Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (800) | 31 мая 2021г.
 

Бойтесь данайцев

Мусорщикам из Красного Яра нельзя идти на поводу у Александра Милеева

Егор Кошеров

24 мая ООО НПФ «Полигон» взыскало с регионального мусорного оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» (ЭСР) задолженность за услуги по захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) на подконтрольной территории. С расчетом прослывший бенефициаром ЭСР депутат Самарской губернской думы Александр МИЛЕЕВ (на фото) может тянуть специально. Хозяев «Полигона» и сопутствующего бизнеса по вывозу ТКО депутат склоняет к продаже якобы убыточных активов по бросовой цене. Не все они понимают, что в случае совершения сделки рискуют остаться без денег. Выгоднее сохранить себя на рынке, чтобы успешно конкурировать с демонстрирующим нескромные аппетиты регоператором.

Беспокойное наследство

С иском к ЭСР 000 НПФ «Полигон» с ИНН 6317051580 (Полигон-1) обратилось в марте т. г. Арбитражному делу присвоен №А55-7815/2021. Задолженность образовалась по договору №7П от 29 ноября 2019 г. Согласно договору, истец принимал на себя обязательство оказать ответчику услугу по захоронению ТКО на территории Красноярского р-на, неподалеку от пос. Новосемейкино. В этом месте Полигон-1 и аффилированные ему компании владеют несколькими площадками для осуществления данного вида деятельности. Есть соответствующие лицензии. По сути, ЭСР, заключая договор с Полигоном-1, не имел выбора: собственных мощностей по захоронению ТКО у регоператора тогда было крайне мало. На фоне того, что владельцы Полигона-1 фактически подставили ЭСР дружеское плечо, поведение регоператора с задержкой расчетов выглядит странно. Суд нашел необходимым взыскать с ЭСР в пользу Полигона-1 166 тыс. р.

С момента появления регоператора дела с ним вел создатель Полигона-1 Валерий Танаев. В компании Танаеву принадлежало 41,67% долей; остальными 58,33% долей номинально распоряжался родной брат Танаева Владимир Танаев, по свидетельствам знавших его лиц якобы злоупотреблявший алкоголем.

В 1999 г. Танаевы учредили ООО НПФ «Полигон» с ИНН 6376012657 (Полигон-2). Это более оборотистая, чем Полигон-1, фирма, выручка которой ежегодно составляет десятки миллионов рублей. Полигон-1 сдает Полигону-2 в аренду участки под захоронение отходов. Номиналу Владимиру Танаеву в капитале Полигона-2 отписали 44% долей, за собой Валерий Танаев оставил 35% долей. Еще 21% долей перешло в собственность Александра Савельева.

Для повышения интенсивности загрузки «Полигонов» отходами Валерий Танаев в 2014 г. создал также ООО «СВЕМ» с ИНН 6376024317. Общество по договорам с юридическими и физическими лицами занялось сбором и транспортировкой ТКО до мест захоронения. Выручка СВЕМа на протяжении семи лет измерялась десятками миллионов рублей. Цикл замыкает ООО «Экоиндустрия» с ИНН 6317072630 и оборотами, сопоставимыми с выручкой СВЕМа. Валерий Танаев контролировал порядка 61% долей в капитале «Экоиндустрии», Владимир Танаев распоряжался 39% долей. «Экоиндустрия» специализируется на переработке ТКО, доставляемых СВЕМом на собственные полигоны.

Танаев сумел выстроить систему обращения с отходами так, чтобы максимальное их число могло быть превращено в полезные фракции. Не имел привычки наживаться на долгосрочных партнерах, любил свой трудовой коллектив. Отличался порядочностью не только в бизнесе, но и в быту. Показательно поведение Валерия Танаева в марте 2017 г., когда его брат, Владимир Танаев, на почве распития спиртных напитков был похищен с целью вымогательства выкупа. Как следует из приговора Красноярского районного суда Самарской обл. от 14 декабря 2017 г. по делу №1-144/2017, Валерий Танаев, вместо того чтобы оставить родственника в беде, согласился платить и попросил у преступников отпустить похищенного.

Благородством Валерия Танаева, по данным редакции Областного аналитического еженедельника «Хронограф», не раз пользовался и бенефициар ЭСР, рвущийся в Государственную думу РФ, Александр Милеев.

Так, из материалов арбитражного дела №А55-12692/2020 видно, что ЭСР задолжал Полигону-1 за захоронение ТКО за весь 2019 г. Долг в размере 5,4 млн р. был выплачен ближе к осени 2020 г., похоже, вскоре после смерти Танаева, чье здоровье не могли не подкосить вышеописанные потрясения. Тут же родилась легенда, авторство которой приписывают Милееву. Она гласит, что на смертном одре Танаев якобы обещал продать ЭСР как минимум две свои компании из четырех. Речь могла идти о Полигоне-1 и Полигоне-2. По поводу СВЕМа также якобы была достигнута предварительная договоренность.

Жадность арендатора

Намерение бенефициара ЭСР поглотить бизнес красноярских мусорщиков не бьется с тем, как регоператор работал почти два с половиной года с момента наделения его этим статусом. Соглашение с министерством энергетики и ЖКХ Самарской обл. от 1 ноября 2018 г. дало ЭСР возможность обеспечить сбор, накопление, транспортировку ТКО с привлечением третьих лиц. Услугами сторонних организаций ЭСР разрешили пользоваться также при обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО. Чем регоператор не преминул воспользоваться.

Известно, к примеру, о сделке Александра Милеева с близким себе по жизненной ориентации главой администрации Красноглинского р-на г. Самары (2015-2018 гг.) Олегом Комаровым. Для сбора и транспортировки ТКО были наняты мусоровозы, принадлежащие фирме Комарова ООО «ТрансЭко». С тех пор «ТрансЭко» оказывает ЭСР услуги, которые регоператор щедро оплачивает. За 2020 г. выручка перевозчика составила 267 млн р., чистая прибыль достигла 33,8 млн р.

Другой пример — сотрудничество ЭСР с ГУП «Экология», возглавляемым товарищем Милеева Константином Рядновым. На полигоне твердых бытовых отходов «Преображенка» ГУП в интересах регоператора размещает ТКО и производственные отходы 4-го, 5-го классов опасности. Здесь же работает т. н. «участок проблемных отходов», отвечающий за обезвреживание и обработку ртутьсодержащих элементов 1-го класса опасности.

Однако такому партнеру, как Танаев, ЭСР регулярно задерживал платежи. Видимо, не для того регоператору утверждают завышенные тарифы и выделяют огромные субсидии, чтобы тратиться на подрядчиков из Красного Яра. Прокрутить предназначенные к перечислению полигонам деньги на определенном временном отрезке для ЭСР, вероятно, намного прибыльнее, чем взять банковские кредиты. Пока кредиторы просудят долг, инфляция съест его с потрохами. Так в текущей рыночной ситуации, в общем-то, склонны действовать все монополисты, не только мусорные.

Впрочем, Танаев, грамотно распоряжаясь мусоровозами и свалками, приспособился к навязанным правилам и едва ли не в одиночку продолжил быть самостоятельным оператором для хозяйствующих субъектов. «Расценки у них дешевле, да и работают они качественнее, — рассуждали многочисленные клиенты. — К чему лишняя прокладка в виде регоператора?»

Опорожнять накопленные контейнеры по прямым договорам для того же СВЕМа сегодня важнее, чем выезжать на заказы, спускаемые «сверху». Обретает актуальность любопытная оговорка из соглашения ЭСР с Минэнерго. Она звучит так: «Количество допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест накопления в год по вине регионального оператора составляет не более 49 раз». Т.е. 50-й невывоз в течение календарного года грозит ЭСР санкциями вплоть до прекращения соглашения из-за ненадлежащего исполнения обязательств по нему. Понятно, что министерство цепляться за нарушения не станет (см. «Хронограф» №18 (799) от 24.05.21).

А вот уставший ходить за деньгами исполнитель услуг для регоператора при наличии юридической хватки способен испортить тому всю малину.

Без регоператора и доходы вырастут

Александр Милеев, похоже, затеял игру на опережение. Его замысел может состоять в посадке перевозчика СВЕМа и аффилированных полигонов на голодный паек, чтобы позднее они сами предложили ему купить убыточные активы с хорошим дисконтом. Для этого Милеев уже несколько месяцев обхаживает наследников Валерия Танаева. Инертного Владимира Танаева, владеющего большинством долей в Полигоне-1 и Полигоне-2, бенефициар ЭСР вроде как убедил. Но Ирина Макарова (вдова Валерия Танаева), контролирующая СВЕМ и «Экоиндустрию», пока в сомнениях. Ее доли в бизнесе Милеев якобы оценил в 200 млн р. По некоторым данным, при давлении на Макарову практикуется прием в духе нечестных коммивояжеров и организаторов лотерей: «Забирай, сколько дают, и будь счастлива». Делаются полупрозрачные намеки, что вывоз и обработка ТКО без полигонов станут нерентабельными. Это, конечно же, не так. Что места для захоронений, что средства для транспортировки отходов в современных условиях представляют собой высоколиквидные активы. Об этом свидетельствует выручка Полигона-1, Полигона-2, СВЕМа и «Экоиндустрии» до появления регоператора. На круг она составляла как раз порядка 200 млн р. Отсюда рыночная стоимость бизнеса, который напоминает последний оплот либерализма в насаждаемой в регионе ради ЭСР мусорной реформе, как минимум в 3 раза больше.

Кстати, после пришествия ЭСР клиентов у созданных Валерием Танаевым предприятий не убавилось. К их услугам прибегают даже государственные и муниципальные структуры, бюджет которых, казалось, по умолчанию должен полностью оседать в карманах ЭСР. Научиться считать деньги, особенно казенные, сегодня обязаны все, а потому договоры на вывоз и обращение с ТКО следует заключать по минимально возможным расценкам. Привычка к демпингу, нереальная для регоператора с его неуемными аппетитами, дает правильно мыслящим наследникам Танаева хорошие шансы на успешную конкуренцию с ЭСР.

Правда, отдельные наследники все еще находятся в раздумьях. Видимо, они еще не до конца осознали, что в случае отчуждения активов Милееву существует риск не получить за экономически привлекательные доли вообще никакой компенсации. Образцом следования ЭСР обычаям делового оборота являются его неплатежи за оказанные услуги. Что уж говорить о ситуации, когда на кону суммы с восемью нулями. Не закончится ли история с охмурением вдовы Макаровой банальным обманом, выяснится очень скоро. На 6 июня назначен решающий раунд переговоров по продаже бизнеса.

Справка:

Динамика доходов ООО «СВЕМ», ООО «НПФ Полигон» с ИНН 6376012657, ООО «Экоиндустрия» до и после начала отношений с региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс»:

До начала отношений:

ООО «СВЕМ»: 2017 г.  — 56,2 млн р., 2018 г. -49 млн р.;

ООО «НПФ Полигон»: 2017 г.  — 48,3 млн р., 2018 г.  — 60 млн р.:

ООО «Экоиндустрия»: 2017 г.  — 53,5 млн р., 2018 г.  — 62,1 млн р.

После начала отношений:

ООО «СВЕМ» 2019 г.:  — 37,5 млн р., 2020 г. -33,6 млн р.;

ООО «НПФ Полигон»: 2019 г.  — 53,7 млн р., 2020 г. -44,3 млн р.:

ООО «Экоиндустрия» 2019 г.  — 33,3 млн р., 2020 г.  — 27,3 млн р.