Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (600) | 10 октября 2016г.
 

Полмиллиарда Бессонова

НЕФТЕМАШ признал обязательства перед Сбербанком

Вероника Синицына

13 октября может определиться судьба очередного мирового соглашения сызранского актива московско-уральской финансово-промышленной группы «Генерация» Валерия ЛАПТЕВА — ООО «Нефтемаш». Ранее расположенное здесь же ПАО «НЕФТЕМАШ» вынуждено было признать в рамках подобного соглашения требования ПАО «Сбербанк России» более чем на 514 млн р. только основного долга. Сызранские активы «Генерации» вслед за другими активами группы могут обанкротиться.

На 13 октября в Арбитражном суде Самарской обл. назначено к собеседованию со сторонами и рассмотрению на предварительном судебном заседании дело по иску московского ООО «Сентравис Сейлс Рус» к Нефтемашу. «Сентравис Сейлс Рус» требует взыскания с Нефтемаша задолженности в размере почти 3,6 млн р. по мировому соглашению, утвержденному еще в апреле 2016 г. Генеральным директором Нефтемаша является Сергей Свистунов.

Иски к Нефтемашу предъявлялись и ранее. Но претензии «Сентравис Сейлс Рус» на более чем 31 млн р. можно поставить особняком. Предприятие является крупным игроком на рынке металла и, в частности, бесшовных труб. В апреле Арбитражный суд Самарской обл. прекратил производство по иску «Сентравис Сейлс Рус» к Нефтемашу. Формально оно закончилось мировым соглашением. Сейчас стало очевидно, что Нефтемаш условий этого соглашения мог не выполнить (см. «Хронограф» №12 (582) от 18.04.16).

В цивилизованном бизнесе исполнение мировых соглашений считается делом чести. В противном случае слишком велики могут быть репутационные и другие потери.

Но Нефтемашу, как, наверное, и всей «Генерации», сейчас, скорее всего, не до щепетильности — лишь бы снять на время вопрос, отсрочить необходимость новых платежей. Основной причиной этого почти наверняка можно назвать острую нехватку средств, осложненную огромной закредитованностью.

На протяжении ряда лет предприятия «Генерации» активно привлекали заемные средства. Некоторые ее предприятия (в т.ч. и НЕФТЕМАШ, генеральным директором которого является Александр Бессонов) при этом неоднократно выступали поручителями по обязательствам других активов, шли, можно сказать, из кредита в кредит. В залоге оказывалось имущество производственной площадки, земля, оборудование. Такую практику можно считать порочной.

Начались банкротные процессы. Конкурсное производство было открыто в отношении ОАО «Сибирское управление по строительству скважин», за которое также поручался НЕФТЕМАШ. Процедура наблюдения была введена на ООО «Буланашский машиностроительный завод» (БМЗ). В реестр требований кредиторов БМЗ была включена задолженность перед Сбербанком в размере более 514 млн р. (см. «Хронограф» №23 (593) от 18.07.16).

Иск о банкротстве был подан и в отношении АО «Дзержинскхиммаш» (ДЗХМ). Производство по нему позже было прекращено, но ДЗХМ столкнулся с другой проблемой. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской обл. он был включен в реестр недобросовестных поставщиков.

Все это можно назвать звеньями одной цепи. К ней же следует отнести и крупную сделку, которую акционеры НЕФТЕМАША вынуждены были одобрить в августе.

Это заключение мирового соглашения со Сбербанком в лице Уральского банка.

В документах подтверждено, что мировое соглашение заключается в целях урегулирования спора, возникшего в связи с неисполнением кредитных обязательств. НЕФТЕМАШ признал солидарные обязательства перед Сбербанком в размере 514,9 млн р. только основного долга. Они, правда, могут быть исполнены солидарно с ООО «Генерация НГО», ООО «Генерация НХО», ООО «Генерация-Экспорт», Нефтемашем, ООО «ГЕНЕРАЦИЯ БО», ОАО «ГЕНЕРАЦИЯ ФИНАНС», АО «СИБНИИНП», ДЗХМ, ООО «ДЗХМ», а также крупными акционерами компании — Валерием Лаптевым и Владиславом Паклиным. Платежи должны начаться уже в 2016 г.

Стоимость активов НЕФТЕМАША или лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, которое совершило сделку на дату окончания последнего завершенного отчетного периода, предшествующего совершению сделки, названо в 225,8 млн р. Это более чем вдвое ниже размера обязательств по мировому соглашению со Сбербанком, совпадающего с размером его претензий к БМЗ. Его, кстати, и без учета этих долгов из банкротства вытащить будет, скорее всего, затруднительно: хватает и других кредиторов. Не факт, что в этих условиях так уж легко будет закрыть и менее емкую тему с «Сентравис Сейлс Рус».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.