Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (847) | 11 июля 2022г.
 

Хаб работает!

Самарской области грозятся доверить освоение 5,6 миллиарда рублей

ИА «Центр-Инфо»

28 июня на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) депутаты утвердили изменения в бюджет, а именно распределили 5,6 млрд р., поступивших из федерального центра. 2,2 млрд р. из них должны поступить в течение второго полугодия 2022 г. якобы на дорожные работы. Между тем новые экономические реалии показывают, что приходящие из федерального центра миллиарды имеют не связанное с регионом предназначение. Дополнительные краски в картину аврального освоения средств налогоплательщиков добавляет заявление Министерства финансов РФ о желании провести общероссийский секвестр на 1,6 трлн р. Сегодня с полным правом можно говорить о том, что Самарская обл. начала выполнять функции «финансового хаба».

Программно-непрограммные траты

На последнем в весенней сессии пленарном заседании СГД депутаты одобрили изменения в бюджет Самарской обл. т.г. Предусмотрено увеличение доходной части бюджета Самарской обл. на 5,6 млрд р. за счет «дополнительных целевых безвозмездных поступлений» из федерального бюджета. Из них самая крупная сумма — 2,2 млрд р. — запланирована на финансирование, как сказано в сопроводительной документации, «дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования». Остальные средства планируется распределить следующим образом: «1,2 млрд р. -на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда; 704 млн р. — на профессиональное обучение работников промышленных предприятий; 405 млн р. -на модернизацию первичного звена здравоохранения». При этом никто не обратил внимания на то, что столь существенная сумма (2,2 млрд р.) на «дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог» поступит во втором полугодии.

Впрочем, определенная логика в этом есть. По сообщению информационного холдинга РБК от 4 июля т.г. в общефедеральном масштабе: «В 2023 г. траты планируется уменьшить на 557 млрд р., в 2024 г. — на 539 млрд, в 2025 г. — на 534 млрд. Секвестр затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62. Больше всего расходов в следующие три года министерство предлагает снять с госпрограмм «Развитие транспортной системы» (390 млрд р.), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд р.), «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд р.)». Как-то ненавязчиво просматривается логика, что из «отрезанных» в среднесрочной перспективе 390 дорожных миллиардов 2,2 млрд доверено освоить через «самарский финансовый хаб» (см. «Хронограф» №18 (842) от 26.06.22). Причем время пошло. Осваивать нужно до нового года.

Серьезная сумма

Дальнейшие параметры высокоэффективного привлечения инвестиций в Самарскую обл. вопросов вызвать уже не должны. Конечно, по логике неискушенных в формировании бюджетных потоков людей наиболее благоприятный период для проведения дорожных работ — лето. Следовательно, подготовку к формированию заказов с последующей процедурой проведения торгов следует начинать за несколько месяцев до начала исполнения самих работ. Обычно это I кв. финансового года. В случае с поступившими в начале второго полугодия 2,2 млрд р. исполнение самих дорожных работ может сдвинуться в лучшем случае на позднюю осень. Качество дорожных работ, выполненных в столь жестких климатических условиях, будет соответствующим. Впрочем, 28 июня речь, скорее всего, шла не о качестве дорожных работ, а о качестве работы «финансового хаба». Видимо, поэтому никого из «народных избранников» угроза осеннего дорожного строительства не потревожила. Готовясь выполнить ответственное финансовое задание, председатель СГД Геннадий Котельников (очень ответственный работник) подчеркнул: «Депутаты одобрили внесение изменений в бюджет региона, утвердили дополнительно более 5 млрд средств федерального бюджета. Это очень серьезная сумма». Кто бы спорил. Сумма действительно серьезная.

При этом следовало бы уточнить, что дополнительные 2,2 млрд р. на дорожные работы во втором полугодии — это не просто «очень серьезная сумма». Она несоизмерима с тем, что имелось в распоряжении руководства региона в начале т.г. при распределении заказов на предстоящий год. 16 декабря 2021 г. первый заместитель председателя комитета Государственной думы (ГД) РФ по бюджету и налогам Леонид Симановский в интервью ГАУ Самарской обл. «Самарское областное вещательное агентство» (СОВА) сообщил, что из федерального бюджета в бюджет Самарской обл. в начале 2022 г. выделено 1,9 млрд р. на дорожные работы. Далее, 11 января 2022 г., министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Иван Пивкин подписал приказ №7 «О распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на осуществление дорожной деятельности...» с итоговой суммой 1,78 млрд р. Это уже собственные средства областного бюджета. Итого 3,68 млрд р. на год. Т.е. по 1,84 млрд р. на каждое полугодие. На этом фоне дополнительные безвозмездные 2,2 млрд р. во втором полугодии выглядят не только серьезной суммой, но еще и гигантской.

Шефский секвестр

С трудом верится, что в правительстве РФ не осознают происходящего. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин (на правом фото) обладает информацией, доступ к которой может быть закрыт депутатам ГД РФ даже уровня Симановского. Да и губернаторский корпус по ряду объективных причин не может обладать всей полнотой замыслов, реализуемых сегодня Мишустиным. С учетом возникших в т.г. внешнеполитических обстоятельств эти замыслы могли быть подвергнуты основательной корректировке. Официальные причины были озвучены 18 апреля т.г. председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной. В тот день она выступила в ГД РФ с докладом: «Мы видим, что санкции ужесточаются практически каждый день... период, когда экономика может жить на запасах, конечен. И уже во II — начале III кв. мы войдем активно в период структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса для многих предприятий». По итогам прозвучавшего доклада эксперты полагали, что для бюджетной сферы это может означать лишь одно — секвестр (см. «Хронограф» №15 (839) от 4.05.22). Тем не менее анализ получивших ускорение в течение II кв. т.г. многомиллиардных трансфертов из федерального бюджета в субъекты РФ дал основание для более любопытных версий.

19 мая т. г. первый заместитель руководителя Администрации президента (АП) РФ Сергей Кириенко на марафоне «Новые горизонты» российского общества «Знание» заявил: «Сейчас президентом принято решение, что российские регионы возьмут шефство над районами, муниципалитетами Донецкой и Луганской народных республик».

Самарская обл. одной из первых заявила, что будет курировать восстановление г. Снежное в Донбассе. «27 мая губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров (на левом фото) и глава администрации г. Снежного Александр Скворцов подписали соглашение на основе принципов договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР. Регион направил в Снежное, помимо гуманитарной помощи, фуру со строительными материалами, 9 ед. специализированной техники для коммунальной и дорожностроительной деятельности. Также в Снежное прибыли бригады медицинских работников, сотрудников по ЖКХ, строительству, дорожному хозяйству», — сообщила 27 мая пресс-служба губернатора Азарова (https://www. samregion. ru/ press_center/ e vents/ samarskaya- oblast- pervoj- iz- regionov- rossii- zakluchila- soglashenie- o- sotrudnichestve- s- gorodom- v- dnr/).

9 июня этот же источник сообщил: «9 июня губернатор Дмитрий Азаров провел встречу с руководителями промышленных предприятий, строительных и дорожных компании, выразивших готовность внести свой добровольный вклад в восстановление мирной жизни на территории ДНР и ЛНР. Одним из вопросов стало оказание поддержки г. Снежное ДНР. Первостепенные задачи — подготовка социальной инфраструктуры к новому учебному году и отопительному сезону» (https://www. samregion. ru/press_center/news/ dmitrij- azarov- obsudil- voprosy- okaza- niya- pomoshhi- zhitelyam- donbas- sa- s- biznes- soobshliestvom- regiona/).

29 июня информационный холдинг РБК сообщил: «Как минимум 18 российских регионов объявили о шефстве над населенными пунктами или районами ДНР и ЛНР». Далее в РБК попытались узнать финансовую сторону вопроса: «Россия в течение ближайших двух лет вложит более 2 трлн р. в экономику ДНР, сказал на Петербургском экономическом форуме премьер ДНР Виталий Хоценко. Глава ЛНР Леонид Пасечник в конце февраля оценивал восстановление республики в 1,5 трлн р. РБК опросил власти регионов о правовых основаниях шефской помощи, источниках ее финансирования и предполагаемом объеме. Ни один из представителей опрошенных РБК региональных властей не привел данных о том, сколько средств будет выделено на помощь ЛНР и ДНР». Надо полагать, что опрошенные РБК представители региональных властей «не привели данных» по причине того, что это значительно выше уровня компетенции даже самих губернаторов регионов, принявших на себя шефство.

Зато обращает на себя внимание некий «трансфертный паритет». 1,5-2 трлн р., необходимые на «восстановление республики», как-то слишком явно бьются с 1,6 трлн р., необходимыми для «секвестра 59 направлений». Кроме того, не следует забывать еще один аспект «секвестрного восстановления».

Люди, знакомые с формированием бюджетных потоков, прекрасно понимают удобство схемы, где базовый поток формируется в федеральном центре за счет перераспределения средств из одних программ в другие. Средства направляются в регионы, где эти уже региональные потоки проходят глубокое переформатирование, приобретая формы региональных затрат или вообще частных пожертвований с последующим выводом за пределы региона, а то и (что гораздо важнее) за пределы РФ. Таким образом, становится понятно, зачем Сергею Кириенко понадобилось кураторство над ДНР и ЛНР.

Высокопоставленная методология

Решения о размерах шефской помощи регионов принимаются на уровне премьер-министра Михаила Мишустина и первого заместителя руководителя АП РФ Сергея Кириенко. Этот тандем интересен тем, что, скорее всего, именно Кириенко в январе 2020 г. сумел добиться назначения Мишустина на должность премьера. Премьерская должность, в свою очередь, интересна тем, что п. 3, ст. 92 Конституции РФ позволяет председателю правительства временно исполнять обязанности президента РФ. Понятно, что столь ответственная опция требует концентрации ресурсов, в т.ч. финансовых. При этом архитектура финансовых потоков должна обеспечивать низкую заметность этой финансовой логистики и высокую устойчивость схемы от действий недоброжелателей. Так что вполне логичным было бы предположить, что суть этих «секвестрно-трансфертных решений» может заключаться в расщеплении крупных потоков федерального бюджета на более мелкие — региональные с их дальнейшим агрегированием (см. выше). Трансферты приходят целевым образом и уходят экс-региональным исполнителям. У исполнителей возникают обязательства по дальнейшему перемещению средств. В свою очередь, у регионов, получающих трансферты, возникают обязательства по формированию своих исходящих экс-региональных финансовых потоков. Наконец, на регионы, видимо, возлагается функция дробить часть потоков на «копеечные» заказы, проводимые через малопонятные фонды, АН О и общественные организации опять же с предполагаемой последующей консолидацией «непонятно где». Все на том же пленаре СГД шла речь в т.ч. о бюджетных вливаниях в вышеупомянутые организации в пределах 10-30 млн р. на заказ. Этот бюджетный федерализм как нельзя лучше соответствует бессмертным идеям гуру советской методологии Георгия Щедровицкого (1929-1994 гг.). В целом же эта «структурная трансформация» являет собой не более чем монетизированную версию брежневского Госплана, реализуемую под жестким контролем федерального правительства.

Причем потенциал кабинета Мишустина уже впечатляет. Высокую эффективность работы правительства РФ демонстрирует начавшееся 1 июля т.г. падение рубля. Помимо того что заканчивается очередной период уплаты НДПИ (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом), налога на прибыль и обычных экспортных пошлин, главный аналитик портала Банки.ру Богдан Зварич считает, что «рынок активно воспринимает словесные интервенции, указывающие на возможность мер, направленных на ослабление рубля». Говоря нормальным человеческим языком, никаких существенных факторов для ослабления рубля сегодня нет. Причем в ближайшей перспективе и не ожидается. Если демагогия, исходящая из федерального Белого дома, способна хотя бы на несколько дней развернуть рубль, то становится понятно, кто сегодня в РФ заказывает музыку...

...а кто отплясывает Камаринскую

Реализацию процедуры расщепления крупных финансовых бюджетных потоков из федерального центра способны обеспечить региональные власти на местах. Описание региональной технологии можно найти в методичке 2015 г. Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (ОНФ) по выявлению «серых» схем в госзакупках. Издание получило название «Серая книга Остапа Бендера». В ней было описано 24 «серые» схемы. Изложенная в ней «Схема №16. Скорость — вежливость королев» подразумевает разбивку заказа на группу более мелких и, соответственно, менее приметных. Таким образом, необходимость применения теории расщепления крупных финансовых потоков может иметь цель, аналогичную той, что предусматривает «Схема №16» из методички ОНФ. Впрочем, ничего удивительного в этом совпадении нет. У современного бюджетного процесса и у «Серой книги Остапа Бендера» автор-то один. Хотя, скорее всего, коллективный.

Между тем для работы «финансового хаба» в регионах нужны надежные исполнители. Точнее, абсолютно контролируемые чиновники (главы регионов). Причем дело предстоит серьезное. Не всякий согласится. Например, предыдущий губернатор Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин в свое время как-то неактивно реализовывал свои шефские полномочия в отношении Респ. Крым. Однако, по словам одного нобелевского лауреата, времена, они меняются (The times they are a-changin"). Как, в общем-то, и губернаторы. Сегодня вполне логично предположить, что действующий губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров сумел вписаться в пул наиболее надежных узловых операторов финансовых потоков. Этим фактором может объясняться его устойчивость к систематически проводимым оппонентами атакам (см. «Хронограф» №15 (839) от 4.05.22).