Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (700) | 4 марта 2019г.
 

Контрприем Аветисяна

На сети СВГК нацелились дружественные ВПГ кредиторы «Газбанка»

Егор Кошеров

28 февраля ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) опубликовала свежие сведения о ходе конкурсного производства АО АКБ «Газбанк». Выяснилось, что как минимум четыре из семи членов комитета кредиторов банка представляют структуры холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ), основанного Владимиром АВЕТИСЯНОМ. Эти кредиторы оказывают давление на конкурсного управляющего Павла НЕРУСИНА. Не исключено, что их скрытая цель — реализация заложенных в «Газбанке» сетей ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) по низкой цене в пользу аффилированных компаний. При таком сценарии председателю правления ПАО «Газпром» Алексею МИЛЛЕРУ придется забирать почти готовое к продаже СВГК по частям.

Из раскрытых АСВ сведений следует, что комитет кредиторов «Газбанка» был сформирован по результатам собрания кредиторов, прошедшего еще 18 декабря 2018 г. Всего в собрании участвовали 86 кредиторов, обладающих почти 62% голосов кредиторов, включенных в реестр. Реестр кредиторов был закрыт 5 декабря 2018 г. 25 декабря завершилась инвентаризация имущества должника. Инвентаризация показала наличие, в частности, 14 млн р. денежных средств, 17 млрд р. кредитов, выданных предприятиям и организациям, 3,78 млрд р. кредитов физлицам, свыше 3 млрд р. основных средств, в т.ч. автомобилей и недвижимого имущества.

Все это и прочее имущество поступит в конкурсную массу банкрота, распоряжаться которой по согласованию с комитетом кредиторов будет конкурсный управляющий в лице представителя АСВ. При этом состав комитета кредиторов получился однобоким. Всего туда вошли семь человек. Как минимум четверо из них представляют интересы структур, связанных с бывшим бенефициаром «Газбанка», основателем ВПГ Владимиром Аветисяном.

Так, Роман Губанов выступает от имени АО «Газаудит». Данная компания является штатным аудитором различных предприятий из холдинга Аветисяна. Сюда же относится ООО «Посольство красоты на Садовой» с представителем Владимиром Битюковым. Эту фирму возглавляет родная сестра Владимира Аветисяна Виктория Аветисян. От АО «Объединенная страховая компания» в комитет кредиторов вошел исполнительный директор Роман Головачев.

АО «Самарагорэнергосбыт» делегировало в комитет кредиторов арбитражного управляющего Виктора Юдакова. Юдаков известен тем, что с пользой для ВПГ обанкротил солидное количество юридических лиц.

Любопытно, что сведения о включении названных кредиторов в реестр кредиторов «Газбанка», равно как и размер их требований, полностью отсутствуют в материалах арбитражного дела о банкротстве кредитного учреждения (А55-21551/2018). В отчете АСВ лишь обезличенно сообщается о 871 кредиторе третьей очереди, чьи требования в размере 1,337 млрд р. включены в реестр, 55 кредиторах третьей очереди, чьи требования в размере 43 млн р. не вошли в реестр, и 4 кредиторах с требованиями на сумму 569,4 млн р., чье удовлетворение возможно только после остальных кредиторов. Всего установлено требований на сумму 20,4 млрд р., из них 18,46 млрд р. составляют требования кредиторов первой очереди, т.е. физических лиц — вкладчиков «Газбанка».

Таким образом, для соблюдения интересов кредиторов третьей очереди конкурсному управляющему придется пополнять конкурсную массу путем реализации имущества, прошедшего инвентаризацию. На момент составления отчета конкурсная масса за вычетом расходов на проведение конкурсного производства составляла всего 3,58 млрд р. Наращивание массы придется проводить также за счет работы с проблемными заемщиками, вынуждая их погашать задолженность либо обращая взыскание на предмет залога. И здесь конкурсный управляющий, руководитель представительства АСВ по ПФО Павел Нерусин столкнулся с первыми трудностями. Комитет кредиторов, по сути контролируемый из ВПГ, запретил Нерусину заключать мировые соглашения и соглашения о реструктуризации долга с заемщиками «Газбанка», тем самым обрекая их на банкротство, а имущество, принятое в обеспечение кредитов, — на поступление в конкурсную массу банка.

Учитывая наличие большого количества ликвидной недвижимости в составе имущества, внесенного в обеспечение кредитов третьими лицами по договорам залога, комитет кредиторов вправе рассчитывать на его реализацию с торгов по схемам, которые предложит сам. Как в случае с уже инвентаризованными, так и с залоговыми активами покупателями, скорее всего, выступят назначенные ВПГ компании.

Причем сделки купли-продажи могут быть совершены на этапе, когда стоимость активов упадет гораздо ниже рыночной.

Одной из приоритетных потайных целей комитета кредиторов наблюдатели считают продажу по бросовым ценам заложенных в «Газбанке» сетей СВГК нескольким аффилированным ВПГ лицам. Еще недавно хозяева

СВГК, казалось, были готовы полюбовно уступить сети ПАО «Газпром» Алексея Миллера, для чего даже раскольцевали структуру собственников компании (см. «Хронограф» №26 (678) от 10.09.18). Однако сегодня все больше чувствуется нежелание ВПГ отдавать свои опорные активы даром (см. «Хронограф» №6 (699) от 25.02.19). Именно поэтому «Газпром» ухватился за идею силового изъятия сетей, инициировав возбуждение уголовного дела по факту вывода активов из «Газбанка». И попросил обратить взыскание прежде всего на газовую инфраструктуру как предмет залога по кредитным договорам, направленным на вывод активов (см. «Хронограф» №6 (699) от 25.02.19).

В этой ситуации остается только похвалить управленческий талант одного из самых умных людей Самарской обл. Владимира Аветисяна. Он, похоже, предусмотрел все варианты противодействия недружественному поглощению СВГК со стороны «Газпрома». Например, если представить, что у «Газбанка» не отозвали бы лицензию, а СВГК при этом отошла «Газпрому», то банк мог наложить запрет на сделку, указав на наличие обременения сетей в виде их залога по кредитным договорам с ООО ИК «Госдепартамент недвижимости».

В этом смысле отзыв лицензии у «Газбанка» с последующим банкротством даже больше устраивает Аветисяна. Теперь изъятию имущества СВГК в пользу «Газпрома» препятствует его включение в конкурсную массу, над распродажей которой ВПГ удалось установить контроль. Дробление активов СВГК после реализации с торгов по цепочке покупателей явно не на руку Алексею Миллеру. Приобрести самарскую компанию по частям будет неимоверно сложно.