Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (564) | 9 ноября 2015г.
 

МММ наседает

Лидерство в ОПГ захватил Михаил Матвеев

ИА «Центр-Инфо»

В начале ноября новая неформальная депутатская группа МММ, возникшая в Самарской губернской думе (СГД), проявила себя с вполне ожидаемой стороны. Одним из лидеров группы в преддверии выборов, занимающейся тем, что кратко можно обозначить как «организация популистского гона» (ОПГ), зарекомендовал себя депутат Михаил МАТВЕЕВ (на фото). Матвеев вдруг взялся нападать на строящийся в Самаре ударными темпами Кардиохирургический центр. Депутат подверг сомнению принципы государственно-частного партнерства, установленные правительством Самарской обл., по отношению к инвестору строительства — ООО «Современные медицинские технологии» (СМТ). Однако сделал это весьма по-дилетантски: так, что у тех, кого выкладки Матвеева должны были напугать, сложилось устойчивое ощущение того, что МММ пускает пыль в глаза избирателям. И не только избирателям.

Потянулись в популисты

Впервые признаки формирования в СГД новой неформальной депутатской группы МММ позволило выявить первое в нынешней осенней сессии пленарное заседание заксобрания, прошедшее 22 сентября (см. «Хронограф» № 30 (558) от 28.09.15). Так называемую группу МММ в предвыборный период (напомним, на носу выборы в СГД и Госдуму РФ) могут пополнить все, кто слаб на политический популизм.

Эксперты «Хронографа» по итогам сентябрьского заседания СГД описали общие параметры группы МММ. Название группе было дано по первым буквам фамилий наиболее отличившихся на том «историческом» заседании депутатов, решивших напомнить о себе путем популистской критики действий правительства Самарской обл. В этом плане на том мероприятии, дай не только на нем, отметились депутаты СГД Виталий Минчук, Александр Милев и Михаил Матвеев. Но это не означает, что только лишь они одни вправе теперь заявлять свои претензии на лидерство во вновь образовавшейся депутатской группе МММ. Депутатов с именем или фамилией на букву «М» в СГД предостаточно. Еще больше в СГД тех, кого можно охарактеризовать фразеологизмом «слабы на популизм». Либо застать за тем, что наблюдатели называют не иначе как «организация популистского гона». Заняться ОПГ — едва ли не единственный способ напомнить о себе перед выборами для тех, чья политическая карьера давно пошла под откос. Отсюда соблазн поспекулировать на той или иной приковывающей умы избирателей теме очень велик. И не важно, как оценят спекуляцию с профессиональной точки зрения. Главное — пустить пузыри.

По итогам первой декады ноября лидерство в ОПГ можно уверенно отдавать депутату Михаилу Матвееву. Депутат на просторах интернета разразился целой серией публикаций якобы компромата в отношении взаимодействия между правительством Самарской обл. и СМТ, а также строительства в Самаре силами СМТ суперсовременного Кардиохирургического центра. Красной линией через все публикации проходила тема коррупции, на которую активно намекали некие таинственные доброжелатели, поделившиеся своими знаниями с Матвеевым.

Заинтересовавшиеся читатели сделали выборку из кучи, наваленной Матвеевым, и применили к пробам научный подход. Анализ показал, что у доктора исторических наук Матвеева, мягко говоря, хромает оценка современной действительности. Некоторые приведенные им факты не подтвердились вообще, некоторые опередили свое время. Ну а согласно математической теории выборочного метода, если исследование выборочной совокупности наблюдений дает заключение о ложности таких наблюдений, то и все наблюдения в целом могут являться не чем иным, как ложью. Погрешность метода минимальна.

Запретная пропаганда

Существует опасение, что Матвеев, набивая публикации на прошлой неделе в своем блоге, не стесняясь, мог использовать т.н. принципы геббельсовской пропаганды.

Например, такой принцип, как вызвать шок ложью, которая должна огорошивать, оставляя незамеченными адекватные сведения. Принцип усматривается в сообщении от некоего зашифрованного Матвеевым «источника в Белом доме», утверждающего, что согласно инвестиционному меморандуму о сотрудничестве правительства Самарской обл. и СМТ в реализации проекта строительства Кардиохирургического центра, по истечении срока государственно-частного партнерства (ГЧП) объект остается в собственности у СМТ. Во-первых, форма ГЧП, при которой по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера, в России вполне законно существует и называется Build, Own, Operate (Построй-Владей-Управляй). Об этом Матвеев и его «источник» почему-то умалчивают, напирая на то, что объект обязательно должен быть передан государству — иного будто бы не дано. Но гораздо более удивительно другое. В приведенном ниже в том же посте якобы оригинальном тексте инвестиционного меморандума ни слова не говорится о том, что Кардиохирургический центр перейдет в собственность инвестора, т.е. СМТ. Объект на самом деле изначально находится в собственности инвестора, который строит его на собственные и заемные средства. Выходит, авторы провокации намеренно и не скрывая выдают желаемое за действительное, рисуют ту самую чудовищную ложь, в которую легко поверить?

Также легко опровергается пассаж о «честной смете» на строительство «в районе 300 млн р.». Разделим 300 млн р. на площадь будущего центра25,5 тыс. кв. м. Получится около 11,76 тыс. р. за 1 кв. м. Этих средств не хватит даже на косметический ремонт. Так, цена квадратного метра жилья в Самаре осенью 2015 г. перевалила за 64 тыс. р. Нежилая недвижимость такого профиля, как Кардиохирургический центр, стоит дороже. Если брать из расчета по 80 тыс. р. за 1 кв. м, то объект обойдется как минимум в 2 млрд р. при планируемой стоимости с оборудованием и оснащением в районе 3 млрд р.

Ну и еще один перл. Точнее, вопль Матвеева о гарантированных перечислениях из бюджета области Кардиохирургическому центру в течение 11 лет действия меморандума свыше 27 млрд р. на выполнение госзадания. И о том, что действующий кардиоцентр по соседству якобы придется закрыть. Надо сказать, что все познается в сравнении. Сегодня на кардиологию регион в целом получает 1,3 млрд р. в год. Действующий кардиоцентр способен выполнять бесплатно только 2,5 тыс. операций в год. Причем не столько из-за отсутствия лишних средств в ФОМС (а именно оттуда — из госструктуры идет финансирование бесплатных операций), сколько из-за отсутствия возможности делать больше операций. Та же картина в других лечебных учреждениях, которые могут делать операции на сердце (больница Середавина и пр.). Очереди огромные. Люди в них умирают, не успевая дождаться своего часа в операционной. Новый Кардиохирургический центр сможет выполнять порядка 11,5 тыс. операций в год. Но даже 11 лет не хватит, чтобы удовлетворить потребности всех желающих в оперативном вмешательстве. Пусть хотя бы эти 11 лет они будут получать качественную и своевременную медицинскую помощь без всяких очередей в подавляющем большинстве за счет компенсации из средств ОМС. Далее — частично за свой счет, частично за счет средств ОМС, т.к. гарантированный госзаказ завершится, но неизменно без очередей и с высоким качеством. Это ли не благо для Самарской обл.? Но Матвеев, похоже, сторонник того, чтобы его же избиратели умирали в бесконечных очередях.

Главное, чтобы перед смертью пришли и проголосовали. За кого? Что за глупый вопрос! Конечно, за Матвеева!

Привычка перекрашиваться

Так же как сумасшедший никогда не признает, что он сумасшедший, популист никогда не назовет себя популистом. Но популист в отличие от сумасшедшего скрывает признание сознательно.

Взять, к примеру, Михаила Матвеева. Со дня на день ожидаются его отговорки на предмет, что, мол, тему с Кардиохирургический центром выбрал вовсе не в связи с предстоящими выборами, чтобы подпиариться, а из иных соображений. Об иных соображениях позже. А пока же можно быть абсолютно уверенным, что победа на выборах -одна из ключевых целей, преследуемых Матвеевым в ОПГ по поводу строительства. И отговорки тут не помогут.

С другой стороны, обращает на себя внимание момент, когда активизировался Матвеев. Он будто подхватил упавшее знамя борьбы с СМТ и правительством региона, которое до него тащили другие люди. Хотя еще вчера преданно заглядывал в глаза центральной власти. Уж не перекупили ли его те, кому выгодно сохранить в системе здравоохранения все, как есть, с очередями, скоропостижными смертями из-за сердечных болезней и большущими деньгами за возможность дожить до операции?

На вероятную у Матвеева склонность к продажной любви могут указывать комментарии, данные несколько лет назад одним из местных блогеров информагентству «Самара-Бизнес Консалтинг». «Пишу про человека по фамилии Матвеев, потому что знаю его лично, знаю, что он -политическая проститутка. Почему бы мне не сказать об этом?» — написал тогда блогер. Об истинности данной информации судить сложно, однако блогер блогеру рознь. Если один, как можно убедиться на примере сведений из блога Матвеева, судя по всему, предпочитает по-геббельсовски лгать, то другой, вполне возможно, говорит правду, пусть и гораздо менее популярную.

Есть и третья цель, к которой помимо денег и очередного депутатского срока может стремиться Матвеев. Это — доказать свою преданность давним кураторам, использующим депутата когда в открытую, а когда втемную в сугубо коммерческих интересах. Сегодня эти лица могут снабжать того же Матвеева тем, чем он так щедро может дезинформировать своих читателей в блоге. И характерно, что блогер не задается вопросами, кто вбрасывает через него информацию и с какими намерениями. Но имеет ли право быть столь субъективным Матвеев-депутат, раз он представляет власть? Кто под запись диктует ему единственную точку зрения, разительно отличающуюся от настроений избирателей?

В заключение можно подумать, что Матвеев, совершая вышеописанные действия, вряд ли заботился об их последствиях для имиджа Самарской обл. Первоначально последствия представлялись такими: потенциальные инвесторы, с привлечением которых и так не все гладко, вообще заносят регион в черный список по причине того, что здесь им делают подобные матвеевским «предъявы». Сегодня последствия выглядят уже не столь катастрофичными. И все опять-таки благодаря Матвееву. Ведь свою задачу посеять сомнения относительно нужности Самарской обл. Кардиохирургического центра он выполнил настолько непрофессионально, что кроме понимающей улыбки ничего не заслужил. Пустить пыль в глаза избирателям и инвесторам не получилось.