Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (556) | 14 сентября 2015г.
 

Злостным отключат газ

СВГК ужесточит меры воздействия на дебиторов

Андрей Неретин

11 сентября трудовой коллектив ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) отметил День работника нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. Компания обеспечивает бесперебойную поставку газа потребителям практически на всей территории региона. Впрочем, некоторые клиенты СВГК — хронические должники — в канун старта отопительного сезона могут быть отрезаны от подачи газа. В эту группу риска входят более 15 тыс. чел. Среди них есть как малообеспеченные граждане, так и вполне состоятельные персоны. В настоящее время компания ведет системную работу по снижению задолженности населения.

СВГК предупреждает

По данным СВГК, на 1 июля 2015 г. общая сумма просроченной задолженности по оплате за газ в целом по Самарской обл. превышает 1,2 млрд р., а общее количество должников, не оплачивающих газ более 1 мес, составляет 23% от общего количества абонентов. 1,7% от общего количества должников компания относит к категории т. н. злостных неплательщиков, т.е. имеющих задолженность по оплате за газ более 30 тыс. р. Период просрочки этой оплаты составляет свыше 6 мес. При этом на долю данной категории должников приходится почти четверть всех неплатежей.

Следует отметить, что долги представляют реальную угрозу в целом для коммунального хозяйства Самарской обл., поскольку коммунальщики в условиях недостаточности средств вынуждены заниматься не модернизацией весьма изношенной самарской инфраструктуры, а банальным «латанием дыр» в целях обеспечения безаварийного и бесперебойного предоставления коммунальных услуг. Данную ситуацию очень хорошо понимают в СВГК.

- На территории региона находится огромная сеть газопроводов, которая нуждается в техническом обслуживании, в ремонте и реконструкции. Для этого нужны огромные средства. Взять их негде, кроме как у потребителей, которым мы продаем газ, — пояснила корреспонденту ОАЕ «Хронограф» заместитель генерального директора СВГК по транспортировке газа Наталья Бабенко. — Поэтому, чем меньше мы получаем денежных средств от нашего населения, тем меньше можем вложить в модернизацию наших сетей, в их поддержание в надлежащем состоянии. Необходимо понимать, что работа по сбору задолженности с населения просто жизненно необходима, причем не только для компании, но и для самих потребителей. Из-за недостатка средств могут сложиться условия, которые чреваты возникновением ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.

В целях снижения дебиторской задолженности населения по оплате за газ СВГК проводит системную работу по истребованию задолженности, причем по различным направлениям. Если срок задолженности невелик, то компания направляет гражданам письменные уведомления, где сообщается о допущенной просрочке платежа и необходимости его погашения. Тех, у кого срок задолженности превысил 2-3 месяца, СВГК информирует о перспективе судебного разбирательства с последующим отключением от подачи газа. Если несколько таких сообщений не возымели никакого воздействия на должника, компания переходит к конкретным действиям.

Отключают без суда

Практика показывает, что наиболее эффективный рычаг воздействия на злостных должников — приостановка подачи газа в досудебном порядке. По закону, поставщик коммунальных ресурсов во внесудебном порядке имеет право отключить любого должника, подпадающего под определенные критерии. Основанием для отключения является наличие задолженности, эквивалентной двум периодам платежа. Таких должников у СВГК немало, но возможности отключить от потребления газа всех у компании нет. Поэтому в СВГК составили более узкий список абонентов, подлежащих отключению во внесудебном порядке.

В СВГК хорошо отработаны методы борьбы с должниками, наиболее убедительный среди них — это отключение от газоснабж
В СВГК хорошо отработаны методы борьбы с должниками, наиболее убедительный среди них — это отключение от газоснабж

«Это те, у кого срок задолженности составляет 6 периодов и сумма долга не менее 10 тыс. р., — сообщила Наталья Бабенко. — При этом мы понимаем, что имеем право отключать от газа всех, у кого сумма задолженности превышает долг за два месяца. Никаких судебных решений для этого не нужно. Единственное — мы должны не позднее чем за 20 дней до производства отключения уведомить об этом абонента. Поэтому мы, придерживаясь указанных критериев, в неотопительный период с мая по октябрь работаем с частным сектором и круглогодично с многоэтажным сектором».

В мае 2015 г. СВГК приступила к очередной кампании по отключению газа. На 1 июля 2015 г. общее количество должников, подлежащих отключению, составляло более 15 тыс. чел. При этом 3,5 тыс. абонентов погасили долг в полном объеме или до 2 расчетных периодов на общую сумму более 60 млн р. Всего за летний период 2015 г. к этому времени фактически было отключено 855 адресов.

Помимо досудебных мероприятий по истребованию долгов юридической службой СВГК проводится также активная судебная работа. За 2014 г. в судебные органы было направлено 1876 заявлений о взыскании задолженности на сумму более 50 млн р., вынесено 1585 судебных постановлений на общую сумму порядка 40 млн р. По данным решениям фактически было получено живых денег на 19 млн р.

Следует отметить, что львиная доля всех судебных процессов заканчивается в пользу СВГК. Злостному неплательщику рассчитывать на успех в суде практически невозможно. В суде факт оказания услуги устанавливается достаточно быстро.

Конечно, бывают случаи, когда возникают спорные ситуации по причине неисправности приборов учета или других обстоятельств, но даже в этих случаях суд выносит решение о взыскании, поскольку сам факт поставки газа сомнению не подвергается. При этом сумма платежа устанавливается судом с учетом фактических обстоятельств.

Ссылки на оказание некачественной услуги в суде тоже не проходят. Как правило, газ поставляется бесперебойно и в полном объеме. Это отличает СВГК от других поставщиков коммунальных ресурсов, к примеру воды или электроэнергии. «За все то время, что я работаю в СВГК, был один случай такого перерасчета, — рассказала Наталья Бабенко. — Это произошло в Похвистнево несколько лет назад, когда в связи с аварийными обстоятельствами не было обеспечено давление на должном уровне. В итоге мы производили перерасчет в связи с нарушением качества услуги по определенной формуле, утвержденной постановлением правительства. Этот перерасчет невелик. Но потребитель в любом случае оплачивает газ».

Следует учитывать, что суды для должников чреваты дополнительными финансовыми расходами. Во-первых, проигравшая сторона, которой, как правило, оказывается должник, должна оплатить госпошлину. Во-вторых, он несет и судебные расходы, если в ходе разбирательства привлекался специалист для дачи заключения и пр. Таким образом, в случае судебного разбирательства должникам дополнительных издержек не избежать. Это с учетом того, что СВГК в большинстве разбирательств не пользуется своим законным правом взыскания неустойки с таких граждан. По словам Натальи Бабенко, СВГК, как правило, придерживается такой позиции в связи с тем, что среди «злостных неплательщиков» могут оказаться и малообеспеченные граждане, которые в силу своего материального положения не смогли вовремя оплатить услугу. Поэтому взыскание неустойки только усугубит и без того их тяжелое положение.

Однако возможность и правовые основания для взыскания пени за просроченные платежи у СВГК есть, и компания в отдельных случаях их взыскивает.

Уголовная ответственность

В отношении наиболее злостных неплательщиков, по которым ранее уже были вынесены судебные решения о взыскании задолженности и которых не смогли отключить в добровольном порядке, проводится процедура расторжения договоров снабжения через суд. В прошлом году СВГК подало 221 исковое заявление такого рода. По ним было принято 215 судебных постановлений и произведено 82 реальных отключения, в т. ч. в принудительном порядке с участием судебных приставов-исполнителей.

В случае расторжения договора снабжения через суд на должника помимо уплаты госпошлины и судебных расходов возлагается оплата издержек на проведение работ по отключению газоснабжения, которые сотрудник компании осуществляет в присутствии судебного пристава-исполнителя. Расходы на эти работы могут достигать 20 тыс. р. При этом законодательство возлагает на потребителя обязанность нести издержки и при последующем подключении и пуске (если будет погашена задолженность и отпадут основания к отключению после остановки подачи газа). Помимо этого, должник должен будет уплатить исполнительский сбор, который составляет 7% от суммы взыскания, или фиксированную сумму. Таким образом, должник может навлечь на себя судебные издержки в виде госпошлины и прочих затрат по организации судебного делопроизводства, а также расходы по отключению и подключению газоснабжения. Поэтому доводить дело до суда явно не стоит. «Расплата придет все равно, в любом случае, не сегодня — так завтра. Рассчитывать на заборы, двери и собак не стоит, -считает Наталья Бабенко. — Более того, если есть решение суда и оно не исполняется гражданином в части оплаты, а также оказывается противодействие приставу и судебным исполнителям, предусмотрена уголовная ответственность. Другое дело, что у нас нет цели посадить человека в тюрьму, присудить какие-то сроки для наших абонентов. Для нас целью является истребование денежных средств. Мы даже отключать никого не хотим. Наоборот, мы хотим, чтобы люди потребляли газ и платили за это деньги».

В СВГК полагают, что основным фактором, влияющим сегодня на проблему неплатежей физических лиц, является низкая платежная дисциплина абонентов, причем в основном у т. н. среднего класса, а также тех, кого принято называть состоятельными гражданами. Как правило, пребывание таких граждан в категории злостных неплательщиков длится до тех пор, пока они не получат приглашение в суд по рассмотрению дела о взыскании. По мнению руководства СВГК, такие граждане в большинстве своем ликвидируют задолженность до вынесения решения суда.

Что касается малообеспеченных граждан, которые оказались в числе злостных неплательщиков в силу своего материального положения, то в СВГК предусмотрены специальные механизмы, позволяющие облегчить их долговую нагрузку при исполнении финансовых обязательств. Так, компания может предложить таким клиентам заключить договор о реструктуризации долга или оформить соглашение об уплате задолженности в рассрочку.

Комментарии

Наталья БАБЕНКО, заместитель генерального директора СВГК по транспортировке газа

- Если мы хотим построить правовое государство, то должны четко придерживаться буквы закона, где сказано, что абонент должен оплатить услугу до 10-го числа следующего месяца. Нужно просто исполнять закон. Мы не ставим задачу, чтобы абоненты торопились оплачивать услугу досрочно на год вперед и вносили авансовые платежи. Нет. Мы стремимся к элементарной платежной дисциплине.