Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (581) | 11 апреля 2016г.
 

Не возвращают — и не надо

В Самарском филиале РСХБ предпочитают не раскрывать потери

Егор Кошеров

30 марта в Арбитражном суде Самарской обл. Самарский региональный филиал АО «Россельхозбанк» (СРФ РСХБ) продолжил вялую борьбу за заложенное имущество ООО КФХ «Большая Каменка». Процесс с переменным успехом длится уже несколько лет. Существует опасение, что банку в очередной раз не удастся вернуть вложенные средства. Впрочем, подобный исход становится для СРФ РСХБ почти нормой. Дошло до того, что подчиненные руководителя СРФ РСХБ Раиля БАГДАЛОВА затрудняются назвать долю невозвратных кредитов в общем объеме выданных СРФ РСХБ кредитов. По всей видимости, фермерам пора расценивать слова генерального директора телеканала РБК Александра ЛЮБИМОВА об «откатах в системе выдачи кредитов через Россельхозбанк» как руководство к действию в наступающем сезоне.

Дефицит резервов

СРФ РСХБ в Арбитражном суде Самарской обл. пытается признать недействительным решение Межрайонной ИФНС № 7 по Самарской обл. об исключении из ЕГРЮЛ ООО КФХ «Большая Каменка». Решением Арбитражного суда Самарской обл. от 23 апреля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований банку было отказано. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (11 ААС) от 17 июля 2015 г. решение первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба -без удовлетворения. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2015 г. указанные акты были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Однако шансов, что при пересмотре суды займут сторону СРФ РСХБ, практически нет.

Кредит «Большой Каменке» на сумму более 8 млн р. был выдан еще в мае 2005 г. В качестве обеспечения было заложено имущество КФХ. В результате все как по нотам: кредит выплачен не был, а заложенное имущество не перешло в собственность СРФ РСХБ. Такая ситуация становится все более и более типичной для этого банка. Ухудшающиеся финансовые показатели тому красноречивое свидетельство.

По данным газеты «КоммерсантЪ», по итогам 2015 г. чистый убыток РСХБ по РСБУ составил 72,6 млрд р. Это почти в 10 раз превысило убыток 2014 г. (7,5 млрд р.) При этом фактически половину убытка минувшего года (39,7 млрд р.) обеспечил декабрь 2015 г., когда были начислены большие резервы на возможные потери по ссудам. На дефицит резервов указывают как на застарелую болячку РСХБ. «Кредитный портфель РСХБ исторически был существенно недорезервирован, — отмечает, в частности, аналитик

Moody"s Ольга Ульянова. — В случае с РСХБ мы считаем проблемными не только кредиты, просроченные на 90 дней, но и кредиты «под наблюдением» (watchlist в МСФО), поскольку, по нашему мнению, вероятность их миграции в «просроченные» велика». «По оценкам Moody"s, на середину 2015 г. портфель проблемных кредитов в РСХБ был зарезервирован лишь чуть более чем на треть. На 1 января 2015 г., согласно отчетности банка, покрытие резервами просроченной задолженности составляло 87%, на 1 декабря 2015 г. — 66%, на 1 января 2016 г. — 78%. Для сравнения: у Сбербанка этот коэффициент на 1 января 2016 г. составлял 190%», — сообщил «КоммерсантЪ».

Спрятанные цифры

То, как в СРФ РСХБ под руководством Раиля Багдалова порой пытаются скрыть размеры невозвратной или, другими словами, подлежащей списанию задолженности, смешно до слез. По данным источников Областного аналитического еженедельника «Хронограф», с пресс-конференции, которую давала заместитель Багдалова Ольга Спицына 17 марта, самому Багдалову поступило донесение о том, что из «неприятных» изданий на мероприятии присутствует только «Хронограф» (собственно, «Хронограф» был единственным СМИ, посетившим пресс-конференцию). В ответ Багдалов мог попросить доносчика быть поаккуратнее с цифрами. Если подобное в действительности имело место, то отсюда следует два нелицеприятных для СРФ РСХБ вывода. Во-первых, банк, похоже, выделяет перечень т. н. неприятных для себя СМИ, которые пишут о реальном положении дел в филиале, а не о надуманном пиар-менеджерами. Во-вторых, СРФ РСХБ, судя по всему, намерен и дальше скрывать от широкой общественности, которая читает эти самые «неприятные», а не «пригламуренные» СМИ, проблемы, которых в его работе становится все больше и больше.

Не исключено, что Багдадов послал ментальный сигнал Ольге Спицыной. Причем сигнал мог быть такой силы, что Спицына тут же забыла все «неприятные» цифры, которые крутились у нее в голове. В результате заместитель Багдалова не смогла ответить на вопрос, какой процент невозврата сезонных кредитов,

выданных СРФ РСХБ, был зафиксирован по итогам прошлого года и какой процент невозврата прогнозируется по итогам наступающего сельскохозяйственного сезона. «То, что касается процента невозврата по сезону, мы отдельной такой статистики не ведем. Норматив Центрального банка не предусматривает этого. Но если интересно будет, вычленим, скажем», — выдала Спицына. Далее она добавила, что в 2015 г. СРФ РСХБ предоставил сельхозпредприятиям области 4,49 млрд р. на сезонные полевые работы, что на 7% больше, чем в 2014 г.

В 2016 г. прогнозируемая потребность заемщиков банка в финансировании данного направления составляет 4,77 млрд р., что превышает объем фактически предоставленных кредитов в 2015 г. вновь на 7%.

Вопросы без ответов

Самое интересное заключается в тех вопросах, на которые СРФ РСХБ, несмотря на обещание Спицыной, отвечать не спешит. Первый блок вопросов звучит так: «Какой процент невозврата сезонных кредитов, выданных СРФ РСХБ, был зафиксирован по итогам прошлого года? Какой процент от общего числа невозвратных кредитов был заведомо невозвратным?» Второй: «Какой процент невозврата сезонных кредитов СРФ РСХБ прогнозирует по итогам наступающего сельскохозяйственного сезона? Какой процент от общего числа предполагаемых к выдаче кредитов планируется как заведомо невозвратный?». Не исключено, специалисты банка под руководством Багдалова и Спицыной до сих пор «вычленяют», что бы такого «сказать», чтобы СРФ РСХБ после этого не сочли лидером по числу невозвратов среди кредитных организаций, работающих на территории региона.

Однако самый «вкусный» блок вопросов для Багдалова звучит так: «Каковы условия выдачи невозвратных кредитов для аграриев региона? Могут ли они расценивать слова генерального директора телеканала РБК Александра Любимова об «откатах в системе выдачи кредитов через Россельхозбанк» как руководство к действию в наступающем сезоне?». Ни директор СРФ РСХБ, ни его замы пояснений на этот счет пока не дают. Видимо, аграриям, желающим поживиться за счет кредитных ресурсов, пора выстраиваться в очередь к подъезду СРФ РСХБ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.