Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (920) | 22 апреля 2024г.
 

Китайское счастье Птушкина

Требует дробления финансовых потоков «Силк Вэя»

Георгий Кизельгур

В начале апреля ООО «Силк Вэй», с ИНН 6312169878, раскрыло бухгалтерскую отчетность за 2023 г. Выручка торгующего грузовиками из КНР посредника превысила суммарный оборот, к примеру, трех нефтеперерабатывающих заводов ПАО «НК «Роснефть» на территории Самарской обл., составив 78,5 млрд р. Не исключено, что столь высокий показатель способен поставить перед бенефициаром «Силк Вэя» Константином ПТУШКИНЫМ (на фото) вопрос о дроблении финансовых потоков для оптимизации налогообложения. Впрочем, отсутствие движения навстречу сотрудничеству с властями может привести к отъему бизнеса у нувориша.

По итогам 2022 г. «Силк Вэй» с директором и соучредителем (50% в капитале) Константином Птушкиным стал одним из лидеров среди предприятий Самарской обл. в части роста выручки. По сравнению с 2021 г., выручка «Силк Вэя», выступающего дистрибьютором китайского автоконцерна Sinotruk, выросла в 3,76 раза и составила 28,3 млрд р. Чистая прибыль «Силк Вэя» «прыгнула» более чем в 15 раз, достигнув 1,82 млрд р. (см. «Хронограф» №37 (902) от 13.11.23).

2023 г. принес Птушкину новый рекорд. Выручка «Силк Вэя» за 12 мес. отчетного года поднялась до 78,5 млрд р. Чистая прибыль превысила 8,55 млрд р. Для сравнения, оборот столь глобальной структуры, как АО «Транснефть-Приволга», в 2023 г. составил 61 млрд р., чистая прибыль — 6 млрд р. Ближе к осени 2023 г. у Птушкина могло возникнуть понимание перспективы размера налогов, которые предстоит уплатить при таких оборотах.

В подобных ситуациях некоторые предприниматели начинают задумываться о создании конструкций для оптимизации налогообложения. В результате 20 сентября 2023 г. по адресу нахождения «Силк Вэя» (г. о. Самара, ул. Демократическая, 63а) было зарегистрировано ООО «Сино Трак Файненшал Сервисиз» с ИНН 6312217296 и основным видом деятельности «Финансовая аренда (лизинг / сублизинг)». 25 сентября 2023 г. Птушкин основал ООО «Атлас Трейлер» с ИНН 6312217345,

основным видом деятельности которого избрал производство прицепов и полуприцепов, а дополнительным — торговлю автотранспортными средствами. В этот же день Птушкин записался участником третьей фирмы — ООО «СВ Эстейт» с ИНН 6312217360 и основным видом деятельности «Управление недвижимостью». Все три новообразования получили уставный капитал 10 тыс. р. и составили цепочку с уже действующими боковыми структурами «Силк Вэя»: ООО «Русский дом экспорта» с ИНН 6315001344 (выручка за 2023 г. — 632 млн р., чистая прибыль — 100,8 млн р.) и ООО «СВ-Сервис» с ИНН 6330093290 (выручка за 2023 г. — 308 млн р., чистая прибыль — 58 млн р.). С помощью названных звеньев «Силк Вэй», похоже, будет иметь возможность осуществить в 2024 г. дробление финансовых потоков. Очевидно, подобного рода приемы способны позволить головной компании уклониться от уплаты налогов в надлежащем размере. Иными словами — минимизировать выплаты при общем налоговом режиме. К примеру, по итогам 2022 г. ООО «Силк Вэй» пришлось уплатить НДС в размере 2,662 млрд р. и налог на прибыль — 125 млн р. Размеры налоговых выплат «Силк Вэя» по итогам рекордного 2023 г. по выручке и прибыли дадут возможность понять, насколько владелец «Силк Вэя» способен адекватно воспринимать неоднократные предупреждения ФНС России о рисках, которые влечет дробление бизнеса для затеявших его предпринимателей. Это относится и к тезисам из недавнего послания президента РФ Владимира Путина, указавшего на то, что от притворного дробления следует отказаться ради цивилизованной работы в белую. Тем не менее в том же рекордном для себя 2023 г. Птушкин успел зарегистрировать пул новых юрлиц.

В текущем году повторить выдающийся результат по выручке Птушкину вряд ли удастся в силу обстоятельств, на которые он повлиять не сможет. Так, в начале марта российские предприниматели, работающие с импортом товаров из КНР, получили неприятное известие: сразу несколько крупных китайских банков отказались от приема платежей в юанях из российских кредитных организаций за запланированные поставки. Это «подвесило» в т. ч. уже готовые к отправке партии автомобилей.

Кроме того, в первой декаде апреля президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов провел заседание экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Государственной думы РФ. Мероприятие было посвящено развитию автомобильной и компонентной отраслей промышленности РФ, а также угрозам, сдерживающим их дальнейший рост и достижение технологического суверенитета. Соколов обрушился с критикой на китайских автопроизводителей, выкачивающих за рубеж выручку от продаж большого количества ввозимых автомобилей вместо инвестиций в развитие локальных производств на территории России. «В сегменте грузовиков ситуация не менее печальна: первое место в количественном и в денежном выражении уже несколько месяцев удерживает китайский производитель», — отметил Соколов, будто передавая персональный привет Константину Птушкину.

Шансом сохранить бизнес для Птушкина видится немедленное подключение к инициативам, декларируемым российскими властями от лица Соколова. Однако бенефициар «Силк Вэя», как уже отмечалось ранее, не спешит налаживать взаимодействие хотя бы с правительством Самарской обл. по вопросу подключения его компании к реализации ключевых инфраструктурных и социальных проектов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.