Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (658) | 26 февраля 2018г.
 

Мурзов и картельное трио

Федералы пришли за строителями

Георгий Кизельгур

13 февраля Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) сообщила об обнаружении признаков картеля на торгах по ремонту дорог в Самарской обл. Признаки нарушения антимонопольного законодательства были выявлены при проведении 14 аукционов на общую сумму свыше 4 млрд р. Дело по признакам заключения и реализации антиконкурентных соглашений возбуждено в отношении ООО «Самаратрансстрой», ООО «Ульяновсктрансстрой» и ООО «С.И.Т.И.». Изучая эту картельную историю, было бы уместно вспомнить о председателе комитета по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи Самарской губернской думы (СГД) Андрее МУРЗОВЕ (на фото).

В особо крупном размере

Официальный сайт ФАС России сообщил: «ФАС России возбудила дело в отношении ООО «Самара-трансстрой», ООО «Ульяновсктрансстрой» и ООО «С.И.Т.И.» по признакам заключения и реализации антиконкурентных соглашений при проведении аукционов на выполнение ремонта автомобильных дорог Самарской обл. Принимая участие в электронных аукционах, организации, вероятно, создавали видимость конкуренции, в результате чего начальная максимальная цена контракта снижалась не более чем на 0,5%».

Также официальный сайт ФАС России привел мнение начальника управления Службы по борьбе с картелями Андрея Тенишева: «Развитие добросовестной конкуренции и пресечение картелей на рынке дорожного строительства является одним из приоритетных направлений государственной политики, которое входит в Национальный план развития конкуренции. Нарушения в этой сфере не редкость, но ФАС успешно их выявляет и пресекает».

ООО «Самаратрансстрой» (СТС) и ООО «С.И.Т.И.» стали не только постоянными участниками, но и победителями крупных торгов в Самарской обл. Речь идет о миллиардах рублей.

В частности, СТС выступает подрядчиком строительства двух стратегически важных объектов к ЧМ-2018 в Самаре: развязок Московское ш. / Ракитовское ш. и Московское ш. / пр. Кирова. Согласно условиям контрактов, СТС должно было завершить все работы до конца 2017 г. Однако на протяжении уже нескольких месяцев, по наблюдениям, работы приостановлены или даже заморожены (хотя в зимний период работать, по логике, надо с удвоенной энергией). Отсюда возникает опасение, что СТС может не уложиться со сдачей объектов в заданные сроки. Следовательно, право проводить матчи мундиаля у Самары может быть отобрано в пользу одного из других российских городов (см. «Хронограф» №16 (626) от 29.05.17). Похоже, СТС просто уже не способно успеть «переварить» столь большой объем заказов в оставшийся срок.

СТС образовано в мае 2011 г. Уставный капитал минимально возможный — 10 тыс. р., что может выглядеть странно для столь «важного» подрядчика. Директором СТС выступает Сергей Сурков, единственным учредителем – Олег Лайченков. Данные о них внесены в ЕГРЮЛ в октябре 2012 г.

СТС еще до сегодняшней истории с картелем уже успело «отличиться» при исполнении госконтрактов. 20 декабря 2016 г. прокуратура Самарской обл. раскрыла информацию о результатах проверки исполнения СТС требований законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а также бюджетного законодательства. Было установлено, что 19 марта 2015 г. министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. с СТС был заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству подземных пешеходных переходов на автомобильной дороге Московское ш. (от ул. Мичурина до АЗС 115 «Роснефть») в г. Самаре на сумму 218 млн р.

Работы были приняты заказчиком и оплачены на общую сумму 173 млн р. Из актов выполненных работ от 1 декабря 2015 г. следовало, что при устройстве системы электрического отопления полов был использован нагревательный кабель NexansDefrostPipe-20. Однако прокуратура сообщила: «Проверкой установлено, что фактически для устройства системы электрического отопления полов использован нагревательный кабель DeviflexDTIP-18.

Рыночная стоимость фактически использованного кабеля составляла до 117 р. за 1 м. В результате общая сумма затраченных на него средств оказалась ниже стоимости принятого и оплаченного кабеля на 3,4 млн р.». Там же замечено: «Подрядчиком ООО «Самаратрансстрой» были предоставлены фиктивные документы о приобретении кабеля DeviflexDTIP-18 по цене 368 р. за 1 м».

«В результате 20 декабря 2016 г. УМВД России по г. Самаре возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, по факту мошеннических действии неустановленных лиц из числа сотрудников ООО «Самаратрансстрой» в особо крупном размере», — говорится в официальном сообщении прокуратуры (см. «Хронограф» №4 (614) от 13.02.17).

Но в октябре 2017 г. Сергей Сурков при странных обстоятельствах был оправдан Октябрьским райсудом г. Самары по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере при строительстве в Самаре подземных пешеходных переходов на Московском ш. (см. «Хронограф» №4 (656) от 12.02.18).

Сослались на уровень

Версия о том, что картельщики могли действительно не проглотить огромный кусок мундиального пирога, может найти подтверждение. Вряд ли случайно в феврале 2018 г. крупный контракт был расторгнут с ООО «С.И.Т.И.».

ООО «С.И.Т.И.» образовано в сентябре 2008 г. Уставный капитал 15 млн р. Единственным учредителем и директором компании выступает Сергей Рейнюк. Данные о нем как о директоре «С.И.Т.И.» внесены в ЕГРЮЛ в октябре 2013 г., как о единственном учредителе — в ноябре 2015 г.

В феврале 2018 г. Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил иск ГКУ Самарской обл. «Управление капитального строительства» (УКС) к ООО «С.И.Т.И.» о расторжении государственного контракта №177 от 13 мая 2015 г. В соответствии с пунктами 1.1, 3.1 того контракта ООО «С.И.Т.И.», будучи генподрядчиком, должно было выполнить строительно-монтажные работы по берегоукреплению Саратовского водохранилища у с. Рождествено (участок правого берега р. Волги напротив набережной Самары).

Судом при этом было отмечено, что обе стороны в ходе совещания еще 17 октября 2017 г. подтвердили, что «на протяжении более трех месяцев по причине обстоятельств непреодолимой силы, а также действия их последствий, являющихся следствием природных явлений», «С.И.Т.И.» не имело возможности исполнить обязательства по контракту. Проще говоря, сослались на то, что уровень воды был выше обычного.

Кроме того, стороны указали, что строительство объекта осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, а у Самарской обл. возникло обязательство по вводу объекта в эксплуатацию в текущем году. УКС уведомило ООО «С.И.Т.И.» о необходимости исполнения всех обязательств по контракту в срок, установленный в контракте. ООО «С.И.Т.И.» уведомило УКС о том, что в установленные сроки обязательства исполнены не будут. Так, может быть, дело именно в том, что вспомнить пришлось и о федеральном центре, и о сроках контракта, а не в том, что уровень воды на Саратовском водохранилище у г. Самары превышал средне-многолетнее значение?

Отличились в Ульяновске

ООО «Ульяновсктрансстрой» (УТС) известно в Самарской обл. меньше. На данный момент известно лишь о контракте по дороге регионального значения «Ульяновск — Димитровград — Самара». Директором УТС является Павел Степанов. По данным официального источника, до Сергея Суркова, а именно с конца мая 2011 г. по середину октября 2012  г., Павел Степанов руководил СТС. УТС образовано в октябре 2013  г. Уставный капитал данного предприятия — такой же, как у СТС.

Единственным учредителем выступает Олег Дорошенко. Данные об учредителе внесены в ЕГРЮЛ в октябре 2013 г., а о директоре — в декабре 2017 г.

УТС успело «отличиться» в Ульяновской обл. именно по линии ФАС России. 23 октября 2017 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд признал законным постановление о наказании в виде штрафа, вынесенное Ульяновским УФАС России в отношении УТС.

Официальный сайт ульяновского УФАС сообщил: «На основании представленных Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ульяновской области сведений Ульяновское УФАС России возбудило дело, рассмотрев которое, признало Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска, МБУ «Дорремстрой», ООО «Ульяновсктрансстрой» нарушившими антимонопольное законодательство. Указанные лица совершили действия по соглашению, направленные на заключение в мае 2015 г. МБУ «Дорремстрой» и ООО «Ульяновсктрансстрой» договора субподряда на выполнение ремонта ул. Гончарова, площади имени 30-летия Победы г. Ульяновска, дворовых территорий г. Ульяновска на сумму 45 млн р. с нарушением Закона о контрактной системе: договор был заключен без использования конкурентных процедур».

Схемы, по которым могли действовать СТС, «С.И.Т.И.» и УТС, выглядят вполне понятно. Просматриваются и роли каждого из ее участников. Показательным выглядит и то, что дело возбуждено именно ФАС России. Это, похоже, обусловлено тем, что в объекты инфраструктуры в Самарской обл., на которых успели отметиться СТС, «С.И.Т.И.» и УТС, крупно вкладывался федеральный бюджет. Масштабы деяний тоже скоро дадут о себе знать — вряд ли случайно появилась бы информация и о том, что оперативное сопровождение дела с участием этого трио осуществляет ФСБ. Но у каждой эффективной схемы должен быть автор. С такой ролью, вероятно, мог бы справиться известный самарский управленец из сферы дорожного строительства Андрей Мурзов.

18 сентября 2016 г. Мурзов был избран депутатом СГД в составе списка кандидатов, выдвинутого Самарским региональным отделением (СРО) политической партии «Единая Россия» (ЕР). Про Андрея Мурзова до выборов в СГД этого созыва мало кто слышал из представителей широкой общественности. Его появление в стенах СГД для многих рядовых избирателей стало неожиданностью. Зато в узком профессиональном самарском сообществе он был узнаваем. Еще большее удивление могло вызвать то, что ему сразу достался пост председателя комитета по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи. Но те, кто знал о его связях, отмечали, что пост достался «настоящему профессионалу».

Мурзов, естественно, не является «человеком из ниоткуда». По данным ЕГРЮЛ, Андрей Мурзов в разное время был учредителем строительных компаний. Развитие бизнеса Андрея Мурзова может быть напрямую связано с его лоббистскими возможностями, в т.ч. и на федеральном уровне. Имя Андрея Мурзова также связывают как раз с деятельностью СТС (см. «Хронограф» №39 (609) от 19.12.16).

Стоит предположить, что как руководителю профильного комитета СГД Андрею Мурзову хватает возможностей для влияния в выборе подрядчиков. Исходя из этого может быть вполне понятно, кто может реально стоять за картельной историей. Правда, сам Мурзов отрицает свою причастность к деятельности СТС. Хотя в комментариях ОАЕ «Хронограф» заявил, что работал в свое время с экс-владельцем СТС Александром Лишаевым, но это, по его словам, якобы было давно.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.