Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (541) | 13 апреля 2015г.
 

Принцип пирамиды

Деятельность АВТ-Дорстроя дает повод вспомнить об МММ

Сейдамет Абреков

9 апреля Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Саратов) продолжил слушание по жалобе ООО «АВТ-Дорстрой», которое в данный момент должно заниматься реконструкцией в г.о. Тольятти участка ул. 40 лет Победы. Завершение работ намечено до конца 2015 г. АВТ-Дорстрой (генеральный директор Натик ДЖАБРАИЛОВ) пытается добиться отмены введения в отношении компании процедуры наблюдения. Но кредиторы ABT-Дорстроя, который принято считать дружественным братьям РОТЕНБЕРГАМ, скорее всего, будут настаивать на банкротстве. Кроме того, в ходе судебных споров выяснилось, что у АВТ-Дорстроя практически нет собственной техники. А значит, о ремонте дороги можно забыть.

Погрязли в судах

Жалоба ООО «АВТ-Дорстрой» подана на определение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 18 февраля 2015 г. (принято по делу №А12-41726/2014), которым в отношении АВТ-Дорстроя было введено наблюдение. Временным управляющим назначена Елена Шувалова. Банкротство АВТ-Дорстроя было инициировано по заявлению ООО «Дорожник-2» в лице конкурсного управляющего Вячеслава Самсонова. Банкротство ООО «АВТ-Дорстрой» создает серьезные сложности в плане завершения реконструкции ул. 40 лет Победы. Тем более что уже более 10 различных компаний начали процесс включения своих требований в реестр кредиторов АВТ-Дорстроя. Среди таковых — крупные банки. Например, АО «ГЛОБЭКСБАНК», президентом которого является Виталий Вавилин, и ОАО «Активкапитал банк».

И хотя размер требований этих компаний даже на фоне суммы одного только контракта с мэрией г.о. Тольятти нельзя назвать высоким, однако есть основания сомневаться в том, что в своем сегодняшнем состоянии АВТ-Дорстрой способен самостоятельно погасить эти требования и выйти из процедуры банкротства. Контракт ООО «АВТ-Дорстрой» с мэрией г.о. Тольятти был подписан 9 июня 2014 г. Цена контракта — 494,6 млн р. Работы по реконструкции участка ул. 40 лет Победы -от ул. Дзержинского до Южного ш. — должны быть завершены до конца 2015 г. При этом 26 марта 2015 г. Елена Шувалова уже успела обратиться в суд с ходатайством об отстранении генерального директора ООО «АВТ-Дорстрой» Натика Джабраилова от исполнения обязанностей руководителя компании. Пока ее ходатайство не рассмотрено. Но так или иначе, вряд ли эти процессы добавляют оптимизма тем, кто ждет окончания реконструкции в г.о. Тольятти ул. 40 лет Победы.

Кроме того, пример судебного спора с одним из контрагентов АВТ-Дорстроя — ООО «Компонент Поставка» (Республика Мордовия) — дает четкую картину того, в каком состоянии находится подрядчик мэрии Тольятти. Так, 4 декабря 2014 г. Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение по делу №А55-24524/2014.

Компанию, призванную расширить эту дорогу, пытаются обанкротить
Компанию, призванную расширить эту дорогу, пытаются обанкротить

Иск был рассмотрен именно этим судом, поскольку «Компонент Поставка» в качестве ответчика указала тольяттинский филиал АВТ-Дорстроя. Собственно, именно в Тольятти компания была когда-то зарегистрирована, сегодня здесь по адресу: ул. Транспортная, 22, расположена, пожалуй, основная производственная база АВТ-Дорстроя.

Без техники, но под «крышей»

В ходе судебного процесса по делу № А55-24524/2014 выяснилось, что задолженность перед «Компонент Поставкой» в размере 4,17 млн р. сформировалась ввиду неоплаты по договору № ЭК-1/12 аренды самоходной строительной спецтехники. Как оказалось, арендодатель передал АВТ-Дорстрою два экскаватора HITACHI ZX-200-LC-3 и бульдозер Shantui SD16, за аренду которых АВТ-Дорстрой должен был заплатить около 4,5 млн р. Как нетрудно убедиться, исходя из суммы задолженности по аренде АВТ-Дорстрой почти не платил за использование чужой техники. То, что АВТ-Дорстрою пришлось арендовать технику на стороне, лишний раз подчеркивает мысль экспертов «Хронографа» о том, что АВТ-Дорстрой, несмотря на всю свою многолетнюю историю, сегодня напоминает фирму-посредника, главное достижение которой — победа в крупных государственных и муниципальных торгах.

Успехи АВТ-Дорстроя наблюдатели объясняют покровительством, которое приписывают братьям Борису и Аркадию Ротенбергам. Видимо, после побед в торгах начинается поиск субподрядчиков и попытка арендовать технику. Но, как свидетельствуют многочисленные иски к АВТ-Дорстрою, с тем, чтобы расплатиться с компаниями, которые реально ведут работы или предоставляют технику, в АВТ-Дорстрой не могут или, скорее всего, не хотят.

По принципу МММ

Напрашивается вопрос: а куда же АВТ-Дорстрой девает средства, полученные в рамках контрактов? Уж не переводит ли на счета братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов, которым приписывают кураторство как за АВТ-Дорстрой, так и за являющейся материнской по отношению к этой компании ПАО «Волгомост»? Стоит напомнить, что в рамках государственного контракта ценой около 6,2 млрд р. Волгомост приступил к строительству транспортной развязки на федеральной трассе М-5 в районе Жигулевской ГЭС. При этом темпы этих работ во многом напоминают те, что демонстрирует АВТ-Дорстрой.

А ведь по одному только договору с мэрией г. о. Тольятти АВТ-Дорстрой до конца 2014 г. (т.е. спустя примерно полгода от момента подписания контакта) должен был получить более 225,8 млн р. Т.е. около половины всей суммы.

Нетрудно увидеть, что работы на участке ул. 40 лет Победы (от ул. Дзержинского до Южного ш.) ведутся не очень активно. Объем выполненных работ (по крайней мере, их видимая часть) таков, что не приходится говорить о том, что работы реально выполнены хотя бы наполовину. Наоборот, складывается впечатление, что АВТ-Дорстрой ведет довольно формальную деятельность. Это еще можно было бы назвать имитацией бурной деятельности и это лишь позволяет углубиться в сознание простых тольяттинцев мысли о том, что одна из основных городских магистралей так и не будет реконструирована в отведенный срок.

С другой стороны, полученные от мэрии Тольятти средства АВТ-Дорстрой может направить не Ротенбергам, а, например, на выполнение работ по иным, более срочным контрактам, сроки по которым горят даже больше, чем в случае с Тольятти. Либо на погашение требований кредиторов, которые по каким-то причинам оказались очень настойчивыми. Если это так, то следует ожидать, что иные бюджетные средства, полученные по иным контрактам, АВТ-Дорстрой, в свою очередь, потратит на ул. 40 лет Победы или на погашение претензий тех, кто участвует в процедуре банкротства АВТ-Дорстроя. Со стороны такая система чем-то напоминает принципы построения финансовых пирамид, например печально известной МММ. Но ведь главное свойство всех пирамид таково, что рано или поздно, лишившись финансовой подпитки от новых вкладчиков, они лопаются. Таким образом, если ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию, то даже очередной транш от очередного государственного заказчика АВТ-Дорстрой может и не спасти. Не говоря уже о последствиях того, что АВТ-Дорстрой по каким-то причинам так и не получит деньги, на которые в компании очень рассчитывают.

Но самое интересное, что в сложившейся ситуации, наверное, главным лицом, заинтересованным в том, чтобы АВТ-Дорстрой вышел из банкротства, является мэрия Тольятти. Ведь мэрия уже заплатила 225,8 млн р. за работы, которые, вероятно, пока не сделаны. А значит, это мэрия Тольятти теперь должна быть заинтересована, чтобы АВТ-Дорстрой завершил работы. В сложившихся обстоятельствах АВТ-Дорстрой может начать диктовать свои условия, например просить перечислить остальные 268,7 млн р.

Насколько подобное поведение будет отличаться от того, что называется выкручиванием рук или, если говорить более жестко, вымогательством?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.