Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (707) | 22 апреля 2019г.
 

Вступился за казарму

Милеев обратил внимание на забытый памятник времен Первой мировой

Егор Кошеров

11 апреля председатель комитета Самарской губернской думы (СГД) по культуре, спорту и молодежной политике Александр МИЛЕЕВ (на фото) стал первым депутатом, кто встал на защиту исторического памятника -дореволюционной солдатской казармы, которая находится на территории обанкротившегося ООО «Самара-Центр» (бывший 4-й ГПЗ). Ранее Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» неоднократно обращал внимание на проблему сохранения этого объекта культурного наследия регионального значения в связи с варварской зачисткой площадки под застройку.

11 апреля в ходе заседания комитета СГД по культуре, спорту и молодежной политике развернулась дискуссия на тему «О проекте обращения к заместителю председателя правительства РФ Ольги Голодец, по вопросу упрощения процедуры проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов и признаков объектов культурного наследия на земельных участках крупных промышленных предприятий, осуществляющих длительную производственную деятельность и реализующих инвестиционные проекты». С докладом по этому вопросу выступил специалист правового управления СГД Сергей Леонтьев. Председатель комитета Александр Милеев поинтересовался у докладчика, идет ли речь о так называемых «открытых листах» или о землях, которые уже заняты под производственные площади. Однако Леонтьев не смог дать внятного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. После этого Александр Милеев заявил свою принципиальную позицию по этому поводу. Он подчеркнул, что упрощение процедуры государственной историко-культурной экспертизы не должно создавать условия, при которых многие из дошедших до наших дней исторические памятники мы просто потеряем. В качестве примера он привел ситуацию вокруг объекта культурного наследия «Трехэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа». Это единственная постройка, которая каким-то чудом сохранилась из всего Артиллерийского комплекса казарм, построенных в дореволюционные времена.

Объект интересен не только как памятник архитектуры. Его стены помнят солдат, уходивших с 1914 по 1917 г. на фронты Первой мировой войны (на следующий день после Октябрьской революции 1917 г. Владимир Ленин подписал «Декрет о мире», остановивший участие России в этой войне, хотя фактически война длилась до 11 ноября 1918 г. – Прим. ред.).

«Одно дело, если речь идет об «открытых листах» для проведения археологических раскопок в поле. Другое — если речь идет о земельных участках на территории городских округов. В этом случае мы дадим возможность уничтожить все, что есть. Мы видим, что произошло на территории бывшего 4-го ГПЗ. Из всего наследия времен Первой мировой войны мы уже практически все потеряли», — заострил внимание коллег на существующую проблему Александр Милеев.

Таким образом, Александр Милеев фактически стал первым депутатом, кто поднял вопрос о необходимости спасения трехэтажной казармы, оказавшейся на территории предполагаемой застройки. ОАЕ «Хронограф» уже неоднократно обращал внимание на то, что этот памятник истории может быть утрачен (см. «Хронограф» №7 (700) от 4.03.2019, №11 (704) от 1.04.2019). По этой проблеме редакция более месяца назад обратилась к заместителю председателя правительства Самарской обл. Александру Фетисову и депутату Госдумы РФ Александру Хинштейну. Оба известны как защитники объектов исторического наследия Самары. Однако ни от одного, ни от другого не последовало какой-либо реакции. Вместо Фетисова 28 марта 2019 г. ответил врио министра культуры Самарской обл. Сергей Филиппов: «Материалы, посвященные событиям Первой мировой войны 1914-1918 гг., отражены в экспозиции Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, о самарских лазаретах».

Далее шло упоминание о создании в Российской империи в 1914 г. первого в мире пассажирского самолета со «спальными комнатами и даже ванной» (см. комментарий). О казарме ни слова. Складывается впечатление, что Фетисов и Хинштейн закрыли глаза на существование памятника времен Первой мировой войны, видимо полагая, что для того, чтобы увековечить ратный подвиг ее героев, достаточно лишь экспозиции в музее им. П. В. Алабина. Удивляет и другое: что мешало Фетисову изложить «Хронографу» свое мнение напрямую, не перекладывая ответственность на Филиппова? Тем более что в прошлом Фетисов — кадровый офицер Советской Армии, основного формирования Вооруженных сил СССР.

На фоне всего сказанного складывается впечатление, что Фетисов осознал всю нелепость ситуации, а потому в очередной раз предпочел изобразить позу страуса. И это притом, что многие сегодня воспринимают Фетисова в качестве ярого приверженца патриотического воспитания молодежи, по долгу службы носителем и транслятором идей сохранения исконных российских воинских традиций. Остается надеяться, что реакция Милеева, образно выражаясь, откопает спрятавшуюся в песке голову офицера Фетисова.

Комментарии

Сергей ФИЛИППОВ, врио министра культуры Самарской обл.

- Министерство полагает, что деятельность по сохранению и популяризации истории своего государства является социально-значимой и достойной внимания. В т.ч. обращаем ваше внимание на то, что материалы, посвященные событиям Первой мировой войны 1914-1918 гг., отражены в экспозиции Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина... Посетители знакомятся с макетами новейшей по тем временам авиационной техники — дирижабля и самого первого в Российской империи пассажирского самолета «Илья Муромец» 1914 г., который впервые в истории авиации был оснащен спальными комнатами и даже ванной.