Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (842) | 6 июня 2022г.
 

Ростех отодвинули

Господдержку АВТОВАЗа будет курировать креатура Мишустина

Илья Ширтанов

28 мая председатель правительства РФ Михаил МИШУСТИН (на фото) подписал распоряжение о назначении председателем совета директоров АО «АВТОВАЗ» министра промышленности и торговли РФ Дениса МАНТУРОВА. Первому заместителю генерального директора госкорпорации (ГК) «Ростех» Владимиру АРТЯКОВУ не удалось повторно возглавить наблюдательный совет АВТОВАЗа. Анализ ситуации подсказывает, что АВТОВАЗ рассматривается Ростехом в качестве бюджетоприемника во внутрироссийской системе распределения финансовых потоков. При этом следует понимать, что запущенная процедура фактически не оставляет шансов местным поставщикам, которые, видимо, все еще строят иллюзии.

«Стратегия» Ростеха

В середине марта 2022 г. перед генеральным директором ГК «Ростех» Сергеем Чемезовым замаячила вполне осязаемая перспектива вернуть полный контроль над АВТОВАЗом (см. «Хронограф» №8 (832) от 14.03.22). До конца 2021 г. 100% АО «АВТОВАЗ» принадлежало зарегистрированной в Нидерландах Alliance Rostec Auto B.V. (Besloten Vennootschap, B.V. — частная компания с ограниченной ответственностью. – Прим. ред.). Начиная с 2019 г. доли в этом нидерландском СП были распределены между Ростехом (32%) и французской Группой Renault (Renault Group, 68%). К 2021 г. ряд обстоятельств привел к тому, что французская сторона согласилась на перевод СП, как держателя 100% акций АО «АВТОВАЗ», в российскую юрисдикцию.

В канун нового, 2022 г. 100% акций АВТОВАЗа были переданы новой совместной компании ООО «Лада Авто Холдинг», имеющей юридический адрес в г.о. Москва. Распределение долей в СП не изменилось, Ростех владел 32% в ООО «Лада Авто Холдинг», Renault S.A.S. — 68%. 23 марта 2022 г. совет директоров Renault Group принял решение о приостановлении деятельности в России. 16 мая минпромторг РФ официально объявил о передаче доли Renault Group в капитале АО «АВТОВАЗ» в госсобственность. Преемником от лица государства был определен партнер Ростеха ФГУП «НАМИ» (см. «Хронограф» №16 (840) от 23.05.22).

Сыгранная комбинация позволяла Ростеху продублировать сценарий 2009 г., когда команде Чемезова удалось растворить 70 млрд р., выделенных государством на т.н. «спасение» АВТОВАЗа. По курсу того года это порядка $2 млрд. В итоге убыточность АВТОВАЗа достигла 25 млрд р. Для безупречного завершения поставленных задач Ростеху оставалось продвинуть на ключевые должности АВТОВАЗа своих ставленников.

Кандидатуры в лице главы НАМИ Сергея Гайсина, чемезовского вазовца Максима Нагайцева (см. «Хронограф» №21 (802) от 15.06.21) или ветерана завода, бывшего гендиректора ООО «Lada Ижевск» (2014-2018 гг) Михаила Рябова, наверное, вполне были бы удобны Ростеху. Возможно, именно поэтому в медиапространстве упорно педалировались сведения об указанных лицах, одно из которых, по замыслу Ростеха, должно был занять место первого лица АВТОВАЗа.

В противовес заявленным амбициям на АВТОВАЗ завели независимую от Чемезова фигуру — бывшего министра транспорта РФ (2012-2018 гг.) Максима Соколова. Значительная часть биографии Соколова, связанная с работой в правительстве г.о. Санкт-Петербург, не давала повода рассматривать сегодняшнего президента АВТОВАЗа в качестве креатуры Чемезова. Пребывание в федеральных структурах власти также вряд ли может свидетельствовать о приверженности Соколова идеям Ростеха.

За пределами мечтаний

Из официальной справки, опубликованной на сайте АВТОВАЗа, известно, что впервые Максим Соколов занял должность в правительстве РФ в 2009 г. В тот период (2008-2012 гг.) председателем правительства РФ был действующий президент России Владимир Путин. Тогда Соколову доверили пост директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ.

В мае 2012 г. Соколов назначен министром транспорта РФ. В этой должности Соколова удерживали до 2018 г. За 6-летний период пребывания Соколова главой Минтранса были инициированы и реализованы такие масштабные проекты,

как строительство Русского моста в г.о. Владивосток, введена в эксплуатацию скоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург, открыто движение по Крымскому мосту, запущена в эксплуатацию система взимания платы с большегрузов «Платон». Некоторые проекты, в частности строительство «Крымского моста» и работа «Платона», неотрывно связаны с именем друга президента РФ Аркадия Ротенберга. В 2019 г. губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов пригласил Соколова на пост вице-губернатора, курирующего вопросы транспортной инфраструктуры, инвестполитики и туризма.

На посту президента АВТОВАЗа Соколов не самая удобная фигура для Ростеха. Данное обстоятельство само по себе наводит на размышления об источниках и мотивации модераторов сбоев чемезовских планов. Не возникает сомнений, что чемезовцы рассматривают сегодня АВТОВАЗ в качестве одного из крупнейших приемников господдержки. Причем таких сумм, о которых представители Ростеха не смели мечтать ни в 2009 г., ни сейчас. Хотя это пока только их мечты. Реальность же может преподнести прямо противоположные сюрпризы.

Не получив карманного президента на АВТОВАЗе, стратеги Ростеха могли попытаться реализовать инициативу продвижения члена своей команды на роль председателя совета директоров компании. Кандидатура первого заместителя генерального директора Ростеха, бывшего губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира Артякова могла бы быть наиболее перспективной. Особенно с учетом того, что Артяков с 2005 г., до переезда в самарский Дом правительства, уже имел двухлетний опыт председательствования в наблюдательном совете АВТОВАЗа.

Указанная версия не получила развития. Возможно, из-за непрактичности. Господдержку автопрому будет оказывать минпромторг, функционал Артякова сведется только к приему средств. Т.е. вопросы выделения средств в любом случае придется решать в Москве. Кроме того, появление Артякова на АВТОВАЗе может спровоцировать волнения, поскольку прежние фортели ростеховской команды еще не забыты. Персона Мантурова, в сравнении с Артяковым, куда лучше подходит для наблюдения за работой руководства АВТОВАЗа.

Назначение председателем совета директоров АВТОВАЗа Дениса Мантурова выглядит двояко. С одной стороны, Мантурова принято считать протеже Чемезова. В начале карьерного пути Мантуров 4 года, с 2003 г. по 2007 г., отработал генеральным директором ОАО «ОПК «Оборонпром», вошедшего в ГК «Ростех» в 2007 г. при ее создании. Далее в 2008 г. Мантуров получил назначение на пост заместителя министра промышленности и торговли, а в 2009 г. на АВТОВАЗ завели колоссальные бюджетные транши, которые принимали люди Чемезова.

Казалось бы, рокировка явного ростеховца Артякова на министра Мантурова хотя бы формально снимает некоторые вопросы относительно формирования новой группы стейкхолдеров АВТОВАЗа. С другой стороны, Денис Мантуров с 2012 г., т.е. уже 10 лет, сохраняет за собой портфель министра, и далеко не факт, что бывший оборонпромовец все еще беззаветно верен лозунгам Ростеха. Более того, в пользу версии о неоднозначности персоны Мантурова может свидетельствовать то, что у министра есть непосредственный начальник в лице председателя правительства РФ Михаила Мишустина.

Спаситель АВТОВАЗа

Никто не сможет опротестовать то, что Мишустин является профессионалом в деле учета денежных средств. 10 лет, с 2010 по 2020 г., в течение которых Мишустин возглавлял и реформировал Федеральную налоговую службу (ФНС) РФ, наделили сегодняшнего премьер-министра бесценным опытом администрирования бюджетных потоков. На сегодня это может быть самый востребованный актив в личном деле любого высокопоставленного чиновника. Уровень Михаила Мишустина позволяет предполагать, что АВТОВАЗ всего лишь один из элементов матрицы российской экономики, переформатирование которой происходит в настоящее время.

Важно отметить то, что Мишустин лично делегировал Мантурова на АВТОВАЗ. По этому поводу на сайте минпромторга РФ отмечается: «Денис Мантуров на безвозмездной основе займет пост председателя директоров крупнейшего российского производителя легковых автомобилей АВТОВАЗ. Соответствующее распоряжение №1352р от 28 мая, разрешающее это, подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин».

Таким образом, и трудоустройство Соколова, и назначение Мантурова можно считать превентивной мерой, направленной на то, чтобы ограничить аппетиты Ростеха в процессе приема господдержки АВТОВАЗу, которую анонсировали сразу несколько официальных лиц (см. «Хронограф» №17 (841) от 30.05.22). «Всю необходимую помощь» обещал организовать неформальный представитель госкорпорации «Ростех», бывший президент АВТОВАЗа (2009-2013 гг.), полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров.

Для Ростеха новый источник дохода, похоже, крайне необходим. Именно к такой версии подводят публикации федеральных СМИ о проблемах, которые испытывают оборонные предприятия. Причем авторы информационного холдинга РБК ссылаются на информацию, якобы полученную непосредственно от представителей компаний оборонного комплекса, подведомственного Ростеху. Указывается на снижение объемов производства как оборонной, так и гражданской продукции в связи с отсутствием комплектующих, импорт которых прекращен после введения антироссийских санкций западными странами.

Как вариант подобные исследования рынка можно рассматривать в качестве месседжа правительству РФ о необходимости допподдержки ОПК. Однако и в этом случае ключевое слово остается за Мишустиным, по протекции которого формируются и адресуются денежные транши.

Что касается АВТОВАЗа, то в построенной схеме уже сейчас однозначно просматривается условие финансирования, при котором тот, кто выделяет деньги, их и получает. Здесь роль Мантурова очевидна. На этом фоне совсем наивно выглядят ожидания местных поставщиков на встраивание в систему распределения Возможно, заказы будут. Но при сформированной конструкции финансирования традиционные поставщики вряд ли смогут даже приблизиться к кабинету администратора, не говоря о перспективах заключения прямых контрактов. Гарантом этой версии является то, что если бы стояла задача переориентировать АВТОВАЗ на российский модельный ряд и на местных поставщиков автокомпонентов, то на посту АВТОВАЗа появился бы не Соколов, а кто-нибудь из тех, кто более сведущ в производстве автомобилей.

Не следует забывать и то, что в краткосрочной перспективе в бюджетных потоках РФ может возникнуть дефицит ликвидности. Этому способствуют как западные санкции, так и решения правительства и Центробанка (ЦБ) РФ. В совокупности эти меры ведут к снижению экспортно-импортных операций, объемов биржевых торгов с применением рубля и к падению банковского кредитования. В результате РФ получает небывалое падение ВВП, снижение поступления валюты и невостребованность этой валюты на рынке из-за падения импорта. Таким образом, в среднесрочной перспективе следует ожидать дальнейшего укрепления рубля. Причем национальная российская валюта как минимум до осени, скорее всего, будет пробивать биржевые психологические барьеры один за другим. Это повлечет за собой одновременно падение покупательской способности и проблемы с пополнением бюджета.

В отношении АВТОВАЗа вся эта стагфляция приведет к проблемам как формирования «бюджетной помощи», так и сбыта готовой (если таковая будет, конечно) продукции. Работа на накопители, в конце концов, приведет к новым проблемам. В общем, денег на всех явно не хватит. Тут бы заработать самим разработчикам кампании по очередному спасению отечественного автопрома.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.