают в рекламных объявлениях организаторы ЖСК. Последствия такого сотрудничества более чем наглядно сегодня можно наблюдать на примере с ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ».

Подтверждением сказанному может быть другая история, способная многое объяснить. В определенный момент в руководство ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ» сумела внедриться целая группа людей из НТБ (см. «Хронограф» №6 (405) от 20.02.12). Каков был общий план их действий, неизвестно до сих пор, но один эпизод получил огласку. Как только они оказались в составе правления ЖСК, тут же НТБ предоставил ЖАСМИН-ДОМу кредит, который ЖСК потратил на приобретение векселя НТБ. Впоследствии было инициировано разбирательство, получившее в арбитраже развитие в рамках дела №А55-16533/2011. «Избранные в правление ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ» лица, не являвшиеся членами ЖСК «ЖАСМИН-ДОМ», связаны с ОАО «НТБ»: Абрамова О.В. — бывший бухгалтер ОАО «НТБ», Зайцев К.И. — директор ООО «НТБ-Риэлт», Зиборов В.В. -директор тольяттинской дирекции ОАО «НТБ», Щелканов А.Г. — сотрудник ОАО «НТБ», Трясоумов П.В. — сотрудник ОАО «НТБ», — пояснил Арбитражный суд Самарской обл. Кредитный договор №КР-0207/09-Т был признан недействительным. Таким образом, вырисовывается общая картина взаимодействия НТБ с ЖАСМИН-ДОМом.

В настоящее время, по данным ЕГРЮЛ, председателем правления ЖСК является Николай Усков. Усков был назначен на эту должность в 2011 г. Кто в реальности стоит за фигурой Ускова, пока остается загадкой. Однако ЖСК на протяжении уже нескольких лет удается с переменным успехом противостоять ГЛОБЭКСБАНКу в судах, что в любом случае требует значительных финансовых и иных ресурсов. Но не трудно догадаться, что финансовые ресурсы ГЛОБЭКСБАНКа гораздо существеннее, нежели возможности изначальных пайщиков ЖСК. К примеру, имеющиеся у банкиров возможности уже были задействованы для организации настоящей информационной войны против ЖАСМИН-ДОМа и его пайщиков.

Насколько правдива информация, изложенная в письме банкиров, придется разобраться правоохранительным органам. Однако если те действия, которые ГЛОБЭКСБАНК инкриминирует ЖАСМИН-ДОМу, не найдут подтверждения, тогда представитель банка сам может быть уличен, к примеру, в ложном доносе.

На памяти сотрудников «Хронографа» имеется случай, когда руководству НТБ уже приходилось давать правоохранительным органам объяснения по факту жалобы о ложном доносе с их стороны.