Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (564) | 9 ноября 2015г.
 

Мифическое качество

Андерссон начинает оправдывать прозвище «сказочник»

Сейдамет Абреков

В Автозаводский районный суд г. Тольятти поступают иски к ОАО «АВТОВАЗ» от покупателей товарных автомобилей, находящихся на гарантии. В последнее время большое количество граждан, не удовлетворенных качеством продукции АВТОВАЗа, в судебном порядке пытаются добиться замены автомобиля, выплаты неустоек, морального вреда и штрафов. Часто потребителям удается добиться своей цели. Подобные факты идут вразрез с заявлениями президента АВТОВАЗа Бу Инге АНДЕРССОНА (на фото) о повышении качества вазовских автомобилей. Кроме того, складывается впечатление, что граждан, массово идущих в суд с исками, кто-то организует. К числу таких «кого-то» можно причислить поставщиков АВТОВАЗа, вынужденных чуть ли не годами ожидать платы за поставленную продукцию.

Ведра с болтами

Анализ открытых судебных процессов, проходящих в Автозаводском районном суде г. Тольятти (по месту регистрации ОАО «АВТОВАЗ»), дает основание говорить о постепенно увеличивающемся количестве заявлений от граждан, не удовлетворенных качеством вазовских автомобилей. Только за первую половину сентября удалось насчитать 13 заявлений от покупателей LADA. Подобные иски поступали и ранее.

Активизация судебных процессов идет на фоне постоянных заявлений со стороны собственников и руководства АВТОВАЗа о якобы имеющемся повышении качества вазовских автомобилей. Звучат слова о том, что качество повышается в разы. Поверить в это достаточно сложно. Но анализ судебной практики позволяет сделать вполне обоснованные выводы. Например, о том, что чем больше на АВТОВАЗе говорят о качестве, тем больше поступает исков в суд о защите прав потребителей. Кроме того, рост количества исковых заявлений почему-то совпал с падением продаж вазовских авто. Не потому ли продажи падают, раз недовольство реальным качеством продукции АВТОВАЗа растет? Вскрывающиеся в ходе судебных заседаний факты лишь подтверждают выводы.

Вот один из характерных сюжетов подобных историй. «В период гарантийного срока эксплуатации автомобиля, со слов истца, на нем выявлены производственные недостатки, которые устранялись на СТО фирменной сети ОАО «АВТОВАЗ». Истец направил претензию в адрес ОАО «АВТОВАЗ» с требованием о возврате уплаченной за автомобиль суммы, однако ему в удовлетворении заявленной претензии было отказано», — говорится в одном из судебных решений.

Бу Андерссон знает уровень качества вазовских машин
Бу Андерссон знает уровень качества вазовских машин

Удивил перечень выявленных в данном случае недостатков, куда было включено 13 пунктов, причем 10 из них оказались производственными дефектами, такими как: коррозия крышки багажника, повреждение лакокрасочного покрытия на верхних кромках всех дверей, не выставленная по проему задняя дверь (зазоры превышают допустимые), разрушение правой/левой опор передних стоек, стук в рулевой рейке при движении автомобиля и т.д. Несмотря на подобный набор производственных недостатков, АВТОВАЗ и суд отказали в заменене автомобиля. Вот еще пример набора недостатков — на другом авто: «В пределах гарантийного срока истцом были обнаружены различные недостатки в автомобиле. Были заменены петли дверей, отопитель, рулевой механизм в сборе, рычаги передней подвески нижние, опоры стоек передней подвески, термостат, генератор, обивка крыши, произведен ремонт КПП и прочее». Об этом стало известно в ходе судебного процесса по одной из жалоб владельцев вазовской машины.

Спасительные замены

В ходе других заседаний выяснилось, что суд в итоге не только обязал АВТОВАЗ принять назад некачественный автомобиль и, соответственно, выплатить за него денежные средства, но и возместить покупателю убытки, выплатить штраф и оплатить моральный ущерб. Кроме того, в некоторых случаях АВТОВАЗ шел навстречу клиентам и менял некачественный автомобиль. Вот что по этому поводу стало известно в ходе одного из судебных процессов: «Претензия истца была удовлетворена, с его стороны был выбран автомобиль, который ему был предоставлен в апреле месяце, но впоследствии он от него отказался и выбрал другой автомобиль. ОАО «АВТОВАЗ» дважды менял автомобиль истцу, и предыдущий автомобиль из его владения не выбывал и был сдан лишь...»

Так или иначе, но совокупность таких факторов, как большое количество обращений потребителей в суд, существенное количество недостатков выявляемых на товарных автомобилях, не позволяет делать выводов о растущем качестве продукции АВТОВАЗа.

По сути, заявления Бу Инге Андерссона и его подчиненных о качестве на фоне этих судов выглядят не более чем бравадой или попыткой выдать желаемое за действительное.

Асимметричный ответ

С другой стороны, низкое качество продукции АВТОВАЗа — это далеко не новость, а проблема всех десятилетий завода. А вот что действительно выглядит как новелла, так это массовость довольно одинаковых исков к АВТОВАЗу. Как будто кто-то проводит разъяснительную работу среди потребителей на предмет того, как можно на новой вазовской машине некоторое время покататься, а потом еще и заработать на суде с производителем. Кто-то скажет, что это очень похоже на потребительский шантаж или гринмейл. И в какой-то степени будет прав.

Но ведь, чтобы технология применялась, должен быть тот, кто ее внедрит и заставит работать на результат. А значит, высока вероятность того, что существует некий координационный центр, который направляет энергию вазовских потребителей в нужное для себя русло. По крайней мере, по Тольятти уже были замечены объявления, в которых рекламировались услуги неких лиц, помогающих вернуть деньги за неисправный автомобиль. Кому может быть выгодно такое занятие, заставляющее руководство АВТОВАЗа быть более сговорчивым при решении тех или иных вопросов? Например, тем, кто теряет от действий Бу Инге Андерссона и его подчиненных свои традиционные источники доходов. Речь может идти о крупных поставщиках АВТОВАЗа, привыкших зарабатывать на поставках на сборочный конвейер предприятия. Не секрет, что под лозунгом борьбы за качество многих из этих поставщиков пытаются если не поменять, то существенно урезонить. Похоже, терпеть им надоело.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ИЛЬНСКИЙ, начальник пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- ОАО «АВТОВАЗ» полностью контролирует все обращения потребителей по всем вопросам. Так, например, на 387000 проданных в 2014 г. автомобилей приходятся лишь единичные случаи замены автомобилей, дата производства которых — до 2012 г. включительно. Заявления о повышении качества продукции ОАО «АВТОВАЗ» имеют под собой реальную основу. Анализ судебных процессов за последние годы показывает, что порядка до 95% судебных исков предъявлены по автомобилям выпуска 2010, 2011, 2012 гг.