Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (153) | 23 октября 2006г.
 

Цена стандарта

Сертификация по ISO/TS 16949:2002 предоставит ВАЗинтерСервису новые возможности

Павел Соколов

23 октября специалисты компании UTAC приступили к осуществлению сертификационного аудита ЗАО «ВАЗинтерСервис» (Группа «СОК») на соответствие международному стандарту менеджмента качества (СМК) требованиям ISO/TS 16949:2002. Наличие сертификата соответствия этому международному стандарту дает производителям автокомпонентов возможность работать с любым автосборочным заводом в мире. Лишь в прошлом году в России был выдан первый сертификат соответствия СМК ISO/TS 16949:2002. Его обладателем стало ЗАО «Мотор-Супер», которое также входит в Группу «СОК». Данный факт свидетельствует о системном подходе Группы «СОК» к вопросам организации процессов управления качеством на своих предприятиях. Параллельно с этим компания «ВАЗинтерСервис» занимается подготовкой производства новых групп автокомпонентов, таких как климатсистемы и автомобильные сиденья.

Новый эталон качества

Стандарт ISO/TS 16949:2002 считается одним из самых современных стандартов СМК для всего мирового автопрома. Первый аналог этого отраслевого стандарта был разработан относительно недавно — в 1999 г. Им стал стандарт ISO/TS 16949:1999. В настоящий момент во всем мире действует его последняя версия ISO/TS 16949:2002. Стандарт был разработан международной группой IATF, созданной мировыми производителями автомобилей, в том числе и японскими (см. «Хронограф» №3(75) от 31.01.05).

Для производителя автокомпонентов получение сертификата соответствия международному стандарту СМК ISO/TS 16949:2002 открывает возможность поставлять свою продукцию любому автосборочному заводу в мире. Для получения сертификата соответствия предприятию необходимо пройти цепочку «обучение — консалтинг — аудит». Первым этапом является обучение персонала. Затем начинаются консультационные работы консалтинговой фирмы, которая помогает разработать и внедрить систему качества. И только после этого предприятие выходит на последнюю стадию -этап аудита. Вся процедура может потребовать более года.

Сегодня ЗАО «ВАЗинтерСервис» вступило в завершающую стадию получения сертификата соответствия стандарту ISO/TS 16949:2002. 23 октября на предприятие должны прибыть специалисты французской компании UTAC. До 1 ноября они осуществят на предприятии сертификационный аудит на соответствие СМК требованиям ISO/TS 16949:2002.

Стоит напомнить, что ВАЗинтерСервис может уже в ближайшие дни стать очередным предприятием Группы «СОК», обладающим сертификатом соответствия стандарту ISO/TS 16949:2002. Первым этот сертификат получило в прошлом году ЗАО «Мотор-Супер». Причем Мотор-Супер стал первым в России производителем автокомпонентов, прошедшим аудит на соответствие ISO/TS 16949:2002. Это сразу же позволило компании получить контракт на поставку своей продукции на заводы Siemens (см. «Хронограф» №37-38 (109-110) 31.10.06).

Среди предприятий, входящих в Группу «СОК», помимо Мотор-Супер, сертификат соответствия уже имеют ЗАО «Кинельагропласт» и ЗАО «Самарская кабельная компания». Данный факт свидетельствует о системном подходе Группы «СОК» к вопросам организации процессов управления качеством на своих предприятиях.

В случае получения сертификата ISO/TS 16949:2002 перед ВАЗинтерСервисом откроются не менее масштабные перспективы сотрудничества с новыми партнерами. Также это будет способствовать укреплению позиций в качестве поставщика АВТОВАЗа.

Работа над качеством

Руководство Группы «СОК» ставит перед своими предприятиями, занятыми в производстве автокомпонентов, несколько первоочередных задач. «В первую очередь это качество поставок», — пояснил вице-президент Группы «СОК» Андрей Фролов. Впервые централизация функций управления качеством поставок в рамках корпоративного центра Группы «СОК» произошла в начале 2005 г. В то время было подписано первое соглашение между Группой «СОК» и АВТОВАЗом по улучшению качества поставок, что выражалось в снижении уровня дефектной продукции в общем объеме поставки. Тогда был проведен анализ и были приняты планы снижения дефектности на 25% на предстоящий 2005 г. После этого была разработана обширная программа, которая была исполнена. И по результатам 2005 г. снижение уровня дефектности достигло 59% в среднем по всем предприятиям Группы. То есть произошло значительное перевыполнение ранее взятых планов. «Что касается ВАЗинтер-Сервиса, то снижение уровня дефектности составило 63%. Предприятие оказалось в лидерах, — подчеркнул Фролов. — Уже в 2006 г. подписано новое соглашение с дирекцией по качеству АВТОВАЗа и поставлены новые задачи на 2006 г. Задачи еще более амбициозные. Уровень РРМ по ВАЗинтерСервису должен быть снижен на 41%. По результатам первого полугодия текущего года снижение уже составило 69%. То есть опять ВАЗинтерСервис в лидерах».

В погоне за технологиями

Вторая основная задача, которая ставится Группой «СОК» перед предприятиями, — это инновационная активность. Не секрет, что предприятия автопрома по ряду объективных причин несколько отстают в этом направлении. И давно ушли те времена, когда заказчик ставил задачи только по освоению и подготовке производства. В настоящий момент перед предприятием стоит задача готовить комплексное решение для своего заказчика. То есть это разработка конструкторско-технологической документации от нуля.

Подготовка производства и поставка готового изделия на конвейер. В рамках Группы «СОК» была принята стратегия развития на организацию партнерств с мировыми лидерами по производству автокомпонентов. Это могут быть любые формы сотрудничества. Совместные предприятия, соглашения о техническом сотрудничестве и предоставлении лицензии. Могут быть просто взаимные кооперации поставок. «Хочу с гордостью сказать, что здесь ВАЗинтерСервис находится в авангарде стратегии Группы «СОК». То есть у предприятия есть несколько партнеров. В первую очередь это иностранный партнер по проектированию и изготовлению систем климата салона. В ближайшее время начнется поставка систем кондиционирования на конвейер ИжАвто для автомобилей KIA Spectra. Следующий шаг — это подготовка коммерческого предложения для АВТОВАЗа по системам кондиционирования на новые автомобили LADА», — резюмировал Андрей Фролов. Также он отметил, что ВАЗинтерСервис в ближайшее время готовится стать одним из крупных поставщиков комплектов сидений на АВТОВАЗ.

«Мы дали коммерческое предложение на АВТОВАЗ. Определились по модели — это LADA KALINA. И определились по цене. Мы получили на АВТОВАЗе поддержку. Мы сейчас с дирекцией по техническому развитию АВТОВАЗа прорабатываем конструкцию. Прорабатываем вопросы, связанные с дизайном. Ну и находимся на стадии создания совместного предприятия», — отметил генеральный директор ЗАО «ВАЗинтерСервис» Александр Шилов. По его словам, если коммерческое предложение ВАЗинтерСервиса воплотится в договор на подготовку производства, то готовые комплекты сидений компания сможет поставить на конвейер АВТОВАЗа уже в начале 2008 г. Предполагаемый объем нового производства составит 250 тыс. комплектов сидений в год. Предприятие будет располагаться в непосредственной близости от АВТОВАЗа. «Земля, корпуса, площади под новое производство у нас имеются. Остается только оснастить его техникой и оборудованием», — добавил Шилов.

В настоящее время номенклатура производства автокомпонентов для автомобилей LADA превышает 250 наименований. В рейтинге партнеров АВТОВАЗа компания ВАЗинтерСервис носит звание «отличный поставщик». В прошедшем году компания поставила на главный конвейер ОАО «АВТОВАЗ» автокомпонентов на сумму свыше 3 млрд. р. За первую половину 2006 г. объем поставок автодеталей в ОАО «АВТОВАЗ» превысил 1,6 млрд. р.

ВАЗинтерСервис успешно развивается, используя имеющиеся бизнес-возможности Группы «СОК», и в полной мере удовлетворяет всем требованиям заказчика в режиме постоянно меняющейся внешней конъюнктуры. Во многом это стало возможным благодаря вхождению компании в 2003 г. в состав Группы «СОК». Выход ВАЗинтерСервиса на получение сертификата соответствия стандарту ISO/TS 16949:2002 одним из первых в России также стал результатом этого стратегического сотрудничества.