Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (581) | 11 апреля 2016г.
 

Авральное законотворчество

Оппозиция сумела получить в новом законе о выборах все, чего добивалась

Татьяна Федорова

7 апреля депутаты Самарской губернской думы (СГД) практически единогласно приняли новый закон «О выборах депутатов Самарской губернской думы». Закон получился компромиссным. Разработчики, видимо пойдя на уступки заинтересованным лицам, решили оставить кандидатов в общеобластной части, правда сократив их количество до трех. Таким образом, у оппозиционных партий сохранилась возможность пользоваться принципом «электоральных паровозов» и привлекать в свои ряды потенциальных инвесторов. На рассмотрение законопроекта депутатам было отведено всего 8 дней, но его текст, похоже, был согласован заранее и не вызвал особых нареканий.

Представлял законопроект председатель Избирательной комиссии Самарской обл. (ИКСО) Вадим Михеев (на фото). Он доложил депутатам: «Закон о выборах в СГД действует более 12 лет. За это время в него было внесено более 40 поправок. Чтобы избежать юридических огрехов, мы предложили принять его в целом в новой редакции. Кроме того, за первый квартал 2016 г.

на федеральном уровне принято четыре новых закона о выборном процессе. Все они учитываются в региональном документе. Действующий законопроект состоит из 95 статей, причем 31 статья перенесена в новый законопроект без изменений. 18 статей приводятся в соответствие с федеральным законодательством, а по результатам проведенного мониторинга регионального законодательства федеральной избирательной комиссией в законопроекте учтено более 15 поправок».

До конца доклад депутаты даже не стали слушать, предложив сразу перейти к вопросам. Но особых вопросов не возникло. Также никто не захотел высказаться по данному законопроекту. В результате из 37 депутатов «за» проголосовали 35, еще двое воздержались. Очевидно, что принятый закон устроил все фракции СГД.

Примечательно, что на рассмотрение в СГД законопроект поступил только 31 марта, а 7 апреля он уже был практически единогласно принят. Получается, что изменения в региональное законодательство принимались в авральном режиме. Как пояснили Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» в СГД, ранее закон не мог быть принят, поскольку он должен соответствовать закону «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации», вступившего в законную силу с 1 января 2016 г.

Но при этом никто не запрещал той же самой ИКСО ранее вносить изменения в предыдущий закон. Напомним, что о новом законе начали говорить еще в январе т.г. Тогда сообщалось, что в законопроекте полностью отсутствует общеобластная часть партийных списков. Таким образом, ликвидировалась практика так называемых «электоральных паровозов», когда в каждом округе партию представляют одни и те же рейтинговые политики.

Наличие общеобластной части партийных списков дает возможность партиям включать туда потенциальных инвесторов. Понятно, что без общеобластной части списков выборы стали бы более четкими и прозрачными. Тем более что федеральный закон позволяет такие изменения в региональном законодательстве. Члены ИКСО в ряде СМИ подтверждали, что в первоначальном варианте законопроекта общая часть списка действительно отсутствовала.

Однако против такого расклада яростно выступили члены избиркома от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», которые настаивали на сохранении общеобластной части списка. Как результат — общеобластная часть сохранена и в нее можно включать от одного до трех кандидатов. Видимо, разработчикам и инициаторам закона пришлось пойти на компромисс с интересантами сохранения списков.

Нужно отметить, что норму об исключении общеобластной части списков ИКСО могла внести в ранее действующий закон осенью 2015 г. Тогда еще не было известно, кто будет участвовать в праймериз от партии «Единая Россия» (ЕР) на предстоящих выборах. Не стоит сомневаться, что, имея квалифицированное большинство в СГД, фракция ЕР на том этапе с легкостью могла бы принять изменения в закон. Однако этого сделано не было. Сегодня же вместо того, чтобы спокойно внести изменения, понадобилось принимать новый закон в авральном режиме, да еще в том виде (с общеобластными списками), который оказался максимально удобен для оппозиции.

Однако в противном случае закон мог бы быть вообще не принят. Дело в том, что к настоящему моменту у некоторых из действующих депутатов СГД от фракции ЕР наступила полная определенность с тем, что они не попадают на праймериз и, соответственно, лишаются возможности переизбраться. Смысла голосовать за новый закон без общеобластных партийных списков для них уже не было. И действительно, ряд депутатов, которых в СГД следующего созыва уже точно не будет (Олег Борисов, Галина Светкина, Олег Дьяченко и др.), даже не явились на пленарное заседание, где принимался закон.

Можно предположить, что у описанного развития событий (принятие закона в авральном режиме и с компромиссным содержанием) могли быть свои модераторы. Вероятно, из числа тех, кто сформировал в июне 2015 г. конфликтную ситуацию с итогами праймериз перед выборами в органы МСУ Самары осенью 2015 г.

В заключение немного о сомнительных «достоинствах» общеобластных частей списков. Как известно, самые высокие шансы на прохождение в СГД имеют те кандидаты, которые идут под первыми номерами в партийных списках. После избрания они отказываются от своих мандатов, а в заксобрание проходят «темные лошадки» из середины и конца списка. Таким образом, у партийных боссов появляется возможность хорошо заработать на представителях крупного бизнеса, которые желают попасть в законодательную власть. Насколько это некорректно по отношению к избирателям, обсуждалось уже неоднократно.

Из новшеств вновь принятого закона следует отметить отсутствие досрочного голосования. Голосовать теперь можно будет по открепительным удостоверениям. Это снизит эффективность применения административного ресурса. С учетом текущего расклада политических сил основные дивиденды от этого новшества должна получить КПРФ (см. «Хронограф» №10 (580) от 4.04.16). Также вырастет размер избирательного фонда кандидатов и расширится перечень документов, которые надо будет представлять в избиркомы для регистрации в качестве кандидата.