Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (641) | 9 октября 2017г.
 

Охота на Костина

Дело попавшего под гидроцикл судоводителя движется к приговору

Георгий Кизельгур

В октябре должен быть вынесен приговор по уголовному делу в отношении Игоря КОСТИНА. Его необоснованно обвиняют в причинении тяжких повреждений по неосторожности нескольким гражданам, перемещавшимся на гидроцикле под управлением Вениамина ГРАЧЕВА. Доходило до того, что Костина, не исключено, по заказу Грачева, объявляли в розыск, хотя тот находился на больничном. Сегодня накануне вердикта суда есть смысл еще раз оценить лишь некоторые из более чем достаточных доказательств невиновности Костина. При их изучении возникает вопрос: по чьей милости этого человека уже больше трех лет таскают по следовательским и судебным кабинетам?

Инцидент, за который сегодня судят Игоря Костина, случился летом 2014 г. в протоке Воложки (правый берег р. Волги напротив 9-й Просеки). Произошло столкновение двух маломерных судов: моторной лодки под управлением Костина и гидроцикла, которым управлял, по некоторым предположениям, находившийся не в самом лучшем для водителя состоянии Вениамин Грачев. Как поясняют очевидцы, гидроцикл, на котором кроме Грачева находились еще четыре человека, в т.ч. малолетние дети, на полном ходу решил объехать мотолодку спереди, внезапно начав двигаться слева ей наперерез. Мотолодка не смогла осуществить торможение и протаранила гидроцикл. Повреждения получили все катавшиеся на гидроцикле.

Несмотря на признание судоводительской экспертизой невиновности Костина в столкновении, последний проявил сознательность, не только оказав своевременную помощь пострадавшим, но и частично возместив им затребованный материальный ущерб, а также вред здоровью. Казалось бы, инцидент был исчерпан, но Грачев вдруг решил еще и добиться привлечения Костина к уголовной ответственности (см. «Хронограф» №28 (638) от 18.09.17).

Уголовное преследование Костина сопровождалось очень странными действиями полиции. Вот, к примеру, сообщение портала 63.ru от 10 августа 2016 г. о розыске Костина:

«Фигурантом уголовного дела стал водитель лодки Игорь Костин. Однако когда дело уже готовили к передаче в суд, он скрылся от правоохранительных органов. В результате мужчину объявили в розыск, сообщили 63.ru в ГУ МВД России по Самарской обл.». При этом за скобки почему-то было выведено, что на момент появления этого сообщения и некоторое время до него Костин находился на больничном и полиция была уведомлена об этом защитой обвиняемого. Тем не менее последовало сначала объявление в розыск, а затем еще и весьма натужная публикация, в которой версия столкновения излагалась устами Грачева. Не Грачев ли мотивировал правоохранителей напрягать заболевшего человека да еще и бравировать этим в СМИ?

В преддверии вынесения приговора стоит обратить внимание собственно на доказательную базу. Показания независимых свидетелей Павла Астафурова и Марии Зигерт основаны на том, что оба, находясь на берегу, видели момент столкновения, а до того видели, как водитель гидроцикла Грачев совершил маневр перед катером Костина под углом столкновения, близким к прямому. Показания свидетеля инспектора ГИМС Сергея Дмитриева говорят, что столкновение произошло в результате маневра, совершенного судоводителем Грачевым. Свидетель спасатель Алексей Бурков пояснил, что гидроцикл отъезжал от берега, был серьезно перегружен, управлять им нереально, водитель гидроцикла поменял курс и пересек курс мотолодки Костина.

Эти показания подтверждаются и заключением судоводительской экспертизы от 16 июня 2016 г. Установлено, что судоводитель Грачев нарушил целую серию правил судовождения. К примеру: «Допустил эксплуатацию гидроцикла без регистрации в ГИМС МЧС России». Или: «Допустил эксплуатацию гидроцикла сверх установленной нормы пассажировместимости, указанной в технических характеристиках, на гидроцикл Seadoo, в т.ч. сверх установленной пассажировместимости перевозил двух малолетних детей».

На тему перегруза гидроцикла в выводах экспертов содержится уточнение: «Пассажировместимость гидроцикла Seadoo согласно технической характеристике — три человека. На момент столкновения с моторной лодкой North Silver на нем находилось пять человек».

Сюда же следует добавить нарушения Правил плавания по внутренним водным путям РФ, совершенные Грачевым, как установлено экспертизой, при движении по акватории. Это, к примеру, п. 224: «Когда два судна идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу. При этом оно не должно пересекать курс другого судна по носу. Судно, которому уступают дорогу, должно сохранить свой курс и скорость». Кроме экспертизы есть также заключение ГИМС, согласно которому, как цитирует «Альфа Post», «столкновение произошло в ходе резкого изменения курса гидроциклом под управлением Грачева B.C.». Согласно заключению трассологического исследования от 29 сентября 2017 г., проведенного ООО «СамараАвтоЭкспертиза», ранее выполненным экспертным исследованием «недостоверно и необоснованно определено взаимное расположение судов — гидроцикла Seadoo и маломерного судна North Silver PRO 660 — в момент столкновения, происшедшего 9 августа 2014 г.». «В момент столкновения диаметральные плоскости судов — гидроцикла Seadoo и маломерного судна North Silver PRO 660 — располагались под углом 54 градуса», — гласит заключение, что еще раз свидетельствует о вине Грачева.

Представляется удивительным, каким образом следствию по уголовному делу и прокуратуре удавалось пренебречь всеми вышеприведенными доказательствами невиновности Костина. По всей видимости, кое-кто оказался готов пойти на грубые нарушения процессуальных и материальных норм права. Остается надеяться, что надлежащую оценку истории с самой настоящей охотой на Костина даст суд.