Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (581) | 11 апреля 2016г.
 

Французский манер

«ГК «Электрощит» — ТМ Самара» не торопится исполнять обязательства

Андрей Неретин

В Арбитражном суде Самарской обл. продолжается процесс по иску ООО «Энергопроммонтаж» к ЗАО «ГК «Электрощит» — ТМ Самара» (ЭЩ-ТМС). Причиной разбирательства стало требование взыскать 12,15 млн р. с самарского завода, подконтрольного французской электротехнической корпорации Schneider Electric. Любопытно, что, только получив иск, французский менеджмент ЭЩ-ТМС во главе с Эриком БРИССЕ поспешил погасить долг. Похоже иностранные инвесторы не считают нужным исполнять свои обязательства в срок, реагируя уже после появления повестки в суд.

ООО «Энергопроммонтаж» (г. Озерск, Челябинская обл.) обратилось в самарский арбитраж 24 ноября 2015 г. Компания потребовала взыскать с ЭЩ-ТМС задолженность в размере 12,15 млн р., неустойку в сумме 10 тыс. р. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 83,8 тыс. р. Получив четкий сигнал о намерениях контрагента, менеджмент ЭЩ-ТМС под руководством президента Эрика Бриссе, по всей видимости, решил принять срочные меры, чтобы снизить градус возникшей конфронтации. В ходе судебного заседания 15 февраля т.г. «Энергопроммонтаж» заявил ходатайство об отказе от взыскания суммы долга в 12 млн р., оставив требование выплатить неустойку и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 120 тыс. р.

Похоже, французы озаботились выплатой долга только после появления иска в суде. Либо, как вариант, поспешили рассчитаться с контрагентом, когда этой историей заинтересовались СМИ.

Следует отметить, что ЭЩ-ТМС в последнее время достаточно часто демонстрирует несвоевременность исполнения обязательств перед контрагентами. Так, по иску одного из сызранских предприятий Арбитражный суд Самарской обл. 27 января т.г. принял решение взыскать с ЭЩ-ТМС 1,6 млн р. в качестве неустойки. Как следует из материалов дела, 9 августа 2012 г. между ЭЩ-ТМС и истцом был заключен договор о поставке товара, которую обязалось осуществить возглавляемое Бриссе предприятие. Однако, как указывали представители истца в суде, ЭЩ-ТМС допустило просрочку поставки товара десяти наименований на общую сумму 54,8 млн р. «По утверждению истца, нарушение ответчиком сроков поставки от полутора до двух месяцев привело, в свою очередь, к нарушению сроков ввода в эксплуатацию объекта, в сооружении которого использовался приобретенный у ответчика товар», — говорится в материалах дела. Там же отмечается, что представители ЭЩ-ТМС в суде не оспаривали факт просрочки поставки товара. В итоге суд удовлетворил требование сызранского предприятия о взыскании с ЭЩ-ТМС пени в размере 1,6 млн р.

Впрочем, на фоне финансовых показателей ЭЩ-ТМС факты неисполнения обязательств выглядят вполне объяснимо. По итогам 2014 г. выручка ЭЩ-ТМС составила 18,7 млрд р. Тем не менее за отчетный период у производителя электротехнической продукции образовался убыток на сумму 110 млн р. Следует отметить, что 2014 г. был первым годом, на протяжении которого ЭЩ-ТМС находилось целиком в управлении его нового владельца в лице корпорации Schneider Electric. В первый же полный год работы с новыми собственниками ЭЩ-ТМС впервые показало убытки. До этого момента ЭЩ-ТМС неизменно показывало миллиардные прибыли и платило налог на прибыль. Отчисления с этого вида налога являются основой для областного бюджета.

Анализ последних финансовых показателей ЭЩ-ТМС позволяет сделать вывод о том, что убыточность компании с приходом в нее французов вызвана во многом увеличением управленческих/административных расходов на 774 млн р. По всей видимости, французы сообразили, что подобная политика может позволить ЭЩ-ТМС уходить от уплаты налога на прибыль.