Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (541) | 13 апреля 2015г.
 

К 70-летию Победы

Приближается к гибели очередной подшипниковый завод Швидака

Егор Кошеров

27 марта в Арбитражный суд Самарской обл. поступило заявление о признании банкротом ОАО «Самарский подшипниковый завод» (СПЗ). Расположенное на Безымянке уникальное производство может постигнуть та же печальная участь, что и ОАО «СПЗ-4», более известное как 4-й ГПЗ (на месте 4-го ГПЗ сегодня руины, официально именуемые «Самара-Центром»). Председатель совета директоров пока еще действующего СПЗ Александр ШВИДАК (на фото) не мог не предвидеть, что в ближайшее время на СПЗ обрушится волна требований кредиторов. Трудности СПЗ, совершившего бесценный трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, похоже, кем-то задуманы как «подарок» ветеранам к 70-летию Великой Победы. Кому как не бенефициарам СПЗ понимать суть термина «предатель национальных интересов»

Подарок к юбилею

В 2015 г. трудовой коллектив СПЗ готовится отметить две знаменательные даты — 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне и 80 лет со дня рождения предприятия. 26 декабря 1935 г. было запущено производство на Куйбышевском железнодорожном ремонтном заводе, впоследствии долгие годы носившем название 9-й Государственный подшипниковый завод (ГПЗ, сегодня он называется СПЗ). В годы войны предприятие обрело стратегическое значение. Фронтам требовалась боевая техника. Первый подшипник на этом предприятии был собран 18 марта 1942 г. и был предназначен для легендарного танка «Т-34». В годы Великой Отечественной войны на 9-м ГПЗ было изготовлено 2 млн танковых подшипников, что обеспечило ежегодное комплектование 30 тыс. броненосных машин. Также было произведено 630 тыс. авиационных, 260 тыс. автомобильных подшипников, изготовлено 70 тыс. минометов, 5 млн артиллерийских снарядов, 500 тыс. гильз для снарядов, 2,5 млн гранат, 45 тыс. т литья для мин. Здесь, как и на многих других трудовых фронтах, ковали Великую Победу.

Трудовой подвиг предприятия в годы Великой Отечественной войны был отмечен на высшем уровне. В 1985 г., накануне 40-летия Победы над гитлеровской Германией, 9-й ГПЗ был награжден орденом Отечественной войны I степени. А спустя еще 30 лет, в канун 70-летия Победы, предприятие вместо наград получило заявление о банкротстве. Заявление поступило от московского ООО «Мечел-Сервис». Требование «Мечел-Сервиса», похоже, было обусловлено задолженностью СПЗ по договору поставки металлопродукции от 28 апреля 2012 г. № 570012150010 в размере 32,687 млн р., неустойкой за просрочку оплаты поставленной продукции за период с 17 августа 2013 г. по 22 сентября 2014 г. в размере свыше 8 млн р. Всего на основании вступившего в законную силу судебного решения арбитражного суда г. Москвы от 22 октября 2014 г. СПЗ подлежит уплатить в адрес «Мечел-Сервиса» порядка 41 млн р. 3 марта 2015 г. поставщик получил исполнительный лист, а 27 марта, судя по всему не дождавшись расчета, вынужден был заявить о намерении добиваться несостоятельности СПЗ.

Правда, уже 3 апреля «Мечел-Сервис» ходатайствовал о возврате заявления, а 7 апреля об отказе от него полностью или в части. Похоже, что, получив заявление о банкротстве, руководство завода поспешило расплатиться с долгами. Однако на данный момент пока неизвестно, полностью ли была погашена задолженность или частично. Во всяком случае, инициатива «Мечел-Сервиса» может стать примером для подобных заявлений со стороны многочисленных кредиторов, и возможно, что одно из них может стать роковым для уникального завода с великой историей.

По всей видимости, к такому плачевному итогу предприятие подвели управленческие таланты председателя совета директоров СПЗ Александра Швидака. Он унаследовал СПЗ от своего отца Игоря Швидака в 2003 г. вместе с другим подшипниковым заводом — СПЗ-4. Спустя несколько лет СПЗ-4 был обанкрочен, а его площадка была отдана под застройку, на месте которой сегодня пока руины. Вполне возможно, такая же судьба вскоре постигнет и СПЗ.

Распродажа Швидака

Годовую бухгалтерскую отчетность за 2014 г. СПЗ пока не раскрывал. Однако можно ожидать, что вновь будут показаны многомиллионные убытки, как и в два предыдущих периода. Кроме того, могут появиться новые сообщения об оттоке кадров и продолжающейся распродаже имущества СПЗ.

Так, из годовой отчетности СПЗ за 2013 г. видно, что численность персонала по итогам года составила чуть более 2 тыс. чел., что на 10,8% ниже, чем в 2012 г. Выручка СПЗ в 2013 г. также снизилась по сравнению с 2012 г. почти на 350 млн р. Чистый убыток составил 143,7 млн р. Стоимость активов предприятия снизилась за 2013 г. больше чем на 400 млн р. Это могло произойти из-за политики распродажи заводского имущества.

Так, 7 марта 2013 г. совет директоров СПЗ во главе с Александром Швидаком одобрил продажу земельного участка общей площадью 0,617 газа 1,5 млн р. и Дома культуры 9-го ГПЗ (клуба) за 671 тыс. р. Покупателем выступило ООО «СДН Плюс», имеющее отношение к Швидаку и занимающееся сдачей недвижимости в аренду.

Также совет директоров одобрил продажу щитовых домиков, подстанции, глубинного насоса и силового трансформатора, которые за 2 млн р. ушли на сторону. 5 июля 2013 г. была одобрена сделка по продаже в пользу ООО «Рент-Проект» трех земельных участков общей площадью почти 2 га за 34 млн р. Вместе с землей за 5,5 млн р. ушли корпус литейного цеха, весовая и стрелочная будка.

Все это напоминает вывод активов. Иногда этим могут пользоваться при подготовке к банкротству. В подобных ситуациях обычно процессом банкротства рулят кредиторы, дружественные бенефициарам должника. В ближайшее время станет понятно, пустят ли по этому сценарию СПЗ или нет. Пока с трудом верится, что СПЗ сможет этого избежать.

В той же годовой отчетности СПЗ за 2013 г. сообщается, что в июне отчетного года совет директоров СПЗ одобрил привлечение займа на сумму $4 млн у кипрской компании Kastenia Investments Ltd. Этот офшор называют действующим в интересах Швидака. Иногда случается и так, что подобного рода операции могут отражаться только на бумаге. Если такое могло быть проведено в отношении СПЗ, то реальных денег на подшипниковом заводе могли бы и не увидеть. Однако пока это еще только догадки.

С оглядкой на Запад

Характерно, что сам СПЗ уже давно является собственностью офшорной компании, зарегистрированной там же, на Кипре, SPZ Holding Limited. Т. е. огромные деньги, извлекаемые из требующих обновления мощностей самарского предприятия, могут просто выкачиваться из России.

Такое предположение напрашивается, в частности, исходя из материалов судебного разбирательства СПЗ с Территориальным управлением (ТУ) Росфиннадзора по Самарской обл., завершившегося 4 сентября 2014 г. Как следует из материалов дела, 3 июня 2013 г. между СПЗ и немецкой фирмой «Роланд Бергер Стрэтеджи Консалтентс ГмбХ» (РБСК) в лице директора московского представительства был заключен договор на оказание консультационных услуг. По условиям договора СПЗ обязался заплатить РБСК за консультации EURO 401,2 тыс. 17 июня того же года СПЗ списал со своего счета в пользу немецкой фирмы 1,753 млн р., или EURO 41,312 тыс. в качестве предоплаты, что составило 30% от стоимости 1-го этапа консультационных услуг.

20 июня 2014 г. ТУ Росфиннадзора вынесло постановление №36-14/331 об административном правонарушении, в соответствии с которым СПЗ был оштрафован на 1,315 млн р. за неисполнение обязанностей по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам «за не ввезенные на таможенную территорию РФ услуги». Т. е. консультационные услуги РБСК могли бы оказаться ширмой для вывода денег СПЗ за рубеж. Ведь в ответ ничего вводить не надо. Впрочем, в силу того что сумма по договору не была оплачена в полном объеме, суд отменил постановление надзорного органа. Т. е. ТУ Росфиннадзора в некотором роде успело предотвратить утечку средств под прикрытием немецких консультаций.

Нечто подобное происходит и сегодня. В настоящее время СПЗ в арбитраже оспаривает 13 постановлений ТУ Росфиннадзора, требуя признать их незаконными. Иски поступили 4 и 5 марта, незадолго до инициирования процедуры банкротства СПЗ. Подробности в материалах дел пока не раскрываются. Но можно представить, что Росфиннадзор наказал СПЗ за сделки, схожие со сделкой с РБСК. Остается только догадываться, какие объемы средств владельцы СПЗ запланировали выкачать на Запад.

Вполне возможно, что на помощь Росфиннадзору придут специалисты Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. 10 марта начальник ГУЭБ и ПК МВД России Дмитрий Миронов заявил: «В текущем году мы прогнозируем рост экономических преступлений, связанных с выводом капиталов за рубеж». Отсюда Миронов обозначил приоритетное направление работы его ведомства и подчиненных подразделений в 2015 г. — борьбу с незаконными финансовыми операциями, обналичиванием и выводом капиталов за рубеж.

В ходе вероятного банкротства кое-кто, не исключено, попытается замести следы вывода активов предприятия. Так, 31 марта к исковому заявлению «Мечел-Сервиса» проявило интерес вышеупомянутое РБСК, подавшее в арбитраж некое ходатайство.

Результатом же банкротства может стать исчезновение еще одного уникального самарского предприятия. Такой исход выглядит особенно опасным в условиях, когда перед всей страной на высшем уровне поставлена задача организовать импортозамещение и избавиться от экономической зависимости от стран ЕС и США. Те, кто в свете этой задачи, напротив, только и думает о том, как бы побыстрее избавиться от российских стратегических предприятий, видимо, руководствуются идеями национал-предательства. Причем предатели национальных интересов могут действовать без оглядки на то, что вся страна готовится к празднованию 70-летия Великой Победы.