Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (153) | 23 октября 2006г.
 

Виктор Боблак:

Основная функция Ростехнадзора – уменьшение аварийности и травматизма

Дарья Светлова

12 октября 2006 г. в Саратове на совещании руководителей Ростехнадзора Приволжского федерального округа состоялось подведение итогов 9 месяцев работы. При этом управление Ростехнадзора Самарской области по технологическому и экологическому надзору было отмечено как одно из передовых в ПФО. В то же время здесь, как и во многих других государственных структурах, возникает ряд трудностей. Однако управление Ростехнадзора по Самарской области их с успехом преодолевает. О нынешнем положении дел в этой государственной структуре «Хронографу» рассказал руководитель управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области Виктор БОБЛАК.

- Виктор Александрович, далеко не все понимают необходимость и сложность проводимых Ростехнадзором работ. Какие функции возложены на это учреждение ?

- Ростехнадзор — это серьезный государственный институт, который берет свое начало еще со времен Петра I. Сегодня Ростехнадзору переданы функции трех структур (Госгортехнадзора, Энергонадзора и частично функции Росприроднадзора), которые раньше функционировали раздельно. Сразу же оговорюсь, что наше учреждение осуществляет надзор только за промышленными предприятиями в области экологии и промышленной безопасности, а также в области энергетики и за всеми потребителями. Сегодня на территории Самарской области функционирует 2,5 тыс. предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе и нефтянка. Если коротко, основные показатели деятельности Ростехнадзора — снижение количества аварий, в том числе со смертельным исходом, и исполнение федерального законодательства в рамках деятельности Ростехнадзора.

Функции бывшего Энергонадзора возложены на Ростехнадзор. В ведомстве этого органа находился и бывший ОАО «СМУЭК», который сейчас разделился на три компании: сетевую, генерирующую и сбытовую. Но должен сказать, мы не имеем никакого отношения к регулированию тарифов.

Третья составляющая Ростехнадзора осуществляет надзор за экологией. В этом направлении Ростехнадзор организует проведение государственной экологической экспертизы, а также отвечает за администрирование и нормирование платежей, поступающих в бюджет. Каждое предприятие на выходе получает не только продукцию, но и отходы, требующие утилизации или хранения. По этим показателям предприятия отчитываются перед Ростехнадзором и платят налоги. Наша служба осуществляет не только экологический надзор за предприятиями, но и отвечает за полноту налоговых выплат в бюджеты всех уровней.

- Вы говорили о том, что на территории Самарской области зарегистрировано довольно много опасных производственных объектов. Каким образом за ними осуществляется надзор?

- Сегодня требования к предприятиям по исполнению законодательно оговоренных норм безопасности предъявляются более жесткие. В том числе и потому, что проблема неблагоприятной экологической обстановки становится все острее. Эксплуатировать природные ресурсы, технику и людей в дальнейшем, так, как это было раньше, не задумываясь о будущем поколении, нельзя. В силу всех этих причин позиции Ростехнадзора как надзирающего органа еще больше укрепились. В связи с этим возникает еще одна функция Ростехнадзора по согласованию и надзору за исполнением мероприятий, направленных на улучшение экологической и промышленной безопасности в регионе. Все это позволяет снизить возможные риски, сохранить нормальную экологическую обстановку в регионе и в целом улучшить качество производимой продукции.

Постоянный надзор за предприятиями осуществляет инспекторский состав Ростехнадзора. Любой опасный производственный объект (ОПО) должен проходить экспертизу производственной безопасности как до введения его в эксплуатацию, так и во время его эксплуатации. Проведение таких экспертиз обусловлено необходимостью устранения возможного возникновения опасных ситуаций на производстве.

Помимо постоянного надзора, на предприятиях регулярно проводятся комплексные проверки. Как я уже говорил, все ОПО занесены в государственный реестр. Раньше проверки этих объектов каждая служба Ростехнадзора проводила отдельно. Теперь они организованы так, чтобы, заходя на предприятие, сотрудники Ростехнадзора могли проверить всю систему в целом: безопасность, а также систему энергетики и экологии. Комплексная проверка позволяет сделать существенные выводы о предприятии.

- Существуют ли какие-то механизмы воздействия на нарушителей?

- 12 октября 2006 г. в Саратове на совещании руководителей Ростехнадзора Приволжского федерального округа состоялось подведение итогов 9 месяцев работы. По сравнению с 2005 г. в текущем году в Самарской области на предприятиях произошло 3 аварии со смертельным исходом. Если исходить из общего числа аварий, то эта цифра уменьшилась. Но количество несчастных случаев со смертельным исходом в области энергетики возросло.

Как правило, все аварии возникают по халатности. Один из этих трех несчастных случаев очень показателен. В результате падения башенного крана погибла крановщица, а также был причинен ущерб третьему лицу. Кран упал в соседний двор на дом и автомобиль. Эта ситуация возникла потому, что кран без предварительной экспертизы, неисправным был сдан в эксплуатацию. Был и другой случай, но уже в нефтяной области. Молодой человек увидел, что погас факел и стал его зажигать, не задумываясь о том, что вблизи факела уже успел скопиться газ. Произошла вспышка, и молодой человек погиб. Имеющиеся нарушения влекут за собой административные наказания. Начиная от штрафов ответственных лиц, руководящего состава, предприятия в целом и заканчивая полной приостановкой деятельности предприятия. Как и во всех демократических странах, деятельность предприятия может быть приостановлена через суд, где мы должны предъявить все имеющиеся у нас доказательства того, что дальнейшая эксплуатация этого ОПО может привести к гибели людей, катаклизму. На сегодняшний день практика приостановки предприятий через суд очень обширна. Кроме приостановки через суд, широко используется добровольное приостановление деятельности самими предприятиями по рекомендации Ростехнадзора до устранения нарушений.

- Наверняка аварийность по халатности — это не единственная проблема, которую Ростехнадзору приходится решать. С какими трудностями сталкиваются сотрудники управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области в ходе выполнения своих обязанностей?

- Одной из проблем, периодически возникающей перед территориальными управлениями, является несовершенство законодательной базы.

Если Госгортехнадзор — это давно сложившаяся структура с тщательно проработанными нормативными документами, то деятельность надзорного органа в сфере экологии и энергетики, можно сказать, новая стезя. Поэтому в ходе работы нередко сталкиваемся с проблемой отсутствия необходимой нормативной документации, которой можно было бы руководствоваться при исполнении своих обязанностей.

Существуют проблемы и в области охраны недр — это несанкционированные врезки. По сути, это воровство нефти и ее переработка на своем мини-НПЗ. В дальнейшем такое топливо поступает на заправочные станции. Сегодня в Самарской области львиная доля добычи нефти приходится на ОАО «Самаранефтегаз». Это примерно 9,5 млн. т в год. А на долю всех остальных нефтедобывающих компаний приходится примерно 2 млн. т в год. Несанкционированные врезки приводят к потере нефти. По данным Самаранефтегаза, в сутки компания теряет порядка 300 т нефти. Над решением этой проблемы ведутся работы совместно с другими государственными институтами.

Сейчас заканчивается подготовка к осенне-зимнему периоду. Прежде чем включить тепло, мы обязаны проверить все котельные, трубы. По результатам проверки подписываются паспорта готовности. Часто обнаруживаются нарушения. Но людей-то не интересует, что у них в котельной чего-то недостает. Их интересует только своевременная подача тепла. Поэтому приходится лавировать, чтобы принципиальность не встала в основу социального взрыва. Находим компромисс с местной властью, чтобы не доводить ситуацию до социальных взрывов, чем многие на местном уровне пользуются.

Много проблемных вопросов возникает и с государственной экологической экспертизой, без которой не обходится ни одно строительство. Обязанность за организацию этой экспертизы возложена на Ростехнадзор. Она проводится с целью выявления возможного нанесения ущерба экологии в случае строительства того или иного объекта. Надо отметить, что саму экспертизу проводят независимые эксперты, а Ростехнадзор лишь обеспечивает их всем необходимым. По результатам этой экспертизы с приложением всех остальных заключений (санэпидемнадзора, независимых экспертов, органов местного самоуправления) Ростехнадзор выносит окончательное заключение о строительстве объекта. К нам, как органу, делающему итоговое заключение, как правило, и обращаются недовольные граждане. Хотя функции Ростехнадзора — это только организация проведения и обобщения данных, полученных на основании предоставленных документов с выводами. Кроме того, возникают проблемы чисто системного характера. В России наряду с Ростехнадзором вопросами экологии занимаются такие структуры, как Министерство природных ресурсов, Роснедвижимость, а также созданные в свое время на местном уровне всевозможные экологические фонды. Но где заканчивается сфера деятельности одной организации и начинается другой — в полной мере не определено. Хотя центральным аппаратом работа по решению этого вопроса ведется. Мы надеемся, что к концу 2006 г. все границы будут определены и структуры Ростехнадзора будут работать еще более плодотворно.

- Какие задачи вы ставите перед Самарским управлением Ростехнадзора?

- Как мне кажется, самая актуальная задача вытекает из основной функции Ростехнадзора — уменьшение аварийности и травматизма. Это профилактика, направленная на предотвращение возникновения подобных ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам. Ко второй задаче я бы отнес более полное применение санкций Административного кодекса вплоть до полной остановки объекта. И третье — это работа со СМИ и организация общественных приемных Ростехнадзора для освещения его деятельности.