Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (540) | 6 апреля 2015г.
 

Ценные потоки

Развитие мелиорации в области загнали в коридор конфликтов

Егор Кошеров

23 апреля в Арбитражном суде Самарской обл. начнется рассмотрение по второму кругу исковых требований первого заместителя прокурора Самарской обл. в отношении ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» и ООО «СПМУ-ПЕНЕТРОН». Он требует признать недействительным договор подрядных работ №13/67, заключенный этими организациями 28 июня 2013 г. Этот контракт подразумевал освоение 439 млн р. бюджетных средств в рамках исполнения работ по реконструкции объектов 1-й очереди Спасской оросительной системы (Приволжский р-н). Проблема имеет высокую актуальность. До 2020 г. Самарская обл. должна принять куда более серьезные суммы в рамках реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг.».

Задумки Карева

ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014- 2020 гг.» предусматривает выделение на реконструкцию Спасской оросительной системы (1-я очередь), Жигулевской оросительной системы и Ольгинской оросительной системы Самарской обл. почти 1,6 млрд р. Распорядителем поступающих из федерального бюджета на реализацию задач ФЦП в регионе средств выступает ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» (СМВХ). С 12 февраля 2015 г. ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» возглавляет Андрей Хохлов в должности временно исполняющего обязанности директора.

Согласно перечню мероприятий в части капитальных вложений, прописанному в ФЦП, к реконструкции Жигулевской и Ольгинской оросительных систем планируется приступить с 2016 г. А вот реконструкция 1-й очереди Спасской оросительной системы, согласно ФЦП, должна вестись с 2014 г. Так, в течение 2014 г. в рамках работ по реконструкции должно было быть освоено 227,5 млн р. В 2015 г. планировалось освоить еще 138 млн р., а в 2016 г. — 137,7 млн р. Всего 503,2 млн р.

Однако официальные данные несколько разнятся с теми цифрами, которые в прошлом году озвучивал предшественник Хохлова в кресле и. о. директора СМВХ Валерий Карев.

«Самарской обл. на этот год выделено порядка полумиллиарда рублей, -пояснял Карев в июне 2014 г. в комментариях газете «Волжская коммуна». — Кроме того, идет пересмотр финансирования по регионам, подготовка к выделению нам дополнительных средств... на реконструкцию Спасской оросительной системы нам дополнительно выделяют в этом году 500 млн р. А на следующий год 1,6 млрд р. выделяется дополнительно на Тольяттинскую оросительную систему». Таким образом, если следовать словам Карева, только в течение 2014 г. на реконструкцию 1-й очереди Спасской оросительной системы должно было поступить около 1 млрд р. А в течение 2015 г. на Тольяттинскую оросительную систему, мероприятия по реконструкции которой не значатся в ФЦП, должно было поступить 1,6 млрд р. Однако Хохлов почему-то это не подтвердил.

При изучении информационных сообщений о предстоящей модернизации оросительных систем региона сложилось впечатление, что Валерий Карев — профессиональный менеджер, крепкий хозяйственник и хороший лоббист. Вне всяких сомнений, решение о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на самарскую мелиоративную инфраструктуру — плод в т. ч. усилий Карева. Показательны и другие инициативы Карева. «До этого я возглавлял аналогичное предприятие в Мордовии (ФГБУ «Управление «Мордовмелиоводхоз»), — отмечал Карев в разговоре с той же «Волжской коммуной» в июне 2014 г. — Оттуда я привез, переведя с баланса на баланс, оросительное оборудование — силовые агрегаты, насосы, двигатели — все это мы успели поставить до полива.

Созданные еще более 35 лет назад в Самарской обл. сооружения мелиорации требуют сегодня капвложений
Созданные еще более 35 лет назад в Самарской обл. сооружения мелиорации требуют сегодня капвложений

В этом году впервые за много лет вода сельхозпроизводителям была дана в апреле». Говоря о ценообразовании, Карев пояснил, что «по просьбе губернатора мы снизили расценки на полив, пересмотрев формулу расчетов стоимости воды». В 2014 г. цена за поставку 1 куб. м воды аграриям должна была составить 2,5-3 р. «После модернизации всей системы за счет нового энергосберегающего оборудования затраты на электроэнергию могут сократиться на 50%, тогда цена воды для полива может снизиться до 1,5-2 р. за кубометр», -делился планами Карев. Однако развить эти планы Кареву не дали.

Подрезали крылья

В начале 2015 г. Карев был вынужден покинуть пост и.о. директора СМВХ якобы из-за поступивших в его адрес подозрений об использовании поддельного диплома о высшем образовании. По одной из версий, Карев пал жертвой недобросовестных подрядчиков, которых из принципа не подпускал к освоению тех средств, что СМВХ уже получило в рамках ФЦП. За этими подрядчиками усматриваются интересы региональных финансово-промышленных групп (ФПГ), заинтересованных в получении от СМВХ многомиллионных контрактов по теме реконструкции мелиоративной инфраструктуры. В стремлении к наживе они готовы на любые ухищрения: от компрометации неугодных им руководителей СМВХ до откровенного срыва мероприятий ФЦП в Самарской обл.

Тот же Карев в апреле 2014 г., вскоре после своего назначения в СМВХ, намекал, что проект реконструкции 1-й очереди Спасской оросительной системы был под угрозой срыва, однако ситуацию удалось выправить. Впрочем, риск срыва реконструкции оросительных систем Самарской обл. сохраняется. Ведь пока подрядчики, «заряженные» местными ФПГ, по всей видимости, все еще не получили доступа к бюджетным средствам, выделенным на мероприятия ФЦП. Соответственно, они могут продолжать оказывать давление на менеджмент СМВХ, в т.ч. через дружественные СМИ (например, «Самарское обозрение»). В частности, в середине марта в «Самарском обозрении» (СО) появились сообщения о том, что якобы поддельный диплом о высшем образовании может иметься и у Хохлова. Видимо, он тоже кому-то неугоден? «Уголовное преследование будет означать немедленное отстранение Хохлова от должности», — такие прозрачные намеки появились на страницах этой газеты. Хохлов назвал все эти заявления ложью, а также сообщил, что будет судиться с СО. А спустя еще неделю (23 марта) эта же газета опубликовала подробный рассказ об аресте Владимира Старикова, которого не так давно причисляли к основным претендентам на должность директора СМВХ.

Получили шанс

Что касается судебного разбирательства между заместителем прокурора с ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» и ООО «СПМУ-ПЕНЕТРОН», то на днях эта история начала обретать новые перспективы. Напомним, 14 марта 2014 г. первый заместитель прокурора Самарской обл., действуя в интересах Российской Федерации (РФ) в лице Министерства сельского хозяйства РФ, обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением в отношении ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» и ООО «СПМУ-ПЕНЕТРОН». Зампрокурора потребовал признать недействительным договор подрядных работ №13/67, заключенный этими организациями 28 июня 2013 г.

Этот контракт подразумевал освоение 439 млн р. бюджетных средств в рамках исполнения работ по реконструкции объектов 1-й очереди Спасской оросительной системы (Приволжский р-н). Доводы работника прокуратуры в материалах дела отражены следующим образом: «В обоснование иска прокурор ссылается на то обстоятельство, что данный договор заключен ответчиками с нарушением требований части 19 статьи 41.12. Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» до предоставления обществом (ООО «СПМУ-ПЕНЕТРОН». – Прим. авт.) учреждению (СМВХ. – Прим. авт.) безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, а банковская гарантия, представленная после заключения договора, обществу в пользу учреждения не выдавалась, в реестре банковских гарантий указанная банковская гарантия отсутствует, подписи должностных лиц и печать банка сфальсифицированы, обществом не представлено доказательств заключения с банком договора и перечисления банку денежных средств как возможного принципала». На момент совершения этой сделки ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» возглавлял Алексей Кравцов в статусе исполняющего обязанности директора. Позже, уже в 2014 г., его сменил Валерий Карев. Но вернемся к описанному выше судебному процессу. 17 июля 2014 г. Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил требования первого заместителя прокурора Самарской обл. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил его в силе. Однако 29 января 2015 г. арбитражный суд кассационной инстанции (г. Казань) нашел основание отменить принятые ранее по этому делу решения и вернуть его в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Первое заседание в формате предварительного рассмотрения дала намечено на 23 апреля. Таким образом, у ООО «СПМУ-ПЕНЕТРОН» и у СМВХ появился шанс отыграться.

Напомним, что в 2013 г. помимо ООО «СПМУ-ПЕНЕТРОН» заказ от СМВХ на сумму 439 млн р. намеревалось получить ООО «Строительная Компания (СК) «ТОПАЗ». Однако эта организация столкнулась с проблемами на этапе процедуры электронных торгов. По ряду признаков ООО «СК «ТОПАЗ» можно было бы отнести к лицам, способным работать в орбите интересов холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Наглядным образом это можно было наблюдать в период, когда Волжский р-н возглавлял Александр Адамов. Его в этой должности называли креатурой ВПГ. При Адамове в Волжском р-не ООО «СК «ТОПАЗ» очень часто становилось получателем выгодных муниципальных заказов. Видимо, в истории с мелиорацией былая удача слегка отвернулась от ООО «СК «ТОПАЗ».

Между тем с учетом тех объемов средств, которые должны до 2020 г. прийти в Самарскую обл. по линии ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг.», можно прогнозировать, что накал страстей в этой сфере будет иметь развитие.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.