Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (680) | 24 сентября 2018г.
 

Коррекция имиджа

У нотариуса Николаевой неприятности из-за застрявших в Газбанке 20 миллионов

Егор Кошеров

19 сентября Арбитражный суд Самарской обл. приступил к рассмотрению по существу требования нотариуса г. Самары Галины НИКОЛАЕВОЙ (на фото) об обязании перечислить ей денежные средства в размере 19,48 млн р. с депозитного счета, открытого в АО АКБ «Газбанк». Временная администрация кредитного учреждения указала на невозможность данного действия до момента открытия конкурсного производства. Однако Николаева, несущая, по словам ее представителя, репутационные потери, по всей видимости, замахнулась на создание судебного прецедента. По мнению наблюдателей, ситуация способна поссорить Николаеву с судейским корпусом региона и угрожает ее перспективам в качестве президента Нотариальной палаты Самарской обл. (НПСО).

Предложили подождать

Депозитный счет нотариуса №1976 был открыт Галиной Николаевой в Газбанке по договору от 16 июня 2016 г. Согласно выписке со счета, остаток средств на нем на момент отзыва у Газбанка лицензии (11 июля 2018 г.) составлял 19,48 млн р. 20 июля т.г. Николаева направила в адрес временной администрации требование о перечислении денежных средств в указанной сумме с депозитного счета №4210881050*** в Газбанке на депозитный счет №4210881041***, открытый в Самарском региональном филиале АО «Россельхозбанк». 10 августа временная администрация ответила ей так: «Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и нормативные акты Банка России не предоставляют временной администрации по управлению кредитной организацией полномочий по перечислению денежных средств с депозитного счета нотариуса, открытого в кредитной организации, на депозитный счет нотариуса, открытый в другой кредитной организации. С учетом изложенного, с заявлением о перечислении средств вы можете обратиться повторно после назначения конкурсного управляющего в ходе дальнейших процедур, применяемых в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) банка».

Николаеву такой ответ не устроил. 16 августа в арбитраж поступило отдельное исковое заявление к Газбанку об обязании временной администрации перечислить ей денежные средства с депозита. 21 августа схожее заявление поступило в рамках дела о банкротстве банка.

19 сентября в предварительных заседаниях по этим заявлениям выяснилось, что требования Николаевой не основаны на законе. Временная администрация уточнила, что согласно ст. 20 ФЗ №395-1 от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», она наделена полномочиями по возврату имущества только таким клиентам банка, как профессиональные участники рынка ценных бумаг. «Больше ни для кого не делается исключения», -заявил представитель временной администрации. Также он сообщил, что в Газбанке были открыты депозитные счета сразу у нескольких нотариусов, и все они, получив по факту обращения ответы временной администрации, смирились с тем, что придется подождать до стадии конкурсного производства.

- Если бы нотариусам не возвращали деньги после открытия конкурсного производства, они, наверное, обратились бы в Конституционный суд и признали норму ст. 20 ФЗ №395-1 неконституционной, чтобы не терять средства на депозитах, — резюмировал специалист.

Стресс-тест для суда

Здесь представитель Николаевой и по совместительству консультант НПСО Полина Власова не выдержала и в эмоциональной форме сообщила о пробеле в законодательстве, препятствующем президенту НПСО в возврате денег. — Просим в данном случае применить механизм, предусмотренный для профессиональных участников рынка ценных бумаг, поскольку иного механизма в законе не предусмотрено, — заявила Власова. — Т.е. просим применить аналогию закона. — Вы хотите создать прецедент? — поинтересовался суд. — Или, возможно, есть какая-то практика в других регионах, других судах? — Вся практика только в конкурсном производстве, — ответила Власова, тем самым подтвердив, что применение аналогии закона здесь неуместно. — Почему профучастники рынка ценных бумаг могут распоряжаться своим имуществом, денежными средствами, а нотариусы не могут? — принялась возмущаться Власова далее. — Им повезло больше: про них прямо написано в законе, — отрезали представители временной администрации. После этого консультант НПСО начала давить на жалость, говоря о защите прав кредиторов, в пользу которых были внесены деньги на депозитный счет Николаевой. Однако тут же выдала себя, рассказав о репутационных и материальных рисках прежде всего для самого президента НПСО. «Нотариус не может распоряжаться денежными средствами, размещенными на депозитном счете. Его деятельность по выдаче средств с этого счета приостановлена. У нотариуса нет доступа, у кредиторов тоже нет доступа, соответственно, они требуют от нотариуса возмещения этих денежных средств, уже есть иски в федеральный суд, -сетовала Власова. — Отсутствие правового механизма наносит ущерб деятельности нотариуса, наносит ущерб и имиджу нотариуса, который сейчас обсуждается в сети Интернет».

Выступление николаевского посланника завершилось переходом к вопросам экономии, что дало повод порассуждать о жадности отдельных нотариусов. «Неизвестно, в какие сроки будет рассмотрено заявление Центробанка о признании Газбанка банкротом, открыто конкурсное производство и вообще, какое решение примет суд, — напирала Власова. -На практике нотариусы получают только 2,3, 5% от той суммы, что положена им, или вообще ничего не получают, пока до них доходит очередь в ходе конкурсного производства. Потому что к моменту выплаты у банка из-за расчета с остальными кредиторами уже не остается денег. Все дела говорят об этом».

На эту реплику суд и присутствовавшие лица отреагировали улыбкой, поскольку Власова явно лукавила. На днях, 7 сентября 2018 г., Арбитражный суд Самарской обл. в рамках дела о банкротстве АО «АктивКапитал Банк» (АКБ) рассмотрел заявление нотариуса г. Сызрани Татьяны Козуб. Козуб просила исключить из конкурсной массы АКБ имущество в виде безналичных денежных средств на сумму 603,8 тыс. р., принятое АКБ по договору №12276 депозитного счета нотариуса от 18 мая 2017 г., и перечислить эти средства на депозит в Приволжском филиале ПАО «Росбанк». Суд удовлетворил заявление в полном объеме.

Козуб будет перечислена ровно та сумма, которую она запросила. Возражений со стороны конкурсного управляющего АКБ в лице ГК «Агентство по страхованию вкладов» пока не зафиксировано.

Вечеринка вместо возмещения ущерба

По мнению наблюдателей, публичная подсветка Галиной Николаевой проблемы, настигшей всех нотариусов, державших депозитные счета в рухнувших банках, может свидетельствовать об уровне ее профессионализма. В то время как другие нотариусы, правильно толкуя нормы закона, пытаются в ожидании конкурсного производства рассчитаться с кредиторами за счет иных источников доходов, нежели депозит, Николаева посягает на сформированную судебную практику. Довольно нелепой при этом выглядит ссылка на применение аналогии закона там, где это невозможно.

К тому же Николаеву, судя по всему, больше беспокоят не кредиторы, а собственный пошатнувшийся имидж. Президент НПСО -весьма состоятельный человек, а потому раздать кредиторам какие-то 20 млн р., чтобы позднее компенсировать их через суд путем выплаты банком, для нее наверняка не проблема. Но нет, Николаева, похоже, предпочитает получить иски от кредиторов и заявить об ущербе для имиджа, причиняемом отсутствием желанного правового механизма возврата их средств с депозита. О том, что на сумму исковых требований кредиторы, скорее всего, начислят еще проценты и придется потерять больше, Николаева, видимо, не догадывается.

Согласно другой версии, судьба кредиторов ее вообще мало волнует: 17 сентября НПСО под предводительством Николаевой с присущим размахом отпраздновала свое 25-летие в люксовом отеле «Lotte Самара». На мероприятии действовал вечерний дресскод, столы ломились от деликатесов, была заказана дорогая развлекательная программа. Разве такой пир можно назвать заботой о кредиторах? Не исключено, что кто-то, полюбивший купаться в роскоши, просто не желает за свой счет отвечать за принятые на себя обязательства.

Впрочем, ответить все же придется. Иски о возмещении внесенных в депозит денежных средств предъявляются по месту регистрации нотариуса. Николаева осуществляет свою деятельность по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 62. Следовательно, претензии к ней должны поступать в Самарский районный суд, расположенный, кстати, по тому же адресу.

Странно, что при поиске в разделе «Судебное делопроизводство» ответчика с фамилией «Николаева» сайт Самарского райсуда не находит требований, предъявленных кредиторами депозита к нотариусу Николаевой после отзыва лицензии у Газбанка. Не является ли это свидетельством в пользу версии, что Николаева, пользуясь близостью расположения судебной инстанции к своему офису, могла бы попытаться поддавить на секретариат суда, чтобы тот не публиковал сведения о поступивших к ней исках?

Если сокрытие предстоящих судебных разбирательств действительно имеет место, то в совокупности с намерением создать надуманные судебные прецеденты оно рискует серьезно поссорить Николаеву и сочувствующих ей нотариусов с судейским корпусом Самарской обл. Это, в свою очередь, заставит задуматься профессиональное сообщество о целесообразности дальнейшего пребывания Николаевой в кресле президента НПСО.