Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (564) | 9 ноября 2015г.
 

Образец нелогичности

Из-за Гильгулина могут пострадать сразу несколько подконтрольных мэрии Тольятти компаний

Сейдамет Абреков

30 октября по итогам внеочередного заседания Думы г.о. Тольятти (ТГД) были приняты изменения в городской бюджет, в ходе реализации которых Тольятти может лишиться сразу нескольких подконтрольных муниципалитету предприятий. Дело в том, что по инициативе руководителя департамента финансов мэрии Григория ГИЛЬГУЛИНА (на фото) кредит на спасение МП «ТТУ» (Тольяттинское троллейбусное управление) должна получить другая организация. В данном случае ОАО «ДРСУ» или ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти». Странно, что Гильгулин взялся придумывать обходные схемы финансирования, в то время как мэрия Тольятти получила возможность прокредитоваться в ОАО «Сбербанк России» на сумму 3,5 млрд р. Часть этих средств легко могла быть направлена ТТУ без применения сложных и нелогичных схем.

Официальная информация

30 октября депутаты ТГД рассмотрели вопросы, касающиеся изменения в бюджет Тольятти. По этому поводу официальный интернет-сайт ТГД сообщил: «Депутаты собрались на внеочередное заседание, чтобы принять поправки в главный финансовый документ города. Они касаются социального блока, городского хозяйства, отдельной темой также стала ситуация вокруг МП «ТТУ». Принятое на думе решение, по сути, означает, что в ближайшие дни по городу снова начнут курсировать троллейбусы». Далее на сайте ТГД были даны более детальные пояснения: «В числе поправок — предоставление муниципальной гарантии, целью которой является оказание поддержки ТТУ и возобновление работы предприятия». В итоге поправки в бюджеты были приняты.

Сайт ТГД разместил слова председателя ТГД Дмитрия Микеля по поводу достигнутого результата: «Сегодня принято решение, которое нацелено на финансовое оздоровление ТТУ. Предприятие сможет погасить долги по электроэнергии, налогам, будет снят арест со счетов ТТУ -все это позволит вывести на линии троллейбусы, сотрудникам предприятия приступить к работе. Жители снова получат возможность пользоваться этим экологически чистым видом транспорта». Как считают в ТГД, этот факт следует рассматривать в положительном русле. «В текущей ситуации принятое решение можно назвать наиболее рациональным и полезным для города, без преувеличения, оно единственно возможное. Главное, чтобы это решение реализовывалось с эффектом, на который рассчитывают парламентарии: МП «ТТУ» должно получить новый импульс в своей работе и развитии. В целом ситуация в транспортной отрасли и МП «ТТУ» в частности станет предметом мониторинга и отдельного обсуждения в думе», — прокомментировали на сайте ТГД. На официальном портале мэрии г.о. Тольятти, которая, собственно, и инициировал поправки в бюджет, официальных комментариев насчет принятых решений обнаружить не представилось возможным.

Быть реалистами

За прошедшее с 30 октября время можно было более детально разобраться в сути принятых решений, а также задуматься о возможных последствиях их реализации. Согласно озвученной информации, МП «ТТУ» нуждается в получении кредитов, но не имеет возможности получить их напрямую. Для этого кредиты, по замыслу мэрии, должны были бы быть получены через ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти» или ОАО «ДРСУ» (Дорожное ремонтно-строительное управление), в каждом из которых 100% акций принадлежит мэрии г.о. Тольятти. Для кредитования как раз и были необходимы муниципальные гарантии. А затем средства должны быть перенаправлены в ТТУ. Вроде бы все гладко.

Но, как неоднократно доказывала сама жизнь, гладко бывает только на бумаге. Реальность оказывается намного жестче. В существующей ситуации ответственность за возврат многомиллионных кредитов ляжет на ДРСУ или ПО КХ, точнее, на руководящий состав этих предприятий. ПО КХ владеет практически всеми муниципальными коммунальными активами, используемыми в сфере ЖКХ. Видимо, это обстоятельство и могло позволить авторам идеи включить ПО КХ в схему спасения ТТУ. Хотя это очень слабый аргумент для включения ПО КХ в схему по спасению ТТУ. Тем не менее нормальная деятельность данной организации, участвующей в снабжении населения и предприятий коммунальными ресурсами, ввиду необоснованной или необдуманной кредитной нагрузки может создать трудности. Естественно, что никому это не нужно.

Примерно то же самое в случае с ДРСУ. Эта организация напрямую выполняла и выполняет работы по различным видам ремонта магистральных и внутриквартальных дорог. Сфера очень значимая и ответственная, особенно с учетом средств, выделяемых на эти цели из бюджетов различных уровней. ДРСУ несет ответственность по исполнению, в т.ч. и гарантийному обслуживанию, многих муниципальных и иных контрактов.

Так или иначе, но тот факт, что именно эти компании попытаются привлечь к кредитованию в коммерческих банках, говорит о том, что свою работу ДРСУ выполняло достойно, раз не нашлось других, кроме него и ПО КХ, кому банкиры (а это, к слову, АО «ГЛОБЭКСБАНК», президентом — председателем правления которого является Виталий Вавилин) готовы выдать кредит на 94 млн р.

У Гильгулина деньги есть

Никто не спорит, спасать ТТУ необходимо. Но зачем же это делать за счет успешно работающих предприятий, за которыми коллективы и ответственность? А если этот кредит негативно отразится на деятельности ДРСУ и ПО КХ? Что тогда? Нужно будет найти еще кого-то, кто согласится взять кредит для спасения уже этих организаций? Например, МБУ «Зеленстрой», МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3», МКУ «Центр организации дорожного движения», МУП «Экология», ОАО «Управляющая компания №5» и т.д. Но это путь в никуда!

Поэтому не следует надеяться на благоприятный сценарий, а, наоборот, следует думать о наиболее пессимистичном, а точнее, реалистичном развитии ситуации. Необходимо продумать какие-то иные шаги, для того чтобы ТТУ получило средства, которые, безусловно, нужны предприятию. Тем более что варианты имеются. Странно, что финансовый блок мэрии Тольятти во главе с руководителем департамента финансов Григорием Гильгулиным не продумал несколько вариантов, чтобы дать возможность выбора. Тем более что сумму 94 млн р. нельзя назвать крупной в масштабах муниципалитета, но она довольно значительна в масштабах отдельно взятых предприятий, в данном случае ДРСУ или ПО КХ. К слову, уже 30 октября появилась информация о том, будто бы генеральный директор ДРСУ Геннадий Гаврилов написал заявление об уходе, выразив тем самым свое отношение к происходящему. Если это действительно так, то понять Гаврилова можно.

Как бы то ни было, Григорий Гильгулин и его подчиненные вполне могли изыскать необходимые средства в других источниках, тем более что параллельно выше описанным процессам шли тендеры, объявленные мэрией Тольятти, на получение кредитов в коммерческих банках. Так, 29 октября стали известны итоги торгов на предоставлении мэрии г. о. Тольятти 33 кредитных линий с лимитом 100 млн р. каждая и двух — на 150 млн р. каждая. Всего мэрия Тольятти должна была занять 3,6 млрд р. максимум под 13%. На всех торгах, кроме одного, была подана единственная заявка — от ОАО «Сбербанк России». Сбербанк решил предоставить мэрии 3,5 млрд р. Таким образом, вряд ли что-то мешало мэрии Тольятти направить один из этих 33 кредитов на нужды ТТУ. Но, видимо, Григорию Гильгулину этот вариант в голову не пришел. Хотя исправить недоработку никогда не поздно. Тем более что речь идет о стабильности работы нескольких важных для Тольятти предприятий.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.