Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (668) | 28 мая 2018г.
 

Мутная эксплуатация

В Минспорта уболтали ситуацию с работой госкомиссии по стадиону

Егор Кошеров

7 мая Арбитражный суд г. Москвы усложнил положение ООО «СК «Татдорстрой» в деле о банкротстве поставщика металлоконструкций для стадиона «Самара Арена» ООО «Стальмонтаж-Электросталь» (СМ-ЭС). Одновременно аффилированный «Татдорстрою» генподрядчик строительства ООО «ПСО «Казань» добился снижения требований к нему со стороны заказчика в лице Министерства спорта РФ почти в тысячу раз. На фоне отсутствия официальных сообщений о полном устранении критических дефектов в конструкции стадиона и выявленных нарушений пожарной безопасности подобное «прощение подрядчиков» наводит на мысли о коррупции. С учетом этого даже сам федеральный министр спорта Павел КОЛОБКОВ (на фото) предпочел увести в сторону разговор о нюансах ввода объекта в эксплуатацию.

Хочу — не хочу

Определением суда от 21 февраля 2018 г. было удовлетворено заявление СК «Татдорстрой» о намерении погасить задолженность СМ-ЭС по обязательным платежам в бюджет. В течение марта «Татдорстрою» предстояло погасить требование к СМ-ЭС со стороны ИФНС г. Электростали в размере 67,2 млн р. После реализации этого замысла и с учетом пока не сильной активности других кредиторов СМ-ЭС «Татдорстрой» мог бы рассчитывать на контроль над распродажей активов должника в случае открытия конкурсного производства (см. «Хронограф» №9 (661) от 26.03.18).

Однако 11 апреля представитель ИФНС заявил, что требования по обязательным платежам к СМ-ЭС не погашены заявителем. В результате 7 мая Арбитражный суд г. Москвы отказал «Татдорстрою» в признании этих требований погашенными. Где застряли деньги для налоговиков, пока неизвестно, зато известно, что теперь СМ-ЭС будет легче списать со своего баланса металлоконструкции самарского стадиона в пользу более дружественных, чем «Татдорстрой» и ПСО «Казань» (гендиректор Равиль Зиганшин), лиц (см. «Хронограф» №8 (660) от 19.03.18).

В то же время ПСО «Казань», похоже, сумело решить вопросы с Минспорта РФ, требовавшим с генподрядчика громадные неустойки за срыв сроков строительства стадионов в Самаре и Саранске. Иски от Минспорта к ПСО «Казань» поступили в московский арбитраж 5 февраля т.г.

Первый — по самарскому стадиону на сумму 609,7 млн р. (дело №А40-20403/2018), второй — по стадиону в столице Мордовии в г. Саранске на сумму 555,4 млн р. (дело №А40-20509/2018).

В качестве третьих лиц к участию в разбирательствах министерство попросило привлечь АНО «Арена-2018» и ФГУП «Спорт-Инжиниринг». Намерения чиновников наказать компанию Равняя Зиганшина выглядели более чем серьезно (см. «Хронограф» №4 (656) от 12.02.18). Однако в одном иске (по Саранску) 8 мая 2018 г. было полностью отказано, а по второму иску 10 мая 2018 г. суд взыскал с ПСО «Казань» за проволочки по самарскому стадиону всего чуть больше 1 млн р. Получается, генподрядчик сбил компенсацию, заявленную Минспорта, больше, чем в тысячу раз, практически безо всякого труда. Интересным представляется, в чьих карманах теперь осядут деньги, которых не дождались на казенном счету министерства.

Кададов проговорился

При всех этих разбирательствах за несколько дней до проведения первого тестового матча на «Самара Арене» (28 апреля 2018 г.) данный объект все еще напоминал строительную площадку, нежели готовое для проведения игр сооружение. Никто так и не потрудился дать гарантии безопасности участников и зрителей предстоящего соревнования, с учетом выявленных Ростехнадзором и по настоящий момент не устраненных нарушений пожарной безопасности, а также критических дефектов в конструкции стадиона (см. «Хронограф» №2 (654) от 29.01.18).

Между тем 7 мая заместитель министра МЧС России Сергей Кададов сообщил в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» о принятии руководством федерального министерства очень важного решения. В мае т.г., как пояснил Кададов, курирующий департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС, запланирован выезд группы сотрудников этого департамента в Самару. Они проверят зафиксированные Средне-Поволжским управлением (СПУ) Ростехнадзора и «Хронографом» нарушения пожарной безопасности на «Самара Арене». Эти нарушения влекут серьезные опасения за жизнь и здоровье зрителей в случае возникновения очагов возгорания на стадионе (см. «Хронограф» №13 (665) от 23.04.18).

Кстати, помочь проверяющим придется и начальнику ГУ МЧС России по Самарской обл. Олегу Бойко. Хотя Бойко ранее сообщил ОАЕ «Хронограф» информацию, что его ответственность за пожары на «Самара Арене» наступает с момента подписания акта о вводе сооружения в эксплуатацию. По состоянию на 17 мая 2018 г. этот акт нигде официально не опубликован. Если он все-таки есть, то Бойко сумеет избежать неудобных вопросов из Москвы по поводу своего бездействия на фоне инициативы старших товарищей. А далее возникнет очень неприятный прецедент, если комиссия подтвердит найденные Ростехнадзором нарушения пожарной безопасности. Получится, что стадион ввели в эксплуатацию с нарушениями?

Сказочник Колобков

Однако больше вероятность, что акта о вводе в эксплуатацию стадиона пока не существует или его оформление еще не завершено. В пользу последней версии говорит крайне лапидарное сообщение, распространенное пресс-службой Минспорта РФ 27 апреля: «Сегодня, 27 апреля, в Самаре получено разрешение на ввод в эксплуатацию стадиона, который летом этого года примет матчи Чемпионата мира по футболу ФИФА». Далее приводился пространный комментарий, приписанный министру Павлу Колобкову, такого содержания: «Эта арена — самая крупная из всех, построенных к Чемпионату. Площадь объекта составляет 156 тыс. кв. м, а его высота — 60 м. Как известно, аэрокосмическая отрасль является достоянием Самары. Это обстоятельство было учтено при проектировании стадиона, который похож внешне на космический корабль и расположен на самой высокой точке города». Далее приводился рассказ об играх, которые пройдут на «Самара Арене». И ни одного слова о процессе сдачи сооружения в эксплуатацию, лицах, входивших в приемочную госкомиссию, а также замечаниях, отраженных в акте о вводе в эксплуатацию по поводу известных всем нарушений. Ни одного пояснения о том, на чей баланс передан объект и кто займется его обслуживанием, а значит, будет вместе с ПСО «Казань» отвечать за безопасность гостей стадиона.

Подобное забалтывание становится понятным на фоне всех вышеизложенных проблем, связанных с «Самара Ареной». Не исключено, что Колобкову просто не хотелось акцентировать внимание на том, как стадион пытаются экстренно и пока тщетно ввести в эксплуатацию. Сегодня процесс ввода, судя по всему, продолжается.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.