Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (626) | 29 мая 2017г.
 

Пустили с молотка

На продажу выставлен тольяттинский ТРК «Мадагаскар»

Илья Ширтанов

14 мая было официально объявлено о продаже на аукционе ТРК «Мадагаскар», расположенного на ул. Льва Яшина в Тольятти. В состав лота также включен земельный участок под объектом недвижимости. Реализация имущества производится в рамках банкротства ООО «Мир мягкой игрушки» (ММИ), директором которого на протяжении порядка шести лет являлся Алексей ЛАПИН.

В документах, раскрытых на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, говорится, что указанное имущество является предметом залога АО «Городская инновационно-лизинговая компания» (ГИЛК). Последнее в рамках банкротства ММИ заявило требования к должнику в размере 658 млн р. ГИЛК в данном случае является правопреемником ПАО «Банк «Санкт-Петербург».

Условия продажи «Мадагакара» были согласованы с залоговым кредитором в лице ГИЛК. Начальная цена лота определена в размере 693,6 млн р. Хотя, если обратиться к отчету оценщиков, опубликованному конкурсным управляющим ММИ Виталием Свиридовым, рыночная стоимость «Мадагаскара» превышает 1,02 млрд р. с учетом НДС. Без НДС рыночная стоимость объекта составляет 867 млн р. Т.е. «Мадагаскар» изначально выставляется на торги по заниженной цене. В этом можно усмотреть ущемление интересов основной массы кредиторов. Но также можно не сомневаться, что в дальнейшем цена продажи уменьшится еще ощутимее. Например, когда дело дойдет до реализации ТРК посредством публичного предложения. В этом случае потери будет считать держатель залога — ГИЛК, в которую «Банк «Санкт-Петербург», по сути, «слил» токсичный актив.

Данные обстоятельства показывают, что ММИ активно пользовалось услугами «Банка «Санкт-Петербург». Банкиры могли прогнозировать подобное развитие событий несколько лет назад, когда ММИ фактически уже не мог функционировать без финансовых вливаний извне.

«Мадагаскар» был заложен при получении ММИ кредита в ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
«Мадагаскар» был заложен при получении ММИ кредита в ПАО «Банк «Санкт-Петербург»

В «Банке «Санкт-Петербург», судя по всему, весьма толерантно отнеслись к тому, что последние 2 года до начала процедуры банкротства ММИ стремительно увеличивал долговую нагрузку за счет привлечения новых кредитных средств. Банкиры, кредитовавшие ММИ, чего-то упорно ждали. Вероятно, за ММИ кто-то сказал веское слово.

Необходимо отметить, что ММИ — это тольяттинская компания. Изначально в 2007-2009 гг. директором ММИ выступал Дмитрий Сайгушинский. В это же время был запущен в эксплуатацию ТРК «Мадагаскар». Реализовывало проект ООО «Строительная компания №1» (СК №1), работу которого курировал Сергей Куприн. По окончании строительства СК №1 стала собственником «Мадагаскара».

22 января 2010 г. СК №1 подала в Арбитражный суд Самарской обл. заявление о признании себя банкротом. В дальнейшем «Мадагаскар» переходил из рук в руки, пока не был принят на баланс ММИ. Между тем ММИ активно наращивал размеры пассивов, которые формировал за счет заемных средств. За то время, пока ММИ руководил директор Алексей Лапин, размер долговых обязательств фирмы вырос на 9,3 млрд р.

Особенно привлекает внимание то, как свободно ММИ получало колоссальные кредиты в банках. Если вернуться к «Банку «Санкт-Петербург», то при рассмотрении структуры бенефициаров кредитной организации, можно попытаться найти объяснения лояльности банкиров к ММИ.

В частности, в списке владельцев «Банка «Санкт-Петербург» указывается Сергей Сердюков, которого некоторые источники называют сыном экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. В этом же списке присутствует сестра Анатолия Сердюкова Галина Пузикова, которая владеет акциями «Банка «Санкт-Петербург» через ООО «Инвестпроект».

Сам же Анатолий Сердюков после скандальной отставки с поста министра влился в команду ГК «Ростеха», генеральным директором которой является Сергей Чемезов. В частности, он был принят на работу индустриальным директором авиационного комплекса ГК «Ростех»; также его стали выдвигать в наблюдательные советы предприятий, подконтрольных госкорпорации. В «Банке «Санкт-Петербург» Анатолий Сердюков лично не проявился, но то, что там присутствуют интересы Ростеха, почти не вызывает сомнений.

Если это так, тогда не вызывает затруднений объяснить феномен ММИ, которому так легко доставались заемные деньги. Вряд ли ММИ уделял личное внимание генеральный директор ГК Сергей Чемезов. Но в схемах действий ММИ легко угадываются лекала работы «Ростеха», менеджеры которого ведут активную работу в Самарской обл. К началу 2016 г. размер долговых обязательств ММИ превысил 11,3 млрд р. Данная сумма сопоставима с размерами собственных доходов бюджета г. Тольятти за 2 года.

Если же отбросить версию о связях с «Ростехом» и предположить, что ММИ выступал как рядовой заемщик и не было никаких закулисных договоренностей, то получается, что бенефициары компании могут «прокатить» на деньги весьма уважаемых людей. К слову, по информации, опубликованной на портале официального печатного органа правительства РФ «Российская газета» (https://rg.ru/2011/12/22/cik-dok. html), до вступления в должность президента России акциями «Банка «Санкт-Петербург» владел Владимир Путин.