Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (660) | 19 марта 2018г.
 

Удобные мишени для популистов

Тольяттинские химпредприятия стали заложниками политических интриг

Егор Кошеров

На прошедшей неделе наблюдался значительный спад активности в деятельности т.н. народных экологов, которые на протяжении уже длительного времени будоражат общественность г. Тольятти. Объясняется данный факт весьма легко: изменившийся характер погоды значительно снизил уровень загазованности атмосферного воздуха в городе, тем самым лишив активистов поводов для выступлений. С другой стороны, охладить пыл экологов могло завершение кампании по выборам президента РФ, если эти страдальцы за здоровье нации в реалии добивались всплеска электорального протеста. Однако не стоит забывать, что осенью 2018 г. пройдут выборы в Думу г.о. Тольятти (ТГД) и, соответственно, можно ожидать продолжения эксплуатации экологической темы, на этот раз в качестве пиар-сопровождения местной предвыборной кампании.

Вперед к выборам

Очередной приступ истерии по поводу экологического бедствия, постигшего Тольятти, случился в начале февраля 2018 г. В этот период многие тольяттинцы действительно отмечали в воздухе присутствие смога с резким запахом. Официальные органы, в т.ч. ФГБУ «Приволжское УГМС» и министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среди и природопользования Самарской обл. объясняли данное обстоятельство неблагоприятными метеорологическими условиями. В частности, установлением безветренной погоды, что создало условия для накопления в воздухе различных выбросов. Тем не менее превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ не отмечалось.

Стечение обстоятельств стало отличным поводом для организации целого ряда выступлений на тему загрязнения атмосферного воздуха и негативных последствий для жителей Тольятти. Как уже было не раз отмечено, все камни полетели в сторону городских химических предприятий, которые сумели преодолеть все кризисные явления и сохранили работоспособность.

Вообще, химическая промышленность всегда была излюбленной мишенью для различного рода общественников, псевдоэкологов и прочих чрезмерно активных граждан. Обострение, как правило, начинается в период подготовки к выборам, неважно какого уровня, или в канун принятия иных важных решений политического толка. Проще говоря, таким банальным, но проверенным временем способом, как нагнетание обстановки, ловкие конъюнктурщики умело набирают политические очки. Хотя и для мину совки этот метод весьма эффективен.

К примеру, новый всплеск эмоциональной волны в феврале 2018 г. можно без труда увязать с выборами президента РФ, состоявшимися 18 марта. Не исключено, что для кого-то могло быть выгодно за месяц до главного за последних 6 лет события в России создать в городе напряженность и соответствующим образом подготовить к выборам протестный электорат.

Тем не менее политический цикл 2018 г. еще не закончен. Для Самарской обл. и непосредственно для Тольятти многие события еще впереди. В сентябре 2018 г. жители региона будут голосовать на выборах губернатора, а тольяттинцам к тому же будет необходимо избрать новый состав ТГД. Для тех, кто не искушен политическими интригами, будет уместно пояснить, что подготовка к голосованию начинается задолго до официального объявления выборов.

Может быть, за год или даже полтора до формальных выборных процедур. В этот период опытные функционеры начинают активизироваться в плане формирования своей электоральной базы.

Наверное, всем хорошо известно: самым действенным методом привлечения граждан в свой лагерь является критика какого-либо субъекта или сферы деятельности. Наиболее излюбленные мотивы — разоблачение управляющих компаний отрасли ЖКХ, тема «убитых» дорог и экологического бедствия. На этом фоне очень логично выглядит экологическая акция, стартовавшая в социальных сетях и информационном пространстве в первые зимние месяцы 2018 г.

Популисты готовы называть выбросами все, что угодно
Популисты готовы называть выбросами все, что угодно

Однако ее организаторы в качестве аргументов почему-то решили повторно воспользоваться информацией по итогам проверок в 2017 г., зачастую подменяя и передергивая факты. По сути, данный прецедент можно считать началом подготовки к сентябрьским выборам 2018 г. в ТГД.

Лидеры по выбросам

Здесь стоит напомнить, что в конце лета прошлого года была отмечена необычайная активность общественности, которая атаковала местных чиновников жалобами на состояние атмосферного воздуха (см. «Хронограф» №35 (645) от 7.11.17). На тот момент власти сообщали, что к ним обратились по этому поводу 174 раза. Шумиха в СМИ и социальных сетях также сделала свое дело. К расследованию причин обращений были подключены специализированные службы и подразделения администрации Тольятти.

Глава Управления Росприроднадзора по Самарской обл. Махмуд Калиматов выступая в Самарской губернской думе, отметил, что сложная ситуация с состоянием атмосферного воздуха в Тольятти в августе сложилась из-за целого списка факторов, которые совпали в одно время в одном месте. Во-первых, это жаркие и безветренные июль и август с их неблагоприятными метеорологическими условиями. Во-вторых, масштабные ремонты на трассе М5, из-за которых на въезде и выезде Тольятти скапливались огромные пробки из самого разного транспорта.

Иными словами, Калиматов лишний раз подтвердил справедливость заявлений о существенной роли погодных условий в формировании экологической обстановки. Но в то же время необходимо принять во внимание второе высказывание о роли автомобильного транспорта в теме загрязнения атмосферного воздуха. Об этом говорилось не раз, но общественники продолжают кивать в сторону промышленных предприятий, как будто не замечая официальных отчетов.

Будет уместным отметить, что ПАО «АВТОВАЗ» за последние годы значительно снизил долю выбросов. Однако такую динамику нельзя считать исключительно положительной, поскольку уменьшение выбросов стало следствием снижения производства. В результате падения спроса на вазовскую продукцию и проведения оптимизации штата персонал автозавода сократился также почти в два раза. Подобная участь постигла и поставщиков АВТОВАЗа, которые были вынуждены подстраиваться под новую политику потребителя. И здесь стоит задуматься над тем, насколько удовлетворенными улучшением экологической обстановки остались десятки тысяч людей, лишившихся работы. Чего добиваются экологи, тыкая пальцем в работающие предприятия? Может, это реальные действия, направленные на подрыв и без того ослабленной экономики?

Неподконтрольные

Но стоит вернуться к фактическим цифрам, обоснованно характеризующим экологическую обстановку в Тольятти. Так вот, согласно официальным данным, в диаграмме выбросов существенную долю занимают обезличенные «прочие» источники. Про такие полулегальные или нелегальные производства также говорилось не раз. Стоит только напомнить об истории с подпольным нефтеперерабатывающим заводом, который располагался на промплощадке бывшего завода ОАО «Фосфор».

В августе 2016 г. на территории «Фосфора» сотрудниками ФСБ был выявлен нелегальный завод по перегонке нефти, о чем сообщали даже федеральные СМИ. Очевидно, что такие производства наносят ощутимый урон окружающей среде. Однако по причине нелегального положения подобных объектов определить их непосредственное участие в загрязнении воздуха весьма затруднительно.

Гипотетически подпольный нефтеперерабатывающий завод может обогнать по количеству выбросов даже очень крупное химпредприятие.

При этом нелегалы не обременены вопросами экологии. По данным Росгидромета, только 6 крупных тольяттинских организаций имеют договоры по оповещению о неблагоприятных метеоусловиях. Не говоря о том, что производители контрафакта находятся за пределами внимания Росприроднадзора, который элементарно не в состоянии осуществлять контроль за формально несуществующим производством.

Что касается общей картины по Тольятти, то будет уместным подчеркнуть, что с 2010 по 2016 г. общее количество выбросов сильно не менялось и колебалось в районе 31-32 тыс. т. Но при этом отметился значительный прирост числа автомобильного транспорта, зарегистрированного в Тольятти. За 6 лет количество автомобилей выросло с 259 тыс. (2010 г.) до 281 тыс. (2016 г.). Таким образом, легко понять, каким образом происходило перераспределение ролей загрязнителей атмосферы. И ведь, наверное, совсем не зря руководитель Самарского подразделения службы Росприроднадзора концентрировал внимание именно на негативном влиянии автотранспорта на экологическую ситуацию в Тольятти.

По сути, это самый неподотчетный стационарный сегмент, формирующий выбросы. Ведь никто не контролирует, насколько опасны выхлопы того или иного автомобиля. В настоящее время такой практики просто не существует. И на дорогах в Тольятти, и в России в целом можно встретить автомобили, которые не только не отвечают нормам ЕВРО-5, но и вообще не категорируются в этой системе. В этом без труда можно убедиться самостоятельно. А если такое транспортное средство использует в качестве топлива контрафактный бензин, тогда вред окружающей среде увеличивается в разы. В итоге Тольятти получает те самые 65% загрязняющих веществ в общей доле выбросов.

Однако для политических ораторов нужна конкретная цель для атаки. Автомобилей много, да и сам рвущийся на выборы политикан использует в качестве передвижения автомобиль. Таким образом, «крайними» выставляются химпредприятия, на которых, кстати, не отрицают что проблемы существуют и работа над ними ведется на регулярной основе. СИБУР, например, представил Росприроднадзору комплексную программу мероприятий до 2025 г., направленных на снижение воздействия на окружающую среду. В ней содержатся технические мероприятия по модернизации оборудования, узлов, а также и очистных сооружений, которые чистят, между прочим, стоки всего Центрального р-на. Уже доподлинно известно, что с 1 января 2019 г. вступают в силу изменения в закон «Об охране окружающей среды» в части производственного экологического контроля. Изменения в законодательстве предусматривают целый комплекс мероприятий, которые потребуют от предприятий серьезных капиталовложений в оснащение производства автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ.

Причем даже сейчас старательно умалчивается, что заводы ежегодно тратят сотни миллионов и даже миллиарды рублей на модернизацию производства, повышение экологических показателей, участие в акциях по охране и восстановлению природных ресурсов. К примеру, в последнем отчете тот же ПАО «КуйбышевАзот» объявил, что на строительство и техническое перевооружение производственных мощностей предприятия в 2017 г. было израсходовано 6 млрд р., капитальный ремонт заводских объектов выполнен на сумму 2,2 млрд р. Это и есть те самые вложения, которые даже с учетом текущих требований делают производство более экологичным, позволяющие в значительной степени снижать нагрузку на окружающую среду.