Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (770) | 12 октября 2020г.
 

Креатив от Кочергина

Шеф внутренней политики показал, как нужно работать с информацией о доходах

ИА «Центр-Инфо»

28 сентября в администрации губернатора Самарской обл. прокомментировали отсутствие опубликованных сведений о доходах вице-губернатора — руководителя департамента внутренней политики (ДВП) Дмитрия КОЧЕРГИНА (на фото). Вопреки конспиративным версиям, молчанию о деньгах и имуществе чиновника дали вполне логичное объяснение: в период декларационной кампании Кочергин был уволен с одной должности и принят на другую. Столь изящный способ обойти требования законодательства вряд ли недооценят те представители власти, за чьей честностью поручено присматривать главе ДВП. Пример Кочергина может усилить у них жажду к непрозрачности собственных доходов.

Белая ворона

В начале сентября т.г. были опубликованы сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих, являющихся сотрудниками администрации губернатора Самарской обл., за период с 1 января по 31 декабря 2019 г. Одновременно были опубликованы сведения о доходах губернатора, вице-губернаторов, заместителей председателя правительства, членов правительства Самарской обл., руководителей иных госорганов Самарской обл. за 2019  г. Данные лица относятся уже к категории лиц, замещающих государственные должности.

Практически сразу некие недовольные авторы в социальных сетях принялись вбрасывать информацию о том, что единственным «нераскрывшимся» оказался вице-губернатор — руководитель ДВП Самарской обл. Дмитрий Кочергин. С целью проверки Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» изучил декларации высокопоставленных чиновников как из числа государственных гражданских служащих, так и из числа замещающих госдолжности в регионе. Ни в том, ни в другом перечне сведений о доходах, имуществе и обязательствах Кочергина найти действительно не удалось. Хотя героя можно отнести как к сотрудникам администрации губернатора, так и к вице-губернаторам. Должность вице-губернатора с сохранением функционала руководителя ДВП администрации губернатора Кочергин занимает со 2 июня 2020 г. (см. «Хронограф» №21 (757) от 08.06.20).

Кстати, схожая картина была зафиксирована по итогам работы Кочергина в администрации губернатора Забайкальского края. На сайте органов исполнительной власти края сведения о его доходах и имуществе как зампреда правительства края — руководителя администрации губернатора в последний раз были раскрыты по итогам 2017  г. (см. справку). По итогам 2018  г. такие данные раскрыты не были. ОАЕ «Хронограф» в запросе на имя Кочергина увязал их отсутствие с его переходом на работу в правительство Самарской обл. в феврале 2019 г., т.е. в период формирования деклараций для опубликования (см. «Хронограф» №5 (698) от 18.02.19).

Льгота для претендентов

Выяснилось, что анализ ситуации, проведенный ОАЕ «Хронограф», в очередной раз оказался верным. По крайней мере, в департаменте кадровой политики и государственного управления администрации губернатора Самарской обл. (ДКПГУ) постарались подобрать такие слова, которые по максимуму бы обосновывали молчание чиновников о деньгах и имуществе в подобных случаях с точки зрения закона.

В неназываемых нормативных актах, как следовало из объяснений руководителя ДКПГУ Натальи Баландиной, содержится понятие т.н. переходного периода: когда лицо, обязанное раскрывать доходы, увольняется с одной должности и ожидает назначения на другую. Если декларационная кампания протекает в момент увольнения со старой должности и вплоть до принятия на новую (а возможно, и чуть позже), претендент на замещение должен, как и все, подать декларацию. Однако обязанность принявшей документ стороны публично раскрыть сведения из него не наступает.

В применении к Кочергину Баландина сослалась на некие «методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах в 2020 г.». Согласно этим рекомендациям, со слов Баландиной, «представление сведений о доходах гражданским служащим, уволенным в период декларационной кампании, не требуется». «Кочергин Д.В. был уволен с государственной гражданской службы Самарской обл. и назначен на государственную должность Самарской обл. в период декларационной кампании 2020 г.», — утверждала Баландина в обоснование предыдущего тезиса. По всей видимости, два описанных ею события относились к концу мая — началу июня 2020 г., когда Кочергина с руководителя ДВП повысили, как уже говорилось, до вице-губернатора с сохранением прежнего функционала. Причем он, что похвально, успел наперекор Баландиной соблюсти протокол и подать декларацию в крайне сжатом промежутке времени между записями в трудовой книжке. «В администрацию губернатора были представлены сведения о доходах как гражданином, претендующим на замещение государственной должности Самарской обл.», — доложила о рвении Кочергина Баландина. И резюмировала, что обязанность госоргана по размещению поданных сведений в случае с таким претендентом предусмотрена не была (см. комментарий).

Наживка для уклонистов

Мало кто сомневается, что Дмитрий Кочергин не имел умысла на сокрытие своей декларации. До 2019 г., когда случился резкий поворот в его политической карьере, чиновник исправно отчитывался перед жителями Забайкалья о движении активов. Включая такие подробности, как выбытие из собственности автомобиля премиум-класса и приобретение менее дорогого автомобиля супругой. Дальше судьба распорядилась так, что сначала доходы Кочергина по итогам 2018 г. не были опубликованы из-за увольнения со сменой региона, а затем — из-за увольнения со сменой должности. Вероятно, в первой половине 2021 г. с учетом выборов в Самарскую губернскую думу и Госдуму РФ Кочергина опять ждет повышение, к примеру до уровня первого вице-губернатора. В том, что сведения о его доходах за 2020 г. при таких обстоятельствах не будут преданы огласке уже третий раз кряду, вины Кочергина, разумеется, не будет.

Правда, невольным личным примером Кочергина способны воспользоваться те обладатели государственных должностей и чинов госслужбы, кому в отличие от заведующего внутренней политикой есть что скрывать. Отдельным чиновникам, одновременно занимающим высокие посты в региональном отделении партии «Единая Россия», накануне масштабного избирательного цикла — 2021 может оказаться жизненно необходимо обеспечить непрозрачность своего благосостояния в целях воспроизводства во власти. А потому гарантии, что курируемые Кочергиным персонажи из числа местных элит вдруг массово не станут перемещаться с места на место через несколько месяцев, дать сложно. С позиции элит недооценивать ноу-хау, демонстрируемые кураторами, поставленными федеральным центром, — значит выпасть из тренда.

Справка:

Сведения о доходах Дмитрия Кочергина и его супруги в период работы заместителем председателя правительства Забайкальского края — руководителем администрации губернатора Забайкальского края:

1 января 2016 г. — 31 декабря 2016 г.:

Кочергин Д.В. — 3,818 млн р., а/м BMW X6 xDrive35i, квартира 50,9 кв. м (в пользовании), жилой дом 309 кв. м (в пользовании).

Супруга — 3,534 млн р., жилой дом 309 кв. м, квартира 90,1 кв. м (в пользовании), земельный участок 1500 кв. м (в пользовании).

1 января 2017 г. — 31 декабря 2017 г.:

Кочергин Д.В. — 3,682 млн р., квартира 50,9 кв. м (в пользовании), жилой дом 309 кв. м (в пользовании).

Супруга — 4,15 млн р., а/м Land Rover Range Rover Sport, земельный участок 1500 кв. м, жилой дом 309 кв. м, квартира 90,1 кв. м (в пользовании).

(По данным сайта администрации губернатора Забайкальского края)

Комментарии

Наталья БАЛАНДИНА, руководитель департамента кадровой политики и государственного управления администрации губернатора Самарской обл.

- Размещению на официальных сайтах государственных органов Самарской обл. подлежат сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Самарской обл., лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Самарской обл. категории «руководители», а также должности государственной гражданской службы Самарской обл., замещение которых связано с коррупционными рисками.

Обязанность государственного органа по размещению на официальном сайте сведений о доходах претендентов на государственную гражданскую службу (на государственные должности) и предоставлению этих сведений общероссийским и региональным СМИ для опубликования действующим законодательством не предусмотрена.