Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (564) | 9 ноября 2015г.
 

Расчеты Мухаметшина

Выбор даты окончания реорганизации ССК мог иметь двойной смысл

Георгий Кизельгур

Месяц назад, 1 октября, официально завершился процесс реорганизации ЗАО «Самарская сетевая компания» (ССК) путем присоединения к нему электросетевых активов трех компаний, крупнейшей среди которых является ЗАО «Самарские городские электрические сети» (СГЭС). По итогам 9 месяцев организации должны показывать полученную за отчетный период прибыль и совершать по этим данным выплату налога на прибыль. Этот налоговой платеж считается авансовым. Но если ликвидация налогоплательщика происходит по итогам 9 месяцев, то о каком авансовом платеже можно вести речь? По всей видимости, гендиректор ССК Виль МУХАМЕТШИН (на фото) с большим расчетом выбирал дату окончания задуманных им процедур.

Сегодня можно наблюдать крайне странную тенденцию. Все больше высокодоходных компаний пытаются двигаться по пути снижения размеров прибыли. Мотив простой: чем меньше прибыль, тем меньше надо отдавать денег на уплату налога на прибыль. Но для этого важно иметь надежные и эффективные инструменты для формирования расходной части. В отличие от СГЭС сетевое хозяйство ССК разбросано по всему региону. Это дает возможность для списания любых сумм на расходы по содержанию. У СГЭС таких возможностей было меньше в силу более компактного характера сетевых активов — Самара и ее ближайший пригород. По этому у ССК теоретически больше инструментов для формирования расходной части. Степень надежности и эффективности этих инструментов может оцениваться тем, что реальные расходы могут быть подменены виртуальными, но при этом иметь полное документальное обоснование. Использование таких методов делает выгодной работу с более высокими оборотами, но с минимальной прибылью, а то и с убытками. Возможность обосновать и задокументировать виртуальные расходы под видом реальных позволяет максимальное количество полученной выручки выводить в нужную тихую гавань. Не для этой ли цели было решено присоединять более рентабельные СГЭС к более оборотистой ССК, а не наоборот?

Во всей этой истории присутствует серьезный социальный аспект. Наметившаяся в бизнес-сообществе нашего региона тенденция на снижение прибыли при росте оборотов автоматически приведет к снижению уровня налоговых поступлений в бюджет Самарской обл. Отчисления с налога на прибыль составляют более 40% всех налоговых поступлений в бюджет региона. Следовательно, желание бизнеса спрятать прибыль будет способствовать снижению уровня наполняемости бюджета Самарской обл. Это приведет к росту социальной напряженности и недоверию к власти. Другими словами, нежелание показывать прибыль можно будет расценивать как осознанные действия. С учетом этого уместно было бы обратить внимание на то, что представляет собой бизнес и экономика СГЭС. И как это отразиться на ССК.

По итогам работы в 2014 г. ЗАО «СГЭС» показало один из самых высоких уровней рентабельности продаж по чистой прибыли — 30,6%. Выборка делалась «Хронографом» из группы предприятий (топ-100) Самарской обл. получивших в 2014 г. самые высокие показатели по объему полученной чистой прибыли (см. «Хронограф» №34 (562) от 26.10.15). Примечательно то, что ЗАО «ССК» в эту выборку не попало. Впрочем, никто из сетевых компаний Самарской обл., кроме СГЭС, в эту выборку не попал. Более того, такая картина наблюдается из года в год. СГЭС по праву можно считать лидером среди электросетевиков региона по уровню рентабельности бизнеса. Но несмотря на это, было принято решение упразднить СГЭС как самостоятельную компанию путем присоединения к менее рентабельной ССК.

Логично присоединять менее удачный бизнес к более успешному, но не наоборот. Так, например, ССК по итогам 2014 г. получила выручку в объеме 4,57 млрд р. Это значительно выше, чем у СГЭС, которые заработали в 2014 г. 3 млрд р. Цель любого здравого бизнеса — получение прибыли. А это умеют делать лучше всего в СГЭС. В 2014 г. СГЭС получили чистую прибыль на уровне 919 млн р. Это почти в два раза больше, чем у ССК. Чистая прибыль ССК в 2014 г. была всего 567 млн р. Т.е. в 2014 г. СГЭС заработали на треть меньше, чем ССК, но чистую прибыль в абсолютном выражении получили в два раза выше, чем в той же ССК. На этом фоне напрашивается вывод: руководству ССК следовало бы поучиться работать у менеджмента СГЭС.

Завершение реорганизации ССК было намечено на 1 октября. Дата, вероятно, была выбрана не для красного словца. По итогам 9 месяцев организации должны показывать полученную за отчетный период прибыль и совершать по этим данным выплату налога на прибыль. Этот налоговой платеж считается авансовым. Его корректировка производится по итогам года. Но если ликвидация налогоплательщика происходит по итогам 9 месяцев, то о каком авансовом платеже можно вести речь? Но есть и другой вопрос: что по этому поводу думают в Управлении ФНС по Самарской обл., а также в ФНС РФ?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.