Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (556) | 14 сентября 2015г.
 

Ашот Авакян:

Многих из нас сейчас выталкивают из бизнеса

Борис Кротов

10 сентября появилась новая информация, касающаяся организации автобусных пассажирских перевозок в г.о. Сызрань. Ситуация развивается на фоне ряда неоднозначных событий и оживления информационного поля в названной сфере. Перевозчики в настоящее время собирают подписи под обращением в местные и областные органы власти. Свою оценку происходящему дал в интервью корреспонденту ОАЕ «Хронограф» один из участников рынка пассажирских перевозок Ашот АВАКЯН.

- Ашот Степанович, с какого времени вы занимаетесь бизнесом в сфере автобусных пассажирских перевозок?

- Более 10 лет. Но еще ни разу ни я, ни мои коллеги не сталкивались с таким давлением, которое оказывается сейчас. Считаю это давление организованным. Если это так, то несложно предположить модератора названного процесса. Это начальник отдела транспорта комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань Владимир Митчихин.

Владимир Митчихин — руководитель молодой, человек для Сызрани новый. Многое можно было бы списать именно на отсутствие должного опыта, незнание города. Как тут не наломать дров? Мы с большими надеждами ждали первых его шагов, приветствовали назначение. К сожалению, этим надеждам не суждено было оправдаться.

- Но сейчас идет подготовка к конкурсам на пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам, готовится новая схема пассажирских перевозок. Неужели здесь нет рационального зерна?

- Конечно, есть. Но та информация, которая сейчас официально озвучивается в городе в отношении этой схемы, не может не вызывать опасений. По официальным данным на 1 сентября 2015 г., пассажирские перевозки в г.о. Сызрань обеспечивают 600 единиц транспорта. Из них 140 — автобусы марки ПАЗ, 460 — «газели», «ситроены», «форды».

Муниципальное предприятие -МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» (СПАТП) обслуживает лишь 17 маршрутов из 48. Но и на маршруты СПАТП активно привлекаются частники, т.к. его автопарк в 24 автобуса не в состоянии качественно перекрыть более двух-трех маршрутов. При этом планы СПАТП по ежегодной закупке 20 автобусов большой вместимости озвучивались неоднократно, но они так и не реализованы. Ни 20, ни 40 ПАЗиков проблемы не решат.

Ситуация с пассажирскими перевозками при всех ее недостатках держится в нормальном русле только благодаря работе местных предпринимателей. Но многих из нас сейчас выталкивают из бизнеса.

- Каким образом это может происходить?

- Еще в августе закончился срок договоров на осуществление пассажирских перевозок. Сроки же нового конкурса по не до конца ясным причинам неоднократно откладывались. Сейчас предполагается, что он может пройти в ноябре. Мы даже не видели конкурсной документации, хотя документы, как говорят, уже подписаны.

Наверное, это делается для того, чтобы на рынок пришли лояльные Владимиру Митчихину перевозчики из Тольятти. Неоднократно сообщалось, что у его родственников там имелся автобусный бизнес. При этом мы знаем, что мэру Тольятти Сергею Андрееву удалось в последнее время привести рынок автобусных перевозок в порядок, установить на нем единые правила. В т.ч. решен вопрос о компенсациях частникам за перевозку льготных категорий населения. Это давно пора было сделать в Сызрани.

Но в Тольятти теперь не у дел оказались те перевозчики, которых новая ситуация не устраивает, проблемные перевозчики. А в Сызрани на самом высоком уровне уже в открытую звучат предложения о приглашении иногородних игроков. Так что это вполне могут оказаться как минимум земляки Владимира Митчихина — возникнет тольяттинское землячество. Более того, неоднократно озвучивалось, что после конкурса будет запущена новая схема пассажирских перевозок. В результате число маршруток снизится с 600 до 400, а число маршрутов — с 48 до 30. Соответственно, будет продолжена политика уже запущенной «оптимизации», при которой вне обслуживания остаются отдаленные районы города. Население их и сейчас крайне недовольно нововведениями. А что будет дальше?

- Если сократится количество автобусов, то без работы могут оказаться и их водители, без дохода -владельцы?

- По нашим подсчетам, без работы могут остаться до 600 сызранских водителей, работающих сейчас на маршрутах. Значит, более 600 семей в непростое время могут остаться без средств к существованию. Для Сызрани такая «оптимизация» сродни массовым увольнениям с бывшего ОАО «Пластик» и грозит серьезными социальными потрясениями. Следует задаться вопросом: а кому нужен рост социальной напряженности накануне выборов в Государственную думу РФ, Самарскую губернскую думу? Кому нужно будоражить тысячи сызранцев? Какими интересами можно объяснить такую опасную игру?

Предполагаемая конфигурация новой системы пассажирских перевозок только усугубит ситуацию и никоим образом не способствует поднятию уровня обслуживания пассажиров. Мы не одиноки в своих опасениях. Не зря эти вопросы уже обсуждаются как в общественных организациях, так и в Думе г.о. Сызрань.

- А какова ваша позиция по претензиям к частным перевозчикам в отношении нарушений правил дорожного движения?

- Аварийность в городе велика. Но не только же из-за частных перевозчиков. Если уж говорить об автобусных перевозках, то и СПАТП этим неоднократно отличалось. Если бы каждому нарушению правил дорожного движения, каждому ДТП уделялось столько внимания, как ситуациям с нашим участием! Такого не происходит. Значит, кому-то выгодно привлекать внимание к сфере частных перевозок.

Никто не оправдывает нарушителей. Они по результатам проверок, других действий несли, несут и будут нести заслуженное наказание. Но к чему переводить ситуацию на национальные рельсы? Неоднозначная статья в газете всем уже хорошо известного депутата Александра Неронова. Сообщения в электронных СМИ. Анонимные комментарии на сайтах и в блогах. И вот уже во всех проблемах Сызрани виноват армянский народ. Разве это может способствовать укреплению толерантности, решению национальных задач государства? Не хватает нам в Самарской обл., в России еще и разжигания межнациональной вражды!

Официально, естественно, к травле никто отношения не имеет. Зато все очень хорошо всё понимают. Разве не демонстрирует публично свою партийную позицию некий депутат, который может на рынке оскорбить представителя другой национальности, за что и получает на голову ящик из-под овощей? Разве не демонстрирует он свою «толерантность», выгоняя из кафе или ресторана армянина, азербайджанца или грузина только из-за их национальности?

- Каковы же ваши последующие действия?

- В данный момент мы собираем подписи под обращением к губернатору Самарской обл. Николаю Меркушкину, председателю Самарской губернской думы Виктору Сазонову, главе администрации г.о. Сызрань Николаю Лядину, председателю Думы г.о. Сызрань Сергею Ананьеву, депутатам Самарской губернской думы Василию Янину, Евгению Серперу, Владимиру Симонову.

Перевозчики г.о. Сызрань обращаются к ним с просьбой не допустить очередного роста социальной напряженности в нашем городе; предотвратить массовое сокращение рабочих мест в сфере пассажирских перевозок; обратить пристальное внимание на проведение соответствующих тендеров и сделать все возможное, чтобы они действительно были направлены на благо жителей Сызрани; остановить травлю перевозчиков, организованную в т.ч. и по национальному признаку, которая провоцирует межнациональную рознь. Мы также оставляем за собой право на защиту наших интересов, защиту интересов сызранцев всеми законными способами вплоть до публичных акций.