Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (608) | 12 декабря 2016г.
 

Против рынка

Конъюнктура благоволит Лада-Имиджу

Сейдамет Абреков

Раскрытые Росстатом показатели АО «Лада-Имидж» за 2015 г. позволили убедиться, что на фоне кризиса в автомобилестроении это дочернее предприятие ПАО «АВТОВАЗ» продемонстрировало рост выручки и чистой прибыли. При выручке в 12,7 млрд р. чистая прибыль составила 40 млн р. Но вряд ли это заслуга генерального директора АО «Лада-Имидж» Алексея ТИХОМИРОВА. Скорее рост показателей Лада-Имиджа — следствие отказа покупателей от новых авто в пользу ремонта уже имеющихся. Сегодня нет оснований говорить, что по итогам 2016 г. тенденция изменится.

АО «Лада-Имидж» занимается реализацией запасных частей к автомобилям LADA на внутреннем рынке, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья (единственным акционером компании является ПАО «АВТОВАЗ»). Так, если по итогам 2014 г. выручка АО «Лада-Имидж» составила 10,1 млрд р., то по итогам 2015 г. этот показатель превысил 12,7 млрд р. Рост в натуральном выражении составил 2,6 млрд р., в процентном — 27%. В условиях, когда автомобильный рынок России испытывает спад, это очень достойный показатель. Достаточно для сравнения привести показатели материнской компании Лада-Имиджа — ОАО «АВТОВАЗ». Если по итогам 2014 г. АВТОВАЗ отчитался о выручке 189,3 млрд р., то по итогам 2015 г. уже наблюдалось значительное снижение — до 168,6 млрд р. Т.е. сразу на 11%.

То же самое касается и прибыли (убытков). Векторы по этим показателям у АВТОВАЗа и Лада-Имиджа направлены в разные стороны. Так, если по итогам 2014 г. убытки АВТОВАЗа составили 25,3 млрд р., то по итогам 2015 г. этот показатель составил уже 43,2 млрд р. Т. е. рост убытков на 70,7%! Совершенно иная картина у Лада-Имиджа. Если 2014 г. эта компания также закончила с убытком 211,2 млн р., то 2105 г. Лада-Имидж закончила уже с чистой прибылью в 40 млн р.

Но в том-то и дело, что АВТОВАЗ продает товарные автомобили, а Лада-Имидж — запасные части к ним. Динамика падения потребительской активности показывает, что автомобиль вновь становится скорее роскошью, чем средством передвижения. Здесь не будем долго рассуждать о падении уровня жизни России и тем более о причинах этого явления, примем это как данность.

Рост продаж запасных частей как раз и показывает, что люди не покупают новые авто, а предпочитают ремонтировать уже имеющиеся. Отсюда — и повышение спроса на продукцию Лада-Имиджа. И нет здесь никаких заслуг в области маркетинга и качества, как могут думать руководители этой компании. Сегодня генеральным директором АО «Лада-Имидж» является Алексей Тихомиров.

Судя по складывающейся тенденции в экономике и настроениям в обществе, подобная ситуация будет развиваться и в ближайшие годы. В общих чертах происходящее очень напоминает то, что было в СССР. Тогда люди чуть ли не десятилетиями откладывали деньги на автомобиль, чтобы потом на нем всей семьей ездить еще лет 10-20 и передать по наследству.

Вместе с тем у АО «Лада-Имидж» периодически наблюдаются проблемы с таможенными органами. По крайней мере, соответствующие исковые заявления в Арбитражный суд Самарской обл. Лада-Имидж подает регулярно. На примере одного из подобных процессов (дело №А55-15471/2016) можно описать суть происходящего.

В рамках данного судебного спора Лада-Имидж попыталась добиться отмены постановления Самарской таможни от 6 июня 2016 о назначении административного наказания. Выяснилось, что 17 декабря 2015 г. в адрес АО «Лада-Имидж» прибыли запасные части для легковых автомобилей массой 2964,39 кг на сумму 2,6 млн р. в количестве 22 грузовых мест. Процедура таможенного транзита в отношении данных грузов была завершена 17 декабря 2015 г. В тот же день АО «Лада-Имидж» поместило прибывший товар на склад временного хранения ЗАО «Терминал Тольятти». В материалах судебного дела об этом сказано следующим образом: «Самарская таможня указывает, что поскольку 18 апреля 2016 г. истек срок временного хранения, однако общество не предприняло мер для совершения таможенных операций в отношении данного товара, то постановлением по делу об административном правонарушении от 6 июня 2016 г... АО «Лада-Имидж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.16 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде взыскания штрафа в размере 50 000 р.» Именно этот штраф Лада-Имидж и попыталась оспорить, но безуспешно.

Казалось бы, незначительная (особенно в масштабах оборотов АО «Лада-Имидж») стоимость товара и еще менее значительная сумма штрафа. Но даже в таких условиях «Лада-Имидж» сначала допустила нарушения по линии таможенного законодательства, а затем пыталась оспорить штраф. На таких примерах можно судить об уровне компетенции менеджмента АО «Лада-Имидж».

Справка:

Вопросы, которые были направлены генеральному директору АО «Лада-Имидж» Алексею Тихомирову:

1. Почему АО «Лада-Имидж» периодически допускает нарушения по линии хранения таможенных грузов?

2. Какова роль руководства компании в росте продаж продукции АО «Лада-Имидж»?

3. Почему отчетность Лада-Имиджа стала кардинально отличаться от отчетности АВТОВАЗа?

Комментарии

Алексей ТИХОМИРОВ, генеральный директор АО «Лада-Имидж»

- Сообщаем, что деятельность общества осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и корпоративными процедурами Группы АВТОВАЗ, в состав которой входит общество. Отчетность АО «Лада-Имидж» соответствует установленным законом стандартам и в необходимые сроки размещается в открытом доступе по адресу fedresurs.ru. Запрошенные вами прогнозные и оценочные сведения могут быть сформированы и предоставлены ПАО «АВТОВАЗ» как производителя автомобилей и лица, на которое законодательством возложена обязанность по гарантии и обеспечению потребителей запасными частями.