Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (863) | 5 декабря 2022г.
 

Маркетинговая активность Соколова

АВТОВАЗ стал спонсором питерского «Зенита»

Георгий Кизельгур

28 ноября АО «АВТОВАЗ» сообщило о заключении соглашения о сотрудничестве с санкт-петербургским футбольным клубом (ФК) ПАО «Газпром» «Зенит». Событие достойно внимания, особенно на фоне того, что в Самарской обл. есть свой ФК, играющий, так же как и «Зенит», в Российской премьер-лиге, и хоккейный клуб, стремящийся к переходу в Континентальную хоккейную лигу. Надо полагать, что прибывший из Санкт-Петербурга на место президента АО «АВТОВАЗ» Максим СОКОЛОВ (на фото) приступил к исполнению поставленных перед ним задач.

Днем ранее, 27 ноября 2022 г., аналогичную новость разместил на своем официальном портале ФК «Зенит». «В рамках соглашения бренд LADA становится официальным автомобильным партнером клуба», — говорится в сообщении. От имени АВТОВАЗа последовало заявление: «Компания предоставит клубу автомобили флагманской модели нового поколения LADA Vesta. В рамках соглашения LADA получает широкие возможности для проведения целого ряда совместных маркетинговых активностей: конкурсов и розыгрышей в социальных сетях, право на размещение рекламы на LED-бортах и экранах в чаше «Газпром Арены». Болельщики и зрители на домашних матчах смогут познакомиться с модельным рядом LADA на специальных экспозициях в рамках «Фан-Променада».

В этих же пресс-релизах приводятся комментарии президента АВТОВАЗа Максима Соколова. «Партнерство между LADA, лидером автомобильного рынка России, и футбольным клубом «Зенит», лидером Российской премьер-лиги, свяжет автолюбителей и футбольных болельщиков единой страстью к миру футбола, и впереди нас вместе ждут только яркие победы!» — уверен Соколов. Из спича президента АВТОВАЗа видно, что он не разделяет себя с питерской командой, принадлежащей ПАО «Газпром».

Стоит напомнить, что Соколов на тольяттинский автозавод был делегирован в мае 2022 г. Событие состоялось вследствие приостановки деятельности в России мажоритарного владельца АВТОВАЗа Renault Group.

Компаньоном французского концерна выступала госкорпорация «Ростех», возглавляемая генеральным директором Сергеем Чемезовым. 16 мая 2022 г. Минпромторг РФ официально объявил о передаче доли Renault Group в капитале АО «АВТОВАЗ» в госсобственность. Преемником от лица государства был определен партнер Ростеха ФГУП «НАМИ».

Про Соколова известно, что он коренной петербуржец (см. «Хронограф» №17 (841) от 30.05.22). «В мае 2012 г. назначен министром транспорта РФ, где проработал до 2018 г. В 2018-2019 гг. занимал высшие должности в ПАО «Группа ЛСР». В конце 2019 г. занял должность вице-губернатора Санкт-Петербурга, где курировал комитеты по развитию транспортной инфраструктуры, туризму, транспорту, инвестициям и комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга», — таким образом в биографической справке описан трудовой путь Соколова вплоть до появления на АВТОВАЗе.

Сразу после вступления Соколова на высокопоставленную должность на АВТОВАЗе, его предшественник, а сегодня полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров пообещал всестороннюю поддержку автозаводу со стороны государства. Такой поддержкой АВТОВАЗ пользовался с середины 2000-х гг., когда Ростех напрямую контролировал автогигант. Про государственные миллиарды, испарившиеся в пылу спасения АВТОВАЗа, говорилось не раз (см. «Хронограф» №16 (840) от 23.05.22).

Видимые обстоятельства подсказывали, что сегодняшнего президента АВТОВАЗа можно было назвать креатурой Ростеха, который с надрывом добивался возвращения госконтроля над предприятием.

В то же время в бытность федерального министра и во время пребывания в правительстве г. Санкт-Петербурга Соколов продемонстрировал умение работать в интересах различных центров влияния. Причем того же питерского куста (см. «Хронограф» №18 (842) от 6.06.22).

В конце ноября Соколов завязал партнерские отношения с ФК «Зенит», одним из самых дорогостоящих непрофильных проектов ПАО «Газпром» — бескомпромиссного оппонента Ростеха. «Мы рады приветствовать надежного партнера в лице бренда LADA в 15-миллионной семье участников и болельщиков футбольного клуба «Зенит». Нас объединяют общие ценности: не теряя верности традициям, мы стремимся всегда быть первыми и работать над внедрением инновационных идей. Наше сотрудничество пойдет на пользу не только обоим брендам, но и развитию российского футбола в целом», — такая цитата генерального директора ФК «Зенит» Александра Медведева приводится на сайте АВТОВАЗа.

Сомнительно, что вазовские машины станут драйверами развития российского футбола. Игроков «Зенита», наверное, только по принуждению можно заставить пользоваться плодами отечественного автопрома, не говоря о менеджменте ФК. Вазовские автомобили подойдут в качестве призов при проведении конкурсов среди болельщиков, но непосредственно к футболу такие мероприятия отнести сложно.

Самым эффективным способом развития футбола у спортивных функционеров считается увеличение финансирования. В этом плане АВТОВАЗ был бы более интересным партнером, нежели в качестве поставщика автомобилей. Особенно в случае если автозаводу уже организовали господдержку в виде денежных вливаний. При таких обстоятельствах можно констатировать, что смена собственника АВТОВАЗа оставила Ростех без ожидаемых дивидендов.