Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (646) | 13 ноября 2017г.
 

Побег из Центробанка

Константин Суриков может занять место Александра Кобенко

ИА «Центр-Инфо»

До конца прошлой недели в Администрации президента (АП) РФ шло неформальное согласование списка новых членов правительства Самарской обл. Одной из персон, попавших на рассмотрение, стал управляющий региональным отделением Волго-Вятского Главного Управления (ГУ) Центробанка РФ Константин СУРИКОВ (на фото). Сурикова прочат на пост министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александра КОБЕНКО. Лоббисты перемещения Сурикова в министры сидят отнюдь не в Центробанке. Похоже, руководитель реготделения регулятора изменил задачам, поставленным перед ним председателем Центробанка Эльвирой НАБИУЛЛИНОЙ.

Список кандидатур, которых кураторы врио губернатора Дмитрия Азарова видят его помощниками в статусе новых членов кабинета министров, по наблюдениям источников редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», поступил в АП РФ в середине октября. Свежая кровь в региональном правительстве может потребоваться Азарову для решения важнейших задач на пути к губернаторским выборам, которые могут быть совмещены с президентскими. Первостепенная из них — обеспечение действующему президенту России Владимиру Путину реальную, а не мнимую электоральную поддержку на предстоящих в марте 2018 г. президентских выборах (см. «Хронограф» №30 (640) от 2.10.17).

Ранее уже сообщалось о наличии в шорт-листе кандидатов в правительство Самарской обл. такой фигуры, как руководитель представительства ГК «Ростех» в регионе Владимир Купцов (см. «Хронограф» №34 (644) от 30.10.17). Купцова двигают на замену министру строительства Александра Баландина. За другой ключевой пост — министра экономического развития, инвестиций и торговли (МЭРИТ), ныне занимаемый Александром Кобенко, — также стартовала нешуточная гонка. В частности, на должность Кобенко претендует управляющий реготделением Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ Константин Суриков.

Шансов Сурикову добавляет обстоятельство, что Кобенко не принадлежит к той крупнейшей финансово-промышленной группе (ФПГ) Самарской обл. — Волгопромгаз (ВПГ), которая наряду с ГК «Ростех» получила преимущество от продвижения Азарова на пост врио губернатора.

Суриков после своего появления в регионе в начале 2011г. длительное время также не давал поводов говорить о своем попадании в зависимость от местных элит. Однако начиная с осени 2013 г., когда в Самарской обл. один за другим стали стремительно сыпаться банки, находившиеся под надзором Сурикова, руководитель реготделения регулятора, по мнению наблюдателей, прежде всего психологически не справившись со сложной ситуацией, оказался под влиянием вышеуказанной ФПГ. Далее Суриков мог попасть под жесткую обработку информационным прессингом. В итоге дело было сделано. Перед Сурковым мог быть поставлен ультиматум играть по правилам местных элит.

На определенном этапе Сурикову могли дать намек, что, учитывая продолжающуюся оптимизацию штатной структуры ЦБ РФ, и урезание полномочий, отведенных его территориальным учреждениям, его должность управляющего Самарским отделением регулятора уже не способна приносить те административные дивиденды, что сулила ранее. Соответственно, предложение возглавить МЭРИТ, поступившее Сурикову от покровительствующих Азарову лиц, он мог принять с нескрываемым энтузиазмом. Дело в том, что руководители подобного рода министерств, как показывает практика, всегда могут рассчитывать на профит от закачки бюджетных средств в реализацию тех или иных инвестиционных проектов, пусть даже эти проекты в итоге проваливаются.

В комбинации с перемещением Сурикова в кресло министра есть всего три изъяна, которые, тем не менее, грозят сорвать весь замысел. Во-первых, Александр Кобенко уже принимает меры противодействия, опираясь на свои связи в федеральных структурах. Во-вторых, следует подчеркнуть, что при назначении врио губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова одной из негласных ключевых установок для него на уровне АП РФ стало не начинать кадровых революций в регионе

во избежание острых конфликтов на уровне местных элит в преддверии мартовских выборов президента России. Ему могли предложить действовать эволюционным путем, при кадровых решениях по максимуму следуя легенде преемственности власти. Переход ответственных постов, согласно легенде, должен преподноситься как передача от профессионала к профессионалу по причине востребованности уходящего чиновника на новом направлении. Последний пример — перемещение Олега Фурсова с поста главы г.о. Самара на должность врио министра труда, занятости и миграционной политики Самарской обл. (см. «Хронограф» №34 (644) от 30.10.17). Этому переходу была тщательно подобрана нужная легенда, которую озвучил лично Дмитрий Азаров.

Легенды о преемственности в части перехода поста министра МЭРИТ от Кобенко к Сурикову пока не существует. Следовательно, для того чтобы быстро избавиться от неплохо зарекомендовавшего себя Кобенко, Сурикову и его кураторам потребуется создать контрлегенду для формирования нужного общественного мнения для смены министра, с которым согласились бы даже в Кремле. Однако с формированием контрлегенды также возникают трудности. И дело не столько в незаменимости и непогрешимости Кобенко, сколько в том, что Суриков на фоне Кобенко, по общему мнению наблюдателей, смотрится невыразительно.

Наконец, еще одним серьезным риском для Сурикова является то, что его планы, поддавшись влиянию кураторов, совершить перебежку в правительство Азарова с ответственной должности управляющего реготделением ЦБ РФ получат негативную оценку со стороны председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиудлиной. В этом случае Суриков может не только пролететь мимо кресла министра, но и лишиться занимаемой ныне должности с ограниченной перспективой продолжения карьеры в структуре ЦБ РФ.