Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (174) | 12 марта 2007г.
 

Кандидатов оградили от сетей

Старые технологии помогают политтехнологам зарабатывать, а кандидатам проигрывать

Георгий Кизельгур

Сегодня уже с полной уверенностью можно сказать, что прошедшие выборы существенно пополнили ряды политических неудачников. Имена их забудутся нескоро. Очень сильно они были вбиты в сознание тольяттинцев в период предвыборной агитации, но, несмотря на затраченные бюджеты, с треском провалились. Сейчас этих новоявленных политических неудачников начнет терзать вопрос: в чем причина проигрыша? Пожалуй, у всех штабистов ответ будет один: «Не нужно было жалеть денег на агитацию, на публичные акции, на подкуп избирателей, на перетяги, плакаты...» И прочую предвыборную атрибутику. Никто из них ни за что на свете не признается, что во всем виноваты устаревшие и крайне неэффективные методы ведения избирательной кампании.

Держатся за старое

Все, что было продемонстрировано на этих выборах, политтехнологам хорошо известно еще со времен выборов президента России в 1996 г. Хотя нужно отдать должное их профмастерству: они сумели продать своим клиентам совершенно устаревшие технологии под видом новых стратегий. Сила предвыборных технологий 90-х зиждется на трех китах: величина бюджета, наличие административного ресурса и иерархическая система воздействия на электорат. Причем именно последний фактор стал главным тормозом практически для всех штабов, участвовавших в этих выборах. Иерархическая структура подразумевает жесткую субординацию, неукоснительное подчинение младшего старшему. Самым уязвимым местом этой структуры является ее централизованность, т. е. при поражении одного из звеньев иерархии резко падает эффективность управления всей пирамидой. Но именно эта конструкция была заложена в основу управления предвыборными кампаниями практически всех кандидатов. Пирамида иерархии избирательной кампании у всех была выстроена от вершины. Ее основание ложилось на плечи рядовых агитаторов, которые не за идею, а за скромный гонорар были вынуждены бегать по квартирам, раздражая своими агитками население. Тот же самый эффект дали тонны разбросанной по почтовым ящикам макулатуры, расклеенных плакатов, однотипных телевизионных роликов. Причем каждый штаб ставил основание своей пирамиды практически на одну и ту же группу жителей своего округа. Это стало причиной жесточайшей конкуренции. В этих условиях штабисты даже к черному пиару начали относиться как к инструменту эффективного воздействия на избирателя. Однако сегодняшний избиратель уже далеко не так наивен, как 10-15 лет назад. Люди наслышаны не только о черных пиар-технологиях и методах манипуляции общественным сознанием, но также и о том, что при желании компромат найти можно на кого угодно. Излишнюю назойливость псевдоразоблачителей рядовой избиратель воспринимает сегодня куда более негативно, чем героев грязных публикаций. Другой излюбленный прием штабистов — заигрывание с бюджетниками в отдельных округах — во время этих выборов получил достаточно комичный характер. Кандидаты по очереди дарили учителям и врачам конфеты, открытки, яркие обещания. Надо полагать, что они относились к работникам бюджетной сферы как к полным идиотам, раз пытались в условиях такой конкуренции всерьез заручиться их симпатиями.

Хотя ажиотажная гонка за голосами во время прошедшей избирательной кампании показала массу других более убедительных способов удостовериться в недалекости умственного развития самих кандидатов. Чего только стоит устроенный ими парад тщеславия! Кто-то увешал город своими портретами со знаменитостями, кто-то шествовал по праздничным улицам 8 Марта во главе парада имени себя самого. Однако в оригинальности всех превзошел Андрей Першин. На первой полосе «Городских ведомостей» он разместил фотоколлаж под заголовком «Константин Титов:...», на котором сам Першин расположился на переднем плане, а губернатор где-то сзади и очень мелко.

Адресность агитационных посланий также оставляла желать лучшего. Например, 8 Марта «Единая Россия» порадовала своих потенциальных избирателей ранним телефонным звонком с записанными на пленку поздравлениями. При этом пол абонента, естественно, в учет не принимался.

Широко применялась такая форма агитации, как опросы и последующее публикование их итогов. Однако избиратели уже выработали иммунитет к подобному воздействию. Кроме того, были замечены случаи, когда ответы респондентов впоследствии использовались в искаженном виде для рекламы кандидата, в итоге превращавшейся в антирекламу. Работая по одним и тем же технологиям, штабам не оставалось ничего другого, как устраивать войну бюджетов. Нетрудно догадаться, что думают простые люди, наблюдая, как огромные деньги в пылу азарта выбрасываются на ветер.

Сетевые технологии

Между тем в региональных избирательных технологиях заезжие политтехнологи продолжают упорно избегать использования более эффективных технологий, основанных на принципах работы сетевых структур. Главным образом это связано с тем, что систему сетевой структуры нужно начинать создавать задолго до выборов. В то время как столичные штабисты предпочитают работать лишь в период самой избирательной кампании. Этому есть логичное объяснение. Учинив войну бюджетов, можно заработать быстро и много.

Хотя именно благодаря сетевым технологиям стали возможны такие эпохальные для постсоветского пространства события, как «революция роз» в Грузии или «оранжевая революция» на Украине. На примере этих стран данная технология доказала свою высокую эффективность противостояния административному ресурсу, правящей идеологии. Другими словами, это самый действенный метод для мирного захвата власти. Он применим на любом уровне. Причем чем ниже уровень власти, тем меньше требуется времени и средств для создания дееспособной сетевой структуры.

Выгодным отличием сетевой структуры от иерархической является то, что у нее нет явного центра. В идеальном случае его роль играет некая сверхидея. Например, это четко прослеживается у различных экологических движений. Сетевая структура представляет собой распределенные очаги, взаимодействующие через сложные системы человеческих связей. По сути, это один из основополагающих низовых механизмов функционирования человеческого общества. Тот, кто умеет собирать эти разрозненные очаги, становится их пользователем. Несмотря на кажущуюся новизну данной технологии, она уже имеет опыт применения в Тольятти. Правда, происходило это неосознанно для тех, кто в ней участвовал. Исключительно этим объясняется феномен успеха Анатолия Иванова, избранного депутатом Госдумы в 1999 г., и третьего места Светланы Пеуновой на выборах мэра Тольятти в 2004 г. И это при том, что представляемые ими организации создавались не под выборы, зато у каждой из них имеется собственная сверхидея. Простейшие приемы психологической обработки, используемые в деятельности таких структур, позволяют добиться убедительных итогов голосования за счет личной преданности лидеру без существенных финансовых вложений. В частности, отпадает необходимость в дорогостоящих рекламных роликах и приглашении высокооплачиваемых иногородних специалистов, эксплуатирующих примитивные приемы агитации.

То, что этот самородный опыт тольяттинских организаций так и не был развит, говорит лишь о том, что местные политики все как один умеют мыслить только по шаблону. Более того, то, чем сейчас занимается лидер независимого вазовского профсоюза «Единство» Петр Золотарев, сложно назвать как-то иначе, чем забивание гвоздей хрустальной вазой. Вместо того чтобы начать широкомасштабную экспансию своего профсоюзного движения на другие крупные предприятия города, он активно создает себе образ человека, который готов за определенную плату стать зависимым от сильных мира сего.

На пороге прорыва

Сильной стороной сетевой организации является то, что передача информации здесь осуществляется от ячейки к ячейке в геометрической прогрессии. Движущим фактором здесь выступает авторитет лидера ячейки, а не принцип начальник -подчиненный. В момент начала избирательной кампании сила авторитета лидеров боеспособной сетевой организации во сто крат эффективнее армии наемных агитаторов. Причем в ходе такого метода агитации кандидат имеет возможность получить лояльного по отношению к себе избирателя даже в тех структурах, в которых ему прежде никогда бывать не приходилось. Деятельность общественной организации «Открытая Россия», созданной при поддержке ЮКОСа, это доказала, когда после ареста Михаила Ходорковского по всей стране прокатилась волна митингов и пикетов. По мнению экспертов «Хронографа», «Открытая Россия» Ходорковского могла стать основой для формирования альтернативной политической силы, однако известные события не позволили этому сценарию осуществиться.

Объединенность идеей, позиционирующейся как сверхценная, дает возможность создавать мобильные «боевые группы», с помощью которых в период подготовки и хода избирательной кампании оперативно организовываются «стихийные» пикеты и митинги. Применение этого принципа позволило одиозному общественнику Сергею Лекторовичу поставить в тупик именитых политтехнологов. Согласно опросам в Центральном избирательном округе №14 он лидировал даже после снятия с дистанции.

Использование «боевых групп» в деятельности Партии «зеленых» (ПЗ), аффилированной с Группой «СОК», позволило предположить, что эта ФПГ решила переключиться на новые технологии. Однако впоследствии выяснилось, что ПЗ — это разовый проект, целью которого является ослабление позиций СР.

И все же у Группы «СОК» есть все инструменты для создания упомянутой сетевой структуры. Так, в распоряжении Группы имеется благотворительный фонд, за счет которого можно выявлять активные общественные организации, а также потенциальных лидеров пассионарного толка. Располагая такой базой, несложно переключить их на какую-либо свехценную идею, в качестве которой, например, могла бы выступать забота об экологии. Аналогичный способ применялся в печально известной «Открытой России».

Самарские источники «Хронографа» предполагают, что такая идея могла существовать изначально и в отношении ПЗ, однако с увольнением Алексея Офицерова с поста вице-президента Группы «СОК» проект деградировал до нынешнего состояния.

Ключевая особенность сетевого подхода к избирательным технологиям заключается в том, что лидеры сетевых организаций не насаждаются сверху, они выходят из коллективов.

Это особенно важно и потому, что, по мнению специалиста ТГД Владимира Иглина, «в противном случае в 2007-2009 гг. в связи с малой явкой на выборы в городах, регионах и государстве могут быть сформированы органы власти, незаконные с точки зрения народа, но легитимные с точки зрения закона, со всеми вытекающими последствиями».

Обсудить на форуме