Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (564) | 9 ноября 2015г.
 

Александр Живайкин:

Никаких сокращений по социальным обязательствам не будет

Андрей Неретин

30 октября правительство Самарской обл. внесло в Самарскую губернскую думу (СГД) проект областного бюджета на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг. Предлагаемый проект в доходах и расходах несколько уступает областному бюджету на текущий год. Однако депутат СГД, член президиума политсовета Самарского регионального отделения партии «Единая Россия» Александр ЖИВАЙКИН убежден, что взятые на себя социальные обязательства власть выполнит в полном объеме, а совершенствование законодательства в области государственного управления и налогообложения поможет привлечь в бюджет дополнительные доходы. Об этом Живайкин рассказал в интервью ОАЕ «Хронограф».

- Александр Иванович, депутаты СГД должны принять бюджет Самарской обл. в достаточно сложной экономической ситуации. Сможет ли бюджет решить те задачи, которые поставлены перед депутатским корпусом губернатором Самарской обл. Николаем Меркушкиным?

- Экономические реалии нашей страны требуют особого подхода к процессу бюджетирования. Его эффективность главным образом заключается в выполнении взятых на себя публичных обязательств, особенно в области социальной поддержки населения. В первую очередь должны быть выполнены обязательства перед социально незащищенными категориями населения, такими как пенсионеры, инвалиды, дети. Реализация такого подхода нашла отражение в параметрах проекта бюджета Самарской обл. на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг. Так, более 82 млрд. р., или 66,3% общего объема расходов, предусмотрено на финансирование отраслей социальной сферы — здравоохранения, образования, социальной политики, физической культуры, спорта и культуры. С уверенностью могу сказать, что никаких сокращений по социальным обязательствам не будет! Вместе с тем в проекте областного бюджета на плановый период предусмотрены средства на повышения заработной платы врачам, медицинским работникам среднего и младшего звена, а также работникам культуры, социального обслуживания и педагогам. Оставшиеся средства — на развитие региона: они будут расходоваться на поддержку аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, т.е. на укрепление экономики региона, что повлечет увеличение налоговых поступлений в бюджет.

- Какие меры может предпринять депутатский корпус СГД для укрепления областного бюджета?

- Одним из инструментов в этом направлении является оптимизация расходов. На заседании СГД депутатами не единожды поднимался вопрос о необходимости проведения тотальной проверки деятельности государственных унитарных предприятий области и принятия действенных мер по оптимизации расходования денежных средств этими ГУПами. Мы были услышаны губернатором и правительством, и сегодня реализуется ряд мероприятий по преобразованию этих структур, многие из них ждет ликвидация.

- Какими еще инструментами может воспользоваться депутатский корпус для наполнения областного бюджета?

- Приведу такой пример. При комитете по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике СГД ведет свою работу возглавляемая мною общественная комиссия по совершенствованию законодательства о налогах и сборах. В пятницу состоялась жаркая дискуссия среди ее членов по обсуждению предложений о внесении изменений в закон «О налоге на имущество организаций на территории Самарской обл.». Мы предлагаем принять изменения в закон, согласно которым при налогообложении отдельных объектов недвижимого имущества юридических лиц будет использоваться его кадастровая стоимость. Предлагаемые изменения касаются торговых и административных центров, помещения которых сдаются в аренду. Сегодня вполне типична ситуация, когда площади торгового центра оформлены на какую-нибудь бабушку-пенсионерку и сдаются в субаренду. В этом случае налогообложение идет по упрощенной системе, а львиную долю потенциальной прибыли бенефициары бизнеса выводят себе в карман.

Мы провели анализ и пришли к выводу, что добропорядочные предприятия, владеющие крупными торговыми центрами, при принятии этого закона уже в следующем году будут осуществлять отчисления по налогу на имущество в 2 раза меньше. Те же, кто до сих пор уклонялся от этих обязательств, будут платить, что называется, по полной программе.

Иначе говоря, с принятием предлагаемых изменении в закон возобладает принцип социальной справедливости между всеми владельцами торговых центров. По расчетам министерства финансов, это может дополнительно обеспечить поступление в бюджет порядка 370 млн р. К слову, аналогичный закон уже был реализован в ряде субъектов, в т.ч. и Москве. На комиссии звучали разные точки зрения, в т.ч. и о преждевременности принятия данных нововведений, — на то мы и общественная комиссия, чтобы обсудить законопроект со всех сторон. Все свои аргументы за и против мы направили в профильный комитет для принятия окончательного решения. Надеюсь, депутаты комитета по бюджету поддержат это законодательное предложение.

- Получается, что роль депутата в процессе бюджетирования нисколько не меньше, чем органов исполнительной власти?

- Работа незаметна для широкой общественности. Люди, которые работают как в законодательной, так и в исполнительной власти, загружены работой настолько, что редко проводят время со своими семьями и близкими. Сегодня в органах власти, в руководстве страны работают люди именно с этим пониманием. Мы — единая команда, которая должна работать над достижением главной цели — добиться, чтобы граждане жили лучше, а качество предоставляемых им услуг со стороны государственных органов власти на территории Самарской обл. постоянно росло.