Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (599) | 3 октября 2016г.
 

Изнанка профессионализма

В Самарском филиале ВТБ 24 изобразили видимость «охоты на ведьм»

Егор Кошеров

До конца года ПАО «ВТБ 24» в лице его Самарского филиала, наверное, не будет спешить давать согласие ОАО «Волжский дизель имени Маминых» (ВДМ) на открытие счета. Судебные разбирательства по данному поводу длятся уже шестой месяц. Пока один из крупнейших отечественных производителей дизельных агрегатов вынужден дожидаться снисхождения от банка, различные компании, «пахнущие» транзитом и обналом, могут продолжать вынашивать планы по использованию ресурсной базы ВТБ 24. Крайними за проколы руководства и службы безопасности в ВТБ 24, похоже, решили выставить теперь уже бывшего пресс-секретаря ВТБ 24 в ПФО Зинаиду СЕРЕБРЯКОВУ и Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф».

Неудачливые заявители

23 июня Арбитражный суд Самарской обл. признал действия ВТБ 24 в лице его филиала № 6318 (Самарского филиала) неправомерными. Неправомерным являлся отказ ВДМ в открытии расчетного счета. Причем проволочка с открытием счета могла создать проблемы ВДМ. Обороты ВДМ за 2015 г. должны были превысить 2 млрд р. Фактически уклонение ВТБ 24 от заключения договора об открытии банковского счета тормозило проведение балаковским заводом операций, направленных на расчеты с кредиторами. Получается, что предприятие, задействованное в реальном секторе экономики, благодаря «хотелкам» банковских клерков чуть было не сорвало исполнение своих обязательств. О какой государственной поддержке реального сектора на примере такой вопиющей вольности банка с доминирующим госучастием могла идти речь (см. «Хронограф» №23 (593) от 18.07.16)?

Несмотря на то что суд обязал Самарский филиал (СФ) ВТБ 24, возглавляемый Дмитрием Лысовым (на фото слева), открыть для ВДМ счет, в банке спешить не стали и написали апелляционную жалобу на решение от 23 июня. Прохождение этой жалобы достойно отдельного внимания, т.к. весьма красноречиво характеризует уровень компетенции сотрудников СФ ВТБ 24. Жалоба была подана 26 июля. А 4 августа Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС) оставил ее без движения до 31 августа, поскольку заявитель в лице СФ ВТБ 24 нарушил требования п. 2, 3 ч. 4, ст. 260 АПК РФ. П. 2 ч. 4 ст. 260 АПК РФ гласит, что к апелляционной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины (в данном случае за рассмотрение жалобы) в размере 3 тыс. р. Это более чем наглядный пример «профессионализма» менеджмента СФ ВТБ 24. Не хотелось бы верить, что и во всей системе ВТБ 24 доминируют профессионалы такого же уровня.

С горем пополам СФ ВТБ 24 заплатил пошлину только 19 августа. Зато п. 3 ч. 4 ст. 260 АПК РФ (приложение к апелляционной жалобе документа, подтверждающего направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют) был полностью проигнорирован. Как следует из определения 11 ААС от 1 сентября о возврате апелляционной жалобы заявителю, уведомительный документ так и не был представлен суду. Т. к. нарушение, послужившее основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, оказалось не устранено, СФ ВТБ 24 получил свою жалобу обратно. На обжалование определения 11 ААС дал заявителю двухмесячный срок. Сомнительно, что банк при такой квалификации людей, ответственных за битвы в арбитраже, сумеет подать на кассационное обжалование вовремя. Кстати, велик риск, что пока идут судебные разбирательства за открытие расчетного счета, этот счет может уже не понадобиться ВДМ.

Балаковский завод, не исключено, предпочтет работать с другим, более профессиональным и привлекательным с точки зрения расчетно-кассового обслуживания банком.

Мыльная «Опера»

Любопытное наблюдение. Вместо того чтобы ускоренными темпами двигаться навстречу предприятиям из реального сектора экономики (в чем, собственно, заключается едва ли не главная миссия корпоративного блока ВТБ 24), в банке предпочли озадачиться расследованием причин выхода на поверхность в июне-июле т. г. весьма нелицеприятной для СФ ВТБ 24 информации о «сером» и «белом» подходе к обслуживанию клиентов (см. «Хронограф» №19 (589) от 20.06.16), а также поиском и наказанием виновных в этом всплытии. По наблюдениям источников редакции ОАЕ «Хронограф», весь остаток лета служба безопасности СФ ВТБ 24, похоже небезосновательно предположив, что запахло жареным, занималась вычислением лиц, поведавших редакции СМИ о странных нюансах деятельности СФ. В частности, безопасников особо интересовало, кто «слил» в «Хронограф» сведения об ООО «Опера» с ИНН 7713724016, через которую, как через распределительный пункт, кое у кого имелась возможность переводить огромные денежные суммы. Были озвучены подозрения, что ежемесячно с использованием счета (или счетов) ООО «Опера» могли осуществляться многомиллионные переводы из Москвы в Самару на счета ряда юридических и физических лиц, якобы открытые в СФ ВТБ 24, а затем утекать за границу. В связи с обнародованием «Хронографом» деталей схемы якобы поднимался даже вопрос об экстренном перемещении Дмитрия Лысова в Ижевск и посадке на его теплое место в Самаре другого руководителя. В итоге, Лысова, по одной из версий, могли решить придержать в Самаре. Условий могло быть несколько. Самым экстремальным могло быть пожелание не препятствовать какое-то время работе мифических для него транзитно-обнальных схем с участием «Оперы». А отыграться кураторы схем, скорее всего, позволили себе на пресс-секретаре СФ ВТБ 24 Зинаиде Серебряковой. В начале сентября Серебрякова объявила журналистскому сообществу о переходе на другое место работы. В качестве неофициальной версии такого шага в кулуарах звучало, что Серебряковой в СФ ВТБ 24 вроде бы поставили на вид отсутствие адекватной реакции на расследование «Хронографа». Хотя Серебрякова делала все, что умела и что было в ее силах. В результате достоянием широкой общественности стали «потроха» СФ ВТБ 24, что называется, без прикрас.

Спецсвязь Серебряковой – Плукчи

А ведь теми самыми прикрасами, которые могли бы способствовать формированию более объективного представления о происходящем, призваны были стать подробные, аргументированные и своевременные комментарии, которых ОАЕ «Хронограф» добивался от руководителей ВТБ 24 и СФ ВТБ 24 через редакционные запросы. Однако в банке в отношении «Хронографа» почему-то изначально избрали странные методы доставки писем, которые почему-то исключали каналы ФГУП «Почта России». В отличие от бумажных документов, заверенных подписью и печатью уполномоченного должностного лица, письма по каким-либо электронным средствам коммуникации имеют довольно свободную форму, которая зачастую воспринимается с трудом. В СФ ВТБ 24 ответственной за рассылку таких писем в адрес редакций СМИ занималась именно Серебрякова.

С трудом верится, что такой профессионал своего дела, как Серебрякова, не знает основ документооборота. Только лишь заказное письмо по почте с описью вложения и письменным уведомлением о получении является надлежащим видом доставки сообщения. Все остальное — развлечение, легкомыслие, непрофессионализм и т.д.

В результате эта ненадежность привела к тому, что официальные, заверенные надлежащим образом комментарии со стороны СФ ВТБ 24 на запросы «Хронографа» так и не поступили в распоряжение редакции. Неудивительно, что при таких обстоятельствах публикование комментариев откладывалось. Как можно публиковать то, чего нет? И вот в банке, судя по всему затаив злобу на издание, посмевшее приоткрыть завесу тайны над сомнительными действиями и операциями, решили предъявить претензию «Хронографу» и попытаться с угрозой надавить на независимое СМИ «Хронограф» отвечать за недоработки Серебряковой и тех, кто стоял над ней в ВТБ 24.

Письмо СФ ВТБ 24 от 2 сентября в «Хронограф» подписала лично заместитель управляющего Лысова Зарина Плукчи (на фото справа). На этот раз в СФ ВТБ 24 почему-то вдруг вспомнили о таком средстве доставки корреспонденции, как ФГУП «Почта России». Удивительная расторопность! Плукчи оказалась немногим более многословной в своих комментариях, чем пресс-служба банка (хотя исполнителем письма и значилась сидевшая в ту пору на чемоданах Серебрякова). В частности, информацию об отказе СФ ВТБ 24 «потенциальным заемщикам в выдаче кредитов по надуманным основаниям» Плукчи пояснила так: «Отказ в выдаче кредита означает, что бизнес потенциального заемщика не отвечает установленным в соответствии с законодательством требованиям либо его платежеспособность не была подтверждена надлежащим образом». Касательно транзита денежных средств, обналичивания и вывода их за рубеж Плукчи не сказала ничего нового: «ВТБ 24 внимательно следит за соблюдением положений федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В рамках данного закона ВТБ 24 на регулярной основе проводит комплекс необходимых мероприятий». Какие именно мероприятия по противодействию позволяют пускать наблюдателям пыль в глаза, создавая впечатление, что в банке нет ничего противозаконного, заместитель управляющего Лысова распространяться не стала. В остальном в письме, подписанном Плукчи, звучали в адрес ОАЕ «Хронограф» сплошные угрозы судебными разбирательствами. Если менеджмент СФ ВТБ 24 действительно сумеет довести дело до судов, то это станет беспрецедентным для Группы ВТБ случаем. Информационная база судебной системы России доступна всем пользователям страны. Таким образом, материалы расследования ОАЕ «Хронограф» о деятельности СФ ВТБ 24 получат распространение на всю страну и даже за ее пределы — о произошедшем будут знать везде, где есть Интернет и желание узнать о том, чем примечателен ВТБ 24. ОАЕ «Хронограф» всегда готов к широкой публичности, но готово ли к этому руководство СФ ВТБ 24 и лично Лысов с Плукчи?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.