Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (677) | 3 сентября 2018г.
 

Плавающие стадионы

Желающие заработать на «Самара Арене» рискуют столкнуться с законами физики

Егор Кошеров

На прошлой неделе появились сообщения о жалобах сотрудников организаций, занимавшихся строительством стадиона «Самара Арена» к чемпионату мира по футболу, на невыплату заработной платы на протяжении нескольких месяцев. Одновременно продолжается обсуждение вопросов дальнейшего использования объектов, возведенных к ЧМ-2018. Правда, ряд последних событий дал повод усомниться в пригодности эпохальных сооружений. Дождями оказались сильно разрушены объекты в Нижнем Новгороде и Волгограде. Риск существует и в отношении стадиона «Самара Арена», сданного в эксплуатацию в авральном режиме.

Погорели на водостоках

Новость о требованиях строителей «Самара Арены» рассчитаться появилась в топе Mail.ru в прошлый понедельник, 27 августа. «Помогите самарским строителям, работавшим на стадионе «Самара Арена», получить заработную плату, расчет при увольнении. Нам некуда обратиться. ООО «СК Татдорстрой» и ПСО «Казань» оставляют людей без денег на протяжении нескольких месяцев», — процитировал ресурс одного из рабочих, обратившегося через «Твиттер» к властям региона. «С апреля не можем получить свою заработную плату. «СК Татдорстрой» отказывается платить, ссылаясь на отсутствие денежных средств. Помогите решить эту проблему», — приводились тут же слова другого рабочего.

По мнению наблюдателей, строители, если их требования не удовлетворить, могут рассказать не только о задержке зарплаты. Им должны быть прекрасно известны нюансы стройки, позволяющие сомневаться в безопасности дальнейшего использования стадиона в случае, к примеру, наступления неблагоприятных погодных условий.

Первым прогноз о скором приходе в негодность наследия ЧМ-2018 сделал известный российский журналист Илья Варламов. Свои сообщения он посвятил повреждению сильным дождем инфраструктуры и благоустроенной территории в непосредственной близости от стадиона «Волгоград Арена». Это случилось 15 июля — в последний день мундиаля. «Не дождавшись буквально нескольких часов до конца чемпионата, стадион в Волгограде решил уплыть в Волгу. Так бывает, если строить с нарушением технологий, спешить, воровать, не думать», — сообщил Варламов, снабдив пост видеозаписью разрушений и подборкой фотографий с места ЧП.

«Совсем недавно после первого дождя смыло благоустройство в Нижнем Новгороде. Я знал, что так будет. Просто законов физики никто не отменял. И если не продумать водоотвод, не укрепить склоны, то первый ливень все смоет», — продолжил анализировать причины ЧП Варламов. «Вчера смыло Нижний Новгород, сегодня смыло Волгоград, завтра будет хуже. Я объехал все города и могу поспорить, что еще много подобных картинок увидим. Хотелось бы вслед за этим увидеть уголовные дела, но боюсь, я слишком многого хочу», — предсказал Варламов.

По мнению наблюдателей, следующим городом, про который напишет Варламов, рискует стать Самара. Самара во многом схожа с Волгоградом по авральным темпам подготовки стадиона и инфраструктуры к приему матчей ЧМ-2018. Так, «Волгоград Арена» была введена в эксплуатацию 3 апреля 2018 г. (вместо декабря 2017 г.), «Самара Арена», если верить ответу врио министра строительства Самарской обл. Александра Баландина (подробнее — ниже), — 15 апреля 2018 г. И уже на следующий день, 16 апреля 2018 г., появились сообщения о провале асфальта на ул. Арена 2018, непосредственно ведущей к самарскому стадиону. Новая улица и образовавшийся посреди нее провал отражены в видео, размещенном на портале YouTube (https://www.youtube.com/watc h?time_continue=74&v=NJOWjweT J8c). На видео отчетливо видно, что провал примыкает к шахте колодца, по которой можно добраться до канализационного коллектора.

С коллектором для отвода ливневых стоков с площадки размещения «Самара Арены» к централизованной системе водоотведения города проблемы возникли, похоже, еще на стадии проекта. Проектирование объекта по заказу МП г.о. Самара «Инженерные системы» в январе 2017 г. было поручено подрядчику в лице ГУП «ТеррНИИгражданпроект» (ТНГП). Спустя год, 22 января 2018  г., когда самарский стадион уже должен был быть сдан, «Инженерные системы» обратились в арбитражный суд с требованием взыскать с ТНГП неустойку за просрочку исполнения обязательств по договору подряда (дело №А55-1267/2018). По мнению истца, ответчик нарушил сроки выполнения трех первых этапов работ. Это: 1) сбор исходных данных для проектирования, в т.ч. расчет и выдача нагрузок по инженерному обеспечению, получение технических условий; 2) выполнение инженерных изысканий; 3) разработка проектной документации. По первому и второму этапам просрочка составила 45 дней, по третьему — 31 день. Как следствие, по четвертому-седьмому этапам просрочка, согласно иску «Инженерных систем», составила уже 104 дня.

ТНГП заявило возражения, сославшись на нарушение истцом встречных обязательств по передаче исходных данных, необходимых для составления технической документации. Согласно позиции ответчика, исходные данные были представлены только 27 февраля 2017 г., а исходные сведения о существующем максимальном расходе дождевых стоков по коллектору дождевой канализации так и не были представлены на 1 марта 2017 г. Документация по планировке территории в г.о. Самара для подготовки к проведению мундиаля была утверждена правительством региона только 29 мая 2017 г., а правоустанавливающие документы на земельные участки под проектируемый объект вообще не были переданы подрядчику. Согласование трассы проектируемого коллектора произведено заказчиком 7 июня 2017 г., после чего взамен ранее выданных технических условий от 14 сентября 2016  г. заказчик выдал новые технические условия согласования сброса осветленных поверхностных вод (это произошло 22 июня 2017 г.). 14 июля 2017 г. был согласован комплект разработанной рабочей документации. А 16 августа 2017 г. заказчик выдал ТНГП дополнительное задание по корректировке сметной документации в связи с нахождением на трассе неназываемого иного коллектора.

Самое странное, что подрядчик, как установил суд, в отсутствие исходных данных по объекту проектирования в полном объеме все же выполнил первые три этапа календарного плана проектно-изыскательских работ. Нехватка данных вполне могла привести к отклонениям проекта от требуемых условий прокладки коллектора. Это могло отразиться на строительстве. Как результат, «Самара Арена» рискует получить коллектор, который в случае прохождения ливневых дождей способен подвести так же, как подвела система удаления воды в Волгограде.

Причем самарский стадион имеет ряд технологических особенностей, которые грозят усугубить влияние сточных вод на его устойчивость. К примеру, кровля волгоградского стадиона — вантовая, расположена параллельно земле и представляет собой подобие велосипедного колеса из высокопрочных стальных канатов. Стоки на ней не задерживаются, распределяются по отдельным трубам и не превращаются в потоки воды с высокой кинетической энергией. Кровля самарского стадиона же принципиально иная. Она представляет собой довольно крутой купол высотой 60 м и общей площадью 76 тыс. кв. м. Книзу купол расходится на лепестки, спускающиеся к местам крепления консолей к пирамидальным опорам. По каждому из лепестков при сильном ливне вниз с огромной скоростью будет устремляться большая масса воды, напоминающая водопады. При срыве с лепестка поток может начать подмывать фундамент под опорами. Учитывая монолитность конструкции, достаточно подмыва одной из опор, чтобы вся чаша стадиона дала трещину, а купол начал деформироваться, стремительно теряя прочность. В таком случае существует риск срыва купола целиком, поскольку в полной мере проявят себя установленные Ростехнадзором дефекты в конструкции стадиона (см. «Хронограф» №2 (654) от 29.01.18).

В пользу подобного развития событий говорит версия, что земельные работы по уплотнению грунта под площадкой «Самара Арены», отсыпке слоев материалами с дренажными свойствами перед заливкой т.н. бетонной подушки велись немногим лучше, чем работы по строительству дождевого коллектора. Очевидцы, к примеру, поясняют, что на прилегающей к стадиону территории после дождей, шедших в первой половине лета 2017 г., проваливалась под землю даже не самая тяжелая спецтехника.

Мечты о ритейле

Характерно, что спортивные функционеры Самарской обл. не учитывают возможных рисков и полным ходом разрабатывают планы получения коммерческой выгоды от использования наследия мундиаля. В особенности, стадиона «Самара Арена». Так, еще за неделю до окончания соревнований, 8 июля 2018 г., врио вице-губернатора Самарской обл. по делам чемпионата мира Александр Фетисов сообщил информагентству «ТАСС», что ежегодная сумма, которая должна выделяться на содержание стадиона «Самара Арена» после завершения чемпионата, составляет около 500 млн р. «Мы считаем, что содержание будет стоить около полумиллиарда рублей, — цитировал ТАСС Фетисова. — Конечно, нужно думать, чтобы арена работала, ведь 18-20 матчей «Крыльев Советов» в год недостаточно, руководство это понимает и готовит решения. Чтобы проводить концерты, надо беречь поле, значит нужно покрытие, причем качественное, чтобы поле уцелело. К нему должны быть требования соответствующие, это удовольствие недешевое, но это надо делать... Мы параллельно с этим будем насыщать стадион и территорию вокруг, временные сооружения, которые сейчас есть вокруг стадиона, мы тоже планируем чем-то загрузить. Мы думаем, как зарабатывать деньги и как компенсировать затраты на содержание, для этого изучаем опыт «Казань Арены» и иностранных стадионов, смотрим, как у них устроено». Ранее, 26 июня, схожий разброс мыслей о будущем стадиона «Самара Арена» демонстрировал и врио министра спорта Самарской обл. Дмитрий Шляхтин: «Нам не нужна гигантомания, не нужны чемпионаты мира, которые пройдут один раз в 20 лет, а потом построенный для его проведения спорткомплекс будет стоять, как памятник, и его надо будет содержать» (см. «Хронограф» №21 (673) от 09.07.18). При этом выяснилось, что после нескольких корректировок, внесенных в проект стадиона «Самара Арена», у Шляхтина нет полного понимания, как использовать площади суперсооружения в коммерческом плане. «Поэтому, возможно, многие вещи из первоначального проекта придется пересматривать. И нам еще предстоит решать, как дальше этот стадион эксплуатировать», — резюмировал Шляхтин.

В этой связи возник прогноз, что после перехода стадиона в распоряжение правительства Самарской обл. он может стать аналогом выставочного комплекса. К такому варианту подводит ответ на запрос, который Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» направлял Дмитрию Шляхтину. Примечательно, что ответ на запрос ОАЕ «Хронограф» по данному поводу подписал не Шляхтин, а и.о. министра Андрей Харин. Готовил же ответ руководитель департамента по организации подготовки ЧМ-2018 и развития объектов спортивного назначения Виталий Иванов. Указанные чиновники признали, что программа эксплуатации стадиона после передачи его в собственность Самарской обл. учитывает «сдачу площадей в аренду, проведение выставок и культурно-массовых мероприятий и т.д.». Не исключено, что под «и т.д.» могли иметь в виду и такой вариант коммерческого использования, как организация «гигантского вещевого рынка». Доход от коммерческого использования площадей стадиона, по утверждению Харина и Иванова, станет поступать организации — балансодержателю объекта, которая будет определена позднее. Ожидается, что эту организацию возглавит один из приближенных к Александру Фетисову людей.

Неизвестно, как далеко зашли бы фантазии Фетисова, Шляхтина и их подручных в погоне за окупаемостью стадиона и извлечением из него коммерческой выгоды если бы не предупредительный сигнал, прозвучавший от президента РФ Владимира Путина.

Выступая 20 июля на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта в Калининграде, президент акцентировал внимание собравшихся на том, что спорт является приоритетом при использовании наследия ЧМ-2018. Ради этого Путин готов даже скорректировать федеральный бюджет. «Я прошу учесть задачу эффективного использования спортивной инфраструктуры при корректировке федерального бюджета на 2018 г. и отразить ее в бюджете на 2019-2021 гг. Поддержка программ развития объектов чемпионата продлится пять лет с тем, чтобы к 2024 г. они были самодостаточны, служили центрами развития городов, общественной, деловой, культурной жизни», -отметил президент (https://www.samregion.ru/ press_center/events/ dmitrij-azarov-predlozheniya-zhitelej-uchtut-pri-formirovanii-kontseptsii- naslediya-chm-2018). Далее он особо подчеркнул, что спортивные объекты не должны превратиться в рынки, как это произошло со многими спортобъектами в 90-х гг. XX в. Иначе говоря, президент выступил против превращения крупных спортивных сооружений в генератор наличности.

Таким образом, до 2024 г. деньги на содержание «Самара Арены» будут приходить из Москвы. Однако это не гарантирует, что до и после обозначенной Путиным даты на «Самара Арене» не наладится торговля.

Закрыть и проверить

31 июля на «Самара Арене» начались игры нового спортивного сезона Российской футбольной премьер-лиги. Между тем матчи правильнее было бы проводить в другом месте (хотя бы на начальном этапе), а стадион закрыть на тотальную проверку.

Причина в том, что выявленные Ростехнадзором нарушения пожарной безопасности (см. «Хронограф» №13 (665) от 23.04.18), а также дефекты в конструкции стадиона зафиксированы и фигурируют в материалах арбитражного дела. Устранены ли они и могут ли они быть устранены без полного или частичного демонтажа сооружения официально, не сообщалось. И здесь возникает вопрос: если дефекты не устранены, то за время мундиаля они могли стать еще актуальнее?

Процесс приемки объекта в эксплуатацию достоин отдельной критики. Началось с того, что в Министерстве спорта РФ, возглавляемом Павлом Колобковым, принялись убалтывать ситуацию с работой госкомиссии по стадиону (см. «Хронограф» №16 (688) от 28.05.18). Только после неоднократных попыток ОАЕ «Хронограф» выяснить, кто же выдал разрешение на ввод в эксплуатацию «Самара Арены», ФГУП «Спорт-Ин» (заказчик-застройщик стадиона) по поручению Минспорта РФ сообщило о механизме этой выдачи.

По версии «Спорт-Ин», заключение о соответствии стадиона «Самара Арена» требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации было выдано 26 апреля 2018 г. Средне-Поволжским управлением (СПУ) Ростехнадзора. Т.е. тем самым СПУ Ростехнадзора, которое до настоящего момента судится с генподрядчиком строительства в лице ООО «ПСО «Казань» с целью обязать последнего исполнить все предписания об устранении выявленных при строительстве нарушений. Заключение о соответствии при таких обстоятельствах могло быть выдано только после применения административного давления. Разрешение же на ввод в эксплуатацию стадиона «Самара Арена», по версии «Спорт-Ин», было выдано на следующий день. «27 апреля 2018 г. в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ министерство строительства Самарской обл. выдало ФГУП «Спорт-Ин» разрешение на ввод в эксплуатацию стадиона «Самара Арена», — пояснили представители заказчика-застройщика. Спешка была серьезная. Ведь 28 апреля на «Самара Арене» провели уже первый тестовый матч. Проведение его на стройплощадке вступило бы в противоречие с требованиями FIFA.

Характерно, что ни Минспорта России, ни минспорта Самарской обл., ни заказчик-застройщик, ни генподрядчик, как следует из их скудных комментариев, не взяли на себя полномочия по оформлению документации по стадиону и вводу его в эксплуатацию. Всю ответственность было решено взвалить на врио министра строительства Самарской обл. Александра Баландина как креатуру губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. На этом фоне именно Баландин выглядел наиболее слабым звеном в комбинации поиска крайнего с решением о вводе стадиона. Сам Баландин рассказал об этом процессе так: «Застройщик ФГУП «Спорт-Ин» обратился с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию... Поскольку основания для отказа... отсутствовали, министерство 15 апреля 2018 г. выдало разрешение на ввод объекта в эксплуатацию». Но если разрешение на ввод в эксплуатацию действительно было выдано 15 апреля, а не 27 апреля, как утверждают в «Спорт-Ин», то в этот момент на стадионе еще шла укладка газона. Завершилась она только 16 апреля, после чего газон еще стали прошивать особыми нитями. Т.е. уже после ввода в эксплуатацию стадиона отдельные работы на нем продолжались! В т.ч. такие важные, как оборудование газона.

Сегодня понятно, что «Самара Арена» была сдана в эксплуатацию, мягко говоря, наспех. К счастью, пиковые нагрузки, с которыми стадиону пришлось столкнуться в ходе проведения на нем матчей мундиаля, не привели к трагическим и непоправимым последствиям. Теперь время кропотливо провести тщательную проверку и устранить все возможные проблемы. Однако, похоже, с этим никто не спешит, т.к. все заняты рассуждениями о коммерциализации стадиона. Даже волгоградское ЧП их ничему не учит. Может быть, прав Варламов в своем желании увидеть уголовные дела?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.