Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (581) | 11 апреля 2016г.
 

Дорога в никуда

Банкротство «АВТ-Дорстроя» подошло к процедуре конкурсного производства

Илья Ширтанов

11 марта по инициативе мэрии г.о. Тольятти было возбуждено судебное дело о взыскании 4 млн р. с ООО «АВТ-Дорстрой» — исполнителя муниципального контракта на строительство дороги на ул. 40 лет Победы в Тольятти. Однако у компании есть более крупные кредиторы — например, ПАО Банк ВТБ с претензией на получение 6,5 млрд р. С таким результатами «АВТ-Дорстрой», бенефициарами которого считаются друзья президента России Владимира ПУТИНА Аркадий (на фото) и Борис РОТЕНБЕРГИ, оказался на грани признания банкротом. Ожидать, что «АВТ-Дорстрой» когда-нибудь исполнит свои обязательства по контракту, не приходится.

Это уже не первое обращение мэрии в Арбитражный суд Самарский обл. по поводу «АВТ-Дорстроя». До этого от горадминистрации поступали еще два иска — на 14,7 и 3 млн р. Они были оставлены без рассмотрения. По сути, это итоги работы «АВТ-Дорстроя» по выполнению муниципального контракта ценой почти 500 млн р. на строительство дороги по ул. 40 лет Победы.

По плану окончание строительства было намечено на 30 ноября 2015 г. Однако, как могут лично убедится тольяттинцы и гости города, объект транспортной инфраструктуры до сих пор не введен в эксплуатацию. Когда будет открыта дорога, наверное, не могут сказать ни в мэрии, ни в министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской обл., ни тем более представители «АВТ-Дорстроя». Хотя часть денег по контракту в размере 200 млн р. уже были переданы подрядчику.

Еще на этапе заключения договорных отношений между мэрией и «АВТ-Дорстроем» выдвигалась версия о том, что данная компания не ставила целью исполнение контракта -бизнесменам было необходимо получить доступ к бюджетным деньгам. Лоббистские возможности бенефициаров «АВТ-Дорстроя» не вызывали сомнений.

«АВТ-Дорстрой» аффилировано ПАО «Волгомост». Акционерное общество владеет «АВТ-Дорстроем» через ООО «Межрегиональная инвестиционная компания». Некоторое время назад были раскрыты сведения, позволяющие делать практически однозначный вывод о том, что «Волгомост» перешел под контроль друзей президента РФ Владимира Путина — братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов. В частности, аудитором «Волгомоста» была утверждена фирма ЗАО «КПМГ». Это корпоративный аудитор, услугами которого пользуется в т.ч. кредитно-финансовая организация Ротенбергов — АО «СМП Банк».

Похоже, что «АВТ-Дорстрой» остановил работы навсегда
Похоже, что «АВТ-Дорстрой» остановил работы навсегда

Особо актуальной дорожная тематика стала для Ротенбергов после введения в отношении окружения Путина санкций со стороны западных государств. Ротенберги активизировали работу по насыщению своих компаний государственными и муниципальными контрактами на внутреннем рынке. Однако говорить о том, что Ротенбергам нужна работа, наверное, было бы неверно. Им нужны деньги. Так или иначе, процесс был запущен, «АВТ-Дорстрой» введен в игру и в 2014 г. в Тольятти получил муниципальный подряд на 500 млн р.

Однако уже в начале 2015 г. в арбитраже появилось получившее ход заявление о признании «АВТ-Дорстроя» банкротом. К этому моменту бывшая тольяттинская компания «АВТ-Дорстрой» успела сменить несколько адресов регистрации. Фирма состояла на учете в ФНС в Самарской, Саратовской, Астраханской обл. Что существенно усложняло жизнь контрагентам «АВТ-Дорстроя», пытавшимся через судебные инстанции обязать фирму исполнить принятые на себя обязательства. Заявление о банкротстве настигло «АВТ-Дорстрой» в Волгоградской обл. после очередной смены адреса.

Но и банкротство «АВТ-Дорстроя» не укладывалось в стандартные рамки развития подобных процессов. Сразу два кредитора «АВТ-Дорстроя» — ЗАО «Трест Камдорстрой» и ООО «Зенит» — вступили в спор, кто из них успел первым инициировать процедуру банкротства. На сайте Арбитражного суда Волгоградской обл. можно ознакомиться с информацией, раскрытой в ходе рассмотрения двух дел о банкротстве «АВТ-Дорстроя».

В итоге в августе 2015 г. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд постановил, что в первую очередь следует рассматривать дело, возбужденное по заявлению «Зенита».

В сентябре в отношении должника была введена процедура наблюдения, требования «Зенита» в размере 2,3 млн р. признаны обоснованными. Соответственно, заявление «Треста Камдорстрой» с требованиями в размере более 74 млн р. было рассмотрено как о вступлении в дело банкротстве «АВТ-Дорстроя».

Тем не менее это далеко не самая крупная сумма требований. ПАО «Банк ВТБ» намеревалось взыскать с «АВТ-Дорстроя» более 6,2 млрд р., что в несколько раз больше суммы тольяттинского муниципального контракта. Но именно такая сумма соответствует размеру денежных средств, которые планировалось выделить на строительство дорожной развязки на федеральной трассе М-5 в р-не Жигулевского Моря. Осваивать деньги должен был «Волгомост». Этот проект был заморожен. Причем из документов суда известно, что заемщиком выступал непосредственно «Волгомост», «АВТ-Дорстрой» поручался перед банком ВТБ своим имуществом. В залог была передана недвижимость на ул. Транспортной в Тольятти и в промзоне ОАО «АВТОВАЗ». Это производственные базы «АВТ-Дорстроя». Впрочем, залоговое имущество оценено в 435 млн р. А в ходе банкротства сумма требований ВТБ выросла до 6,5 млрд р. И если обязательства «АВТ-Дорстроя» перед ВТБ были сформированы именно под строительство развязки на М-5, то, скорее всего, банк может смело записывать миллиарды в раздел задолженностей, безнадежных к взысканию.

Примерно такая же картина наблюдается с деньгами, которые «АВТ-Дорстрой», возможно, все еще мечтает получить с мэрии за строительство дороги на ул. 40 лет Победы. Как выяснилось в ходе банкротства, потенциальная выручка «АВТ-Дорстроя» за исполнение контракта является предметом залога. Причем в конце 2015 г. «АВТ-Дорстрой» рисковал вовсе не увидеть денег, поскольку суд удовлетворил ходатайство залогодержателя о наложении ареста на дебиторскую задолженность фирмы. Впрочем, позже «АВТ-Дорстрою» в апелляции удалось оспорить ранее вынесенное определение.

Между тем известно, что ОАО «Банк Москвы» выставил «АВТ-Дорстрою» требования на 880 млн р. ПАО «АКТИВКАПИТАЛ БАНК» планирует взыскать с «АВТ-Дорстроя» порядка 285 млн р. Не остался в стороне и «Волгомост». В ближайшее время суд рассмотрит заявление «Волгомоста» о включении компании в реестр кредиторов «АВТ-Дорстроя» с требованием 1,3 млрд р. Предварительно представители «Волгомоста» добились того, что суд запретил временному управляющему «АВТ-Дорстроя» проводить собрание кредиторов до принятия акта по заявлению «Волгомоста». На фоне вышесказанного даже не вызывает сомнений, что «АВТ-Дорстрой» в 2016 г. озаботится проблемой сдачи в эксплуатацию дороги на ул. 40 лет Победы. Вопрос лишь в том, насколько в вопросе принятия дороги мэрия Тольятти проявит мягкотелость.