Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (840) | 23 мая 2022г.
 

Падение с набережной

Сонин попал под переформатирование рынка госзаказов Самарской области

Илья Ширтанов

16 мая была официально раскрыта информация о приостановлении определения подрядчика на производство работ по проектированию и реконструкции набережной Автозаводского р-на г.о. Тольятти. Цена контракта превышает 1,4 млрд р. Значительная часть финансирования проекта должна производиться из средств федерального бюджета. В 2021 г. на объект зашла самарская компания АО «Волготрансстрой-9» (ВТС-9) Вячеслава СОНИНА (на фото). Сейчас перед ВТС-9 возникла угроза потери заказа, в рамках которого будут продолжены строительные работы. Данный инцидент укладывается в канву о тенденциозности процессов выхолащивания региональной экономики.

Дорогая набережная

Начало реконструкции набережной Автозаводского р-на в Тольятти ожидали не только горожане. Еще на этапе обсуждения планов работ озвучивались десятизначные суммы, которые потребуются на финансирование проекта. Анонсировалось, что новая набережная обойдется бюджету в 4,7 млрд р. Интрига разрешилась в конце декабря 2020 г., когда был объявлен победитель аукциона на «выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г. о. Тольятти».

Контракт ценой 743,9 млн р., фигурирующий на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki. gov.ru под №2631585657221000001, был передан на исполнение ВТС-9. Компания входит в Группу «ВТС», бенефициаром которой является известный самарский бизнесмен Вячеслав Сонин (см. «Хронограф» №3 (827) от 31.01.22). Работы стартовали в 2021 г.

В июне 2021 г. администрация г.о. Тольятти выпустила пресс-релиз следующего содержания: «В Тольятти продолжаются стартовавшие весной работы по реконструкции набережной Автозаводского р-на. Заказчиком реализации масштабного проекта, финансируемого за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, выступает управление капитального строительства Самарской обл. С этой целью земельный участок, на котором располагается набережная, ранее был передан в областной Минстрой».

Отдельно была выделена характеристика, которую объекту дал губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров: «Губернатор Самарской обл.

Дмитрий Азаров назвал тольяттинскую набережную одним из ключевых проектов, которые реализуются на территории региона». При этом можно смело утверждать, что одной из самых привлекательных составляющих «ключевого проекта» является сумма, которую предстоит освоить на масштабном строительстве до 2023 г.

Нежданный гость

Необходимо отметить, что еще в декабре 2020 г. ВТС-9 пришлось конкурировать за право освоить несколько сотен миллионов на реконструкции тольяттинской набережной. Вероятнее всего, изначально планировалось воспользоваться стандартной схемой созидания видимости конкурентной борьбы, для чего в паре с ВТС-9 на аукцион заявилась еще одна организация Группы «ВТС» — АО «ВТС МЕТРО».

При таком формировании обстоятельств у ВТС-9 появлялась возможность забрать контракт по начальной, максимальной цене в размере 855 млн р. Однако в процесс торгов вступил независимый от Группы «ВТС» участник в лице АО «Гидроремонт-ВКК». Последнее является стопроцентной дочкой ПАО «Русгидро», о чем свидетельствуют данные из ЕГРЮЛ.

Предложение АО «Гидроремонт-ВКК» составило 748 млн р., что меньше максимальной цены контракта на 12,5%. ВТС-9 пришлось уступить еще 0,5%. Т.е. ВТС-9 согласился на дисконт в размере 13% от максимальной цены контракта. В натуральном выражении сумма скидки, предоставленной ВТС-9, составила порядка 111 млн р.

Можно было полагать, что, закрепившись на плацдарме, Группа «ВТС» уже не сдаст своих позиций до окончательного завершения проекта. Очередные торги, завершившиеся в середине мая 2022 г., указали на ошибочность такого предположения. По версии, размещенной на портале zakupki.gov.ru, на конкурс на освоение более 1,4 млрд р. поступила единственная заявка, признанная закупочной комиссией соответствующей установленным требованиям. До заключения контракта процесс не дошел. Этот же источник сообщил о поступлении жалобы в антимонопольную службу. 16 мая 2022 г. портал zakupki.gov.ru обнародовал информацию и принятии жалобы к рассмотрению, а также о приостановлении определения исполнителя контракта. Судя по представленным данным, обращение будет рассматривать ФАС России посредством видео-конференц-связи.

Жалобщиком выступила новороссийская компания ООО «Новоросинжиниринг». По данным ЕГРЮЛ, единственным владельцем «Новоросинжиниринга» является Валерий Безуглов, директором – Владислав Безуглов. По итогам 2021 г. «Новоросинжиниринг» показал выручку в размере 94 млн р. Обороты компании в предыдущие годы находились примерно на таком же уровне. «Новоросинжиниринг» реализовывался на юге России, конкурировал за госконтракты в Ростовской обл. и Краснодарском крае.

Куски самарского пирога

Что сподвигло «Новоросинжиниринг» обратить свое внимание на контракт в Тольятти, пока остается невыясненным. Вместе с тем надо сказать, что тезисы жалобы «Новоросинжиниринга», адресованной ФАС, выглядят весьма убедительно. Для подрядчика, почти подобравшегося к бюджетному миллиарду, судя по всему, есть повод для беспокойства.

Дело в том, что в Самарской обл. аналогичные ситуации наблюдаются все чаще. К примеру, в 2021 г., когда ВТС-9 все же сумел обойти конкурента в борьбе за право работать на набережной в Тольятти, не менее титульной, чем Группа «ВТС», ГК «Амонд» Ростислава Хугаева уступила контракт москвичам.

Весной 2022 г. были сорваны планы министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Минтранс сформировал лот ценой 1,94 млрд р. на выполнение работ по нанесению разметки на дорогах регионального или межмуниципального значения. Жалоба ивановского ООО «Профессионал» заставила отменить закупку и разделить работы на несколько лотов (см. «Хронограф» №15 (839) от 4.05.22).

17 мая была опубликована информация о том, что контракт ценой 883 млн р. на проведение работ по нанесению дорожной разметки на юге самарского региона передается московскому ООО «Эксперт». Последнее, до экспансии в Самарскую обл., принимало на исполнение заказы, сформированные ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги». На контрактах с московским ГБУ «Эксперт» выручил порядка 16 млрд р.

Имя победителя закупки на проведение аналогичных работ на севере Самарской обл. на 18 мая не было оглашено. Тем не менее можно предполагать, что внедрение экс-регионального бизнеса будет продолжаться. Причем сегодня в Самарской обл. это уже заметно не только в сфере строительства и ремонта дорог.

В итоге все потуги губернатора Азарова по привлечению федерального финансирования, в т.ч. на реализацию национальных проектов, сводятся к тому, что поступившие средства вновь уходят из Самарской обл. Причем трансферты раздуваются за счет софинансирования из регионального и местных бюджетов. Иными словами, на реализации проектов из Самарской обл. вымывается денег больше, чем федеральный центр передает региону.

По сути, сейчас наблюдается обратный эффект от поддержки из вышестоящего бюджета. При подобной ситуации в Самарской обл. уже у федерального центра могут возникнуть вопросы относительно целесообразности выделения финансирования региону, который не в состоянии удержать средства в пределах субъекта.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.