Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (704) | 1 апреля 2019г.
 

Забытая казарма

Хинштейн молчит о памятнике времен Первой мировой войны

Егор Кошеров

Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» возвращается к проблеме исторического памятника, чудом уцелевшего в ходе варварской зачистки в центре Самары территории бывшего легендарного 4-го ГПЗ. Памятнику присвоен статус объекта культурного наследия. Однако практика показывает, что это не приносит никаких гарантий. В любой момент в угоду застройщиков объект может быть снесен, а затем вычеркнут из соответствующего реестра. Депутат Государственной думы РФ Александр ХИНШТЕЙН и его соратник — заместитель председателя правительства Самарской обл. Александр ФЕТИСОВ, — похоже, до этого момента не имели возможности узнать о существовании этого объекта. Однако теперь они просто обязаны его спасти.

Не каждая казарма –памятник

ОАЕ «Хронограф» продолжает следить за развитием событий вокруг исторического памятника, который был выставлен на продажу в ходе банкротства ООО «Самара-Центр» (бывшее ЗАО «Самарский подшипниковый завод — 4», (СПЗ-4, в советские годы 4-й ГПЗ)). Это «трехэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа», который является объектом культурного наследия. Здание бывшей казармы -это не просто памятник архитектуры. Образно выражаясь, ее стены хранят память о тех солдатах-артиллеристах, которые по первому зову Отчизны устремились на защиту рубежей России в ходе развернутой мировым капиталистическим империализмом Первой мировой войны 1914-1918 гг. Они громили врага России, не жалея свои жизни (см. «Хронограф» №7 (700) от 4.03.19).

Руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской обл. Владимир Филиппенко заверил редакцию ОАЕ «Хронограф», что исторический памятник в данный момент находится «под охраной закона». «Для данного объекта культурного наследия в установленном порядке утверждены границы его территории и зон охраны и градостроительные регламенты в границах указанных зон... Собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия предъявляются требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр. Эти требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия», -пояснил чиновник.

Теряют охрану

Между тем до сих пор нет никакой уверенности в том, что объект культурного наследия, оказавшийся на территории предполагаемой застройки, будет сохранен. ОАЕ «Хронограф» в своей предыдущей публикации отмечал, что в дореволюционные времена в сегодняшних границах ул. Мичурина, Луначарского, Московского шоссе находился Военный городок (будущий Линдов городок). В начале XX в. здесь был построен комплекс артиллерийских казарм. По завершении строительства к 1909 г. он включал в свыше 100 зданий различного предназначения. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь разместился эвакуированный 1-й Московский подшипниковый завод. Большая часть первоначальных построек комплекса артиллерийских казарм была либо коренным образом перестроена при размещении и функционировании завода, либо со временем полностью утрачена. И это вполне понятно. В момент, когда на кону жизнь страны или смерть, не до казарм николаевской поры. Куйбышев своим трудовым ресурсом ковал свой вклад в Великую Победу. Но что мешало обратиться к заветам предков в мирные годы? Тем более в постперестроечные?

Засвет, похоже, никому не нужного сегодня памятника произошел почти случайно. В 2007 г. под лозунгом переноса производства земельный участок был освобожден от предприятия. Бывший владелец СПЗ-4 Александр Швидак вынашивал планы по застройке территории. Причем в то время трехэтажный корпус казармы был не единственным охраняемым объектом на территории СПЗ-4.

В сети Интернет до сих пор можно найти такой документ, как Приказ министерства культуры Самарской обл. от 21 августа 2009 г. №15 «О включении в государственный список объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Самарской обл.». К приказу прилагался список выявленных объектов культурного наследия. Там под первым номером шел как раз тот самый «Трехэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа» (Московское шоссе, литера Д, корпус №8) 1909-1911 гг. постройки.

Кроме него, в списке значились «Двухэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа» (Московское ш., литера Д, корпус №6-7) 1909-1911 гг. постройки, «Двухэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа» (Мичурина, 21в) 1906 г. постройки и «Цейхгауз в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа» (Московское ш., 2в) 1906 г. постройки. Основание для включения в список объектов культурного значения один и тот же — акт Государственной историко-культурной экспертизы №150-09/1992 от 20 апреля 2009 г.

Таким образом, по состоянию на 2009 г. в Самаре на территории швидаковского СПЗ-4 было как минимум четыре охраняемых объекта культуры из состава комплекса Артиллерийских казарм (три казармы и цейхгауз). На протяжении нескольких лет они числились в списках выявленных объектов культурного наследия Самарской обл. Отметим, что в тот период известный защитник культуры и исторического наследия Самарской обл. Александр Хинштейн уже появлялся в Самарской обл. К примеру, знакомые ему люди в 2008 г. курировали избрание, по мнению людей, никчемного вазовца из числа топ-менеджмента второго уровня Анатолия Пушкова на пост мэра г.о. Тольятти. Далее в 2010 г. была громкая кампания по избранию мэра Самары. И тоже без Хинштена не обошлось. Выборы в Госдуму в декабре 2011 г. в Самарской обл. и вовсе превратились в бенефис Хинштейна. Самара с его легкого плеча наполнялась бронзовыми изделиями, претендующими на статус объектов культуры. «Дядя Степа», «Сухов»... палитра заказчика бронзовых пугал может продолжить любой знаток центральных улиц Самары. Орнитологи высказывают свое видение причин появления бронзовых людей: «Объект, который птицы -вороны видят постоянно наблюдающим за ними образ человека, позволяет отпугнуть их от желания гадить с веток на припаркованные автомобили». Те, у кого IQ остается на уровне ворон, даже после этой расшифровки не поймет, что истинная цель бронзового истукана на пороге — это пугало от ворон, которые способны изгадить любое дорогое авто. Похоже, Хинштейн первый в мире человек, сумевший так изящно решить столь многогранный вопрос.

Если же говорить об историческом наследии Самары, то двухэтажной казарме на ул. Мичурина и цейхгаузу на Московском шоссе откровенно повезло. Они располагаются вне зоны предполагаемой застройки. В бывшей казарме на Мичурина, 21в, разместились ИФНС по Октябрьскому и по Железнодорожному р-нам. В бывшем цейхгаузе на Московском шоссе, 2в, поселился ресторан «Три оленя».

Две другие казармы (трехэтажная и двухэтажная) оказались в зоне риска. В мае 2012 г. в Сети появились сведения о том, что в ходе проведения неких работ началось разрушение зданий. Общественники забили тревогу. Более того, 3 декабря 2013 г. администрация г.о. Самара издала постановление №1707, которым был утвержден проект планировки территории в границах ул. Мичурина, Луначарского и Московского шоссе с эскизом застройки (документ размещен на сайте ООО «Самара-Центр»). Сохранение каких-либо объектов культурного наследия там не отображено.

Наложение публичной кадастровой карты на эскиз застройки показывает, что на месте трехэтажной казармы была запроектирована гостиница на 200 мест. Причем, как следует из самой концепции проекта, о реконструкции бывшей казармы под гостиницу и речи не идет. «Комфортабельный отель класса 3-4* будет построен вблизи рекреационной зоны, недалеко от пересечения Московского шоссе и улицы Киевской», — говорится на сайте «Самара-Центр» (http://www.samara-center.ru/ project/idea/). Сама фраза «будет построен» подразумевает, что планировавшийся к возведению отель предполагалось построить на совершенно пустом месте. Получается, утвержденная планировка территории со схемой застройки не оставляла ни единого шанса расположенным здесь объектам культуры. Видимо, они не вписывались в девелоперский проект Александра Швидака.

Расправа с объектами культурного наследия была делом техники. Первый вице-губернатор — председатель правительства Самарской обл. Александр Нефедов издал постановление от 8 апреля 2015 г. №173 «Об отказе во включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия».

Из перечня выявленных объектов культурного наследия был вычеркнут двухэтажный корпус солдатских казарм комплекса Артиллерийских казарм (Московское ш., литера Д, корпус №6-7). Как следует из документа, такое решение было принято «на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы». Т.е. здание было снято с государственной охраны. Собственники не заставили себя долго ждать. В октябре 2015 г. кирпичные дореволюционные корпуса сровняли с землей. Кстати, сейчас в перечне выявленных объектов культурного наследия нет уже и второй двухэтажной казармы (Мичурина, 21 в). А вот здание бывшего цейхгауза до сих пор не рассталось со своим охраняемым статусом.

Под покрывалом безразличия

Итак, произошедшие события показывают, что сам по себе статус объекта культурного наследия не вечен под луной. В результате очередной историко-культурной экспертизы любое здание может быть вычеркнуто из Госреестра. Такой порядок предусмотрен ст. 23 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 г. №73-Ф3. Там сказано, что исключение объекта культурного наследия регионального значения из Госреестра осуществляется актом правительства РФ «по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта РФ». Получается, что для того, чтобы «извлечь» трехэтажную казарму из Госреестра, достаточно провести «нужную» историко-культурную экспертизу, после чего региональное правительство направит соответствующее обращение в Министерство культуры РФ. Ничего сложного.

На этом фоне удивляет другое. Задача патриотического воспитания молодежи сегодня входит в повестку административных структур.

При этом один из последних доживших в Самаре до настоящего времени памятников Первой мировой войны поставлен на грань уничтожения. Сегодня никто из высокопоставленных лиц даже и не заикается о необходимости сохранения трехэтажной казармы, оставшейся из всего комплекса артиллерийских казарм. Хранит молчание и депутат Госдумы Александр Хинштейн, что весьма удивляет.

За последние годы на территории Самары Хинштейн успел огласить массу проектов в сфере культуры Самары. Именно он опекал реставрацию знаменитой каланчи на Хлебной площади. Недавно Хинштейн дал интервью газете «Самарское обозрение» (СО), где озвучил планы по реконструкции многострадальной фабрики-кухни и цирка на ул. Молодогвардейской. Тем не менее он почему-то промолчал о таком патриотическом памятнике, как солдатская казарма комплекса Артиллерийских казарм. Одно из двух: либо редактор СО по антипатриотическим понятиям решил убрать высказывание Хинштейна о казарме, либо депутат об этом не говорил. Тут возникают две версии: либо депутат даже и не подозревает о существовании этого исторического памятника, либо не уважает подвиг героев Первой мировой войны.

Не проявляет какого-либо публичного интереса к памятнику героического прошлого и заместитель председателя правительства Самарской обл. Александр Фетисов. Хотя по своим полномочиям он как раз должен отвечать за патриотическое воспитание молодежи. Кто как не он должен был бы броситься на Минфин с требованием дать денег на обустройство плаца вокруг существующего памятника. После чего он мог бы начать осваивать бюджетные средства не только на проекте «Парад памяти парада 7 ноября 1941 г.», но и на чем-то новом. Фетисов хоть и боксер, но человек креативный. Если до него дойдет тема казармы, то уж он-то точно сумеет выбить деньги на ее сохранение в рамках развития патриотизма.

Но как воспитывать патриотизм, когда представители власти проявляют безразличие к такому уникальному объекту? Складывается впечатление, что трехэтажное здание бывшей казармы негласно приговорили к сносу. Технология всем понятна.

Справка:

«Границы территории объекта культурного наследия «Трехэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа» г. Самара, Московское шоссе, литера Д, корпус №8А 1.1... проходят по границе территории и совпадают с земельным участком, кадастровый №63:01:0610002:413/5. 1.2. Тип памятника: памятник градостроительства и архитектуры».

(Источник: Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.)