Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (565) | 16 ноября 2015г.
 

ВПП для Алешина

Имущество А-АЗ может заинтересовать ОАО «Рампорт Аэро»

Андрей Неретин

18 октября в Арбитражном суде Самарской обл. прошло очередное заседание по иску украинского государственного предприятия «Антонов» (ГП «Антонов») к ОАО «Авиакор — авиационный завод» (А-АЗ). От этого разбирательства во многом зависит дальнейшая судьба самарского авиазавода. Ситуацией может воспользоваться ГК «Ростех», которая в случае реализации имущества должника наверняка захочет отхватить у него взлетно-посадочную полосу (ВПП). Она станет хорошим подспорьем в реализации проекта ОАО «Рампорт Аэро» по строительству аэровокзалов для лоукостеров. Председателем совета директоров ОАО «Рампорт Аэро» с недавнего времени является Борис АЛЕШИН (на фото).

ГП «Антонов» (Украина) требует взыскать с А-АЗ $5,3 млн. Если в случае взыскания у самарского предприятия на счетах не обнаружится необходимых запасов валюты, то оно вынуждено будет приобретать ее на внешнем рынке. Учитывая, сегодняшний курс «американца», нетрудно подсчитать, что в пересчете на рубли сумма взыскания в этом случае составит более 300 млн р.

Возникает вопрос: а готов ли А-АЗ к такому сценарию? Судя по бухгалтерскому балансу за 2014 г., нет. Так, предприятие располагает денежными средствами в российской и иностранной валютах на сумму 105 млн р. Финансовых вложений, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев, у А-АЗ по итогам прошлого года оказалось на 238 млн р. Резервного капитала у организации нет. Выручка завода за год упала с 2,57 млрд р. по итогам 2013  г. до 1,482 млрд р. по итогам 2014 г. В 2013 г. предприятие сработало в убыток на сумму 760 млн р.; правда, в 2014 г. удалось выйти в небольшой плюс — получить прибыль в размере 56 млн р. Будет ли у А-АЗ прибыль по итогам 2015 г. — большой вопрос. При этом непокрытый убыток составляет 3,256 млрд р., а краткосрочная кредиторская задолженность — 6,460 млрд р. При таких данных и до банкротства недалеко.

Таким образом, увеличение долговой нагрузки на сумму порядка 300 млн р. для А-АЗ может оказаться непосильной ношей.

При этом положение предприятия усугубляется тем, что сегодня наблюдается слишком много лиц, которые могут быть заинтересованы в инициировании процедуры банкротства. Среди них — конечный бенефициар А-АЗ Олег Дерипаска. После имевших место заявлений о будущей национализации А-АЗ он наверняка попытается сохранить за собой основные активы, оставив государству пустую «коробку».

Один из наиболее привлекательных активов завода — это его аэродром с уникальной ВПП. Похоже, Дерипаска оценил ее уникальность, поскольку генеральный директор А-АЗ Алексей Гусев уже успел высказаться по поводу того, что аэродром его предприятия можно использовать для организации низкобюджетных межрегиональных перевозок. Складывается впечатление, что он просчитывает вариант, при котором А-АЗ может полностью свернуть свою деятельность. Следует учитывать, что аэродром до сих пор активно используется предприятием. Так, 20 октября там приземлился для переоборудования стратегический бомбардировщик ТУ-95 МС.

Однако не исключен другой вариант, подразумевающий, что уже в скором времени на аэродроме А-АЗ будут приземляться также еще и гражданские самолеты лоукостеров. Обычно такие авиакомпании предпочитают пользоваться крайне недорогой инфраструктурой аэропортов. На А-АЗ аэропорта нет, следовательно, для приема самолетов лоукостеров это то, что надо. Аэродромом на Безымянке вполне может заинтересоваться ГК «Ростех» Сергея Чемезова. В сентябре состоялась презентация строящегося в Подмосковье терминала будущего аэропорта Раменское.

Для реализации этого проекта было создано ОАО «Рампорт Аэро». Учредителями являются Ростех через ОАО «Транспортно-выставочная компания «Россия» (25% акций) и литовский холдинг Avia Solutions Group через ООО «Авиа Солюшенс Груп — Аэропорте Менеджмент» (75% акций). Председателем совета директоров ОАО «Рампорт Аэро» был назначен Борис Алешин, человек Ростеха, бывший президент ОАО «АВТОВАЗ». Любопытно, что вся инфраструктура и терминалы будущего аэропорта Раменское создаются на базе взлетно-посадочной полосы Летно-исследовательского института им. Громова, которая в течение долгого времени использовалась лишь для испытательных полетов, а также для целей спецслужб, МЧС и вооруженных сил России. При этом заявлялось, что новый аэропорт Раменское будет обслуживать низкобюджетные компании авиаперевозчиков — лоукосте-ры. Следует отметить и тот факт, что планы группы Чемезова не ограничиваются только лишь Подмосковьем. «Портфель компании включает развитие четвертого московского аэропорта Раменское, а также другие аэропортовые проекты в России, Польше, Италии и Литве», — говорится на официальном сайте ОАО «Рампорт Аэро». По сути, близкие Ростеху структуры являются потенциальными претендентами на аэропорт А-АЗ, которому могут найти применение под нужды лоукостеров. Не секрет, что организация низкобюджетных рейсов на базе таких крупных аэропортов, как Курумоч, практически невозможна. Другое дело, что рядом с готовой ВПП в Самаре появится небольшой аэровокзал, обслуживающий самолеты лоукостеров. Тем более их услуги могут быть очень востребованы в период проведения ЧМ-2018. Их наплыв обеспечит высокий спрос на низкобюджетные межрегиональные перевозки.

Борису Алешину хорошо известны перспективы Самарской обл. Следовательно, он не упустит шанса открыть здесь свой второй аэропорт после Раменского.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.