Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (600) | 10 октября 2016г.
 

НИОКР — не главное

Что будет делать Ростех с ВПП в Самаре

Татьяна Федорова

3 октября в Арбитражном суде Самарской обл. продолжится рассмотрение дела о банкротстве ОАО «Конструкторское бюро автоматических систем» (КБАС). Предприятие является дочерней структурой ГК «Ростех». В собственности у КБАС находится земельный участок площадью 5 га, расположенный на границе со взлетно-посадочной полосой (ВПП) ОАО «Авиакор-Авиационный завод». Вполне возможно, Ростех мог бы использовать эту площадку для строительства аэропорта для лоукостеров. Однако, учитывая отношения ГК «Ростех» с самарским «белым домом», вряд ли этот проект будет реализован в ближайшей перспективе.

Определением Арбитражного суда Самарской обл. от 6 мая 2016 г. в отношении КБАС была введена процедура наблюдения. Временным управляющим назначен Виктор Юдаков. 2 сентября 2016 г. состоялось первое собрание кредиторов КБАС, на тот момент в реестр кредиторов были включены требования на общую сумму 175,25 млн р. На собрании кредиторов было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления. Не исключено, что в результате внешнего управления все-таки будет принято решение о начале процедуры конкурсного производства.

Примечательно, что в реестр кредиторов КБАС в числе первых вошла ФНС России в лице ИФНС по Кировскому р-ну г. Самары. Согласно материалам дела, общая задолженность КБАС перед налоговыми органами составляет в общей сложности 122,75 млн р. (основной долг, а также пени и штрафы). Получается, что предприятие, контролируемое ГК «Ростех», по версии следственного комитета, не в полном объеме производило отчисления в бюджеты всех уровней (см. «Хронограф» №28 (598) от 26.09.16). Кто не платит налоги или пытается снизить размер их отчислений, тот должен быть готов к обвинению в работе на Госдеп США. Кому как не генеральному директору ГК «Ростех» Сергею Чемезову это знать лучше, чем кому бы то ни было. Однако пока реакции с его стороны в отношении менеджмента КБАС не видно. Хотя, возможно, она еще и последует.

КБАС является дочерним предприятием ГК «Ростех», занимается проектированием, разработкой, изготовлением оптико-электронных систем.

Близость к ВПП повлияла на судьбу КБАС
Близость к ВПП повлияла на судьбу КБАС

По сути, основа деятельности КБАС — это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). При желании активы, основанные на НИОКР, не составит труда вывести из КБАС и перенести куда-нибудь поближе к Москве, где располагаются другие подконтрольные Ростеху предприятия, занимающиеся НИОКР. Но есть в собственности КБАС то, что не вывезешь из Самары ни при каких обстоятельствах. Из решения Арбитражного суда Самарской обл. от 17 июля 2012 г. следует, что в собственности у КБАС имеется земельный участок в Кировском р-не Самары, на границе с территорией ОАО «Авиакор-Авиационный завод».

Согласно публичной кадастровой карте, стоимость участка КБАС составляет 62,6 млн р. Площадь — более 5 га. По документам, фактически этот земельный участок занимает летно-испытательный комплекс. На смежном участке, который находится под контролем ОАО «Авиакор-Авиационный завод», располагается ВПП. Не исключено, что Ростех мог бы использовать эту ВПП для своих лоукостеров. Это стало бы хорошим подспорьем в реализации проекта ОАО «Рампорт Аэро» по строительству аэровокзалов для лоукостеров. Для лоукостеров необходима разветвленная сеть аэропортов. Для того чтобы использовать не центральные крупные аэропорты, а какие-то местные, может быть, и достаточно удаленные, где обслуживание воздушного судна и тарифы будут низкие. Минимизируя расходы, кроме обеспечения безопасности полетов, авиакомпании, перевозя большее количество пассажиров, снижают себестоимость каждого рейса. С учетом того, что себестоимость делится на каждого пассажира, стоимость билета снижается. Земельный участок КБАС, примыкающий к ВПП ОАО «Авиакор-Авиационный завод», должен быть интересен Ростеху. Но для дальнейшего использования этих активов их надо сначала «очистить» от нынешних собственников. Процедура банкротства — очень удобный для этого способ.

В отношении КБАС эта процедура уже запущена, осталось дождаться того же от ОАО «Авиакор-Авиационный завод». В силу того, что ОАО «Авиакор-Авиационный завод» входит в систему бизнеса Группы компаний «Базовый элемент» Олега Дерипаски, Ростеху, видимо, предстоит с ним поторговаться.

Напомним, что в 2014 г. было создано ОАО «Рампорт Аэро». Учредителями являются Ростех через ОАО «Транспортно-выставочная компания «Россия» (25% акций) и литовский холдинг Avia Solutions Group через ООО «Авиа Солюшенс Груп — Аэропорте Менеджмент» (75% акций).

Председателем совета директоров ОАО «Рампорт Аэро» был назначен Борис Алешин, человек Ростеха, президент (2006-2009 гг.) ОАО «АВТОВАЗ» (см. «Хронограф» №37 (565) от 16.11.15). Любопытно, что вся инфраструктура и терминалы аэропорта Раменское создавались на базе ВПП Летно-исследовательского института им. Громова, которая в течение долгого времени использовалась лишь для испытательных полетов, а также для целей спецслужб, МЧС и вооруженных сил России. Следует отметить и то, что планы группы Чемезова не ограничиваются только лишь Подмосковьем. «Портфель компании включает развитие четвертого московского аэропорта Раменское, а также другие аэропортовые проекты в России, Польше, Италии и Литве», — говорится на официальном сайте ОАО «Рампорт Аэро». По сути, близкие Ростеху структуры являются потенциальными претендентами на земельный участок, принадлежащий КБАС.

Вполне возможно, что рядом с Самарой появится небольшой аэровокзал, обслуживающий самолеты лоукостеров. Тем более их услуги могут быть очень востребованы в период проведения ЧМ-2018. Их наплыв обеспечит высокий спрос на низкобюджетные межрегиональные перевозки. Однако планы по строительству аэропорта для лоукостеров в Самаре могут быть не реализованы. Всем известны напряженные отношения ГК «Ростех» с руководством Самарской обл. В случае несостоятельности КБАС земельный участок будет выставлен на торги.