Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (540) | 6 апреля 2015г.
 

Полигон продолжает угрожать

В Чапаевске не торопятся разминировать зону ЧС

Андрей Неретин

17 марта Арбитражный суд Самарской обл. подготовил мотивированное решение о взыскании с ФКП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» (ПГБИП) 2,9 млн р. в пользу АО «Транснефть-Приволга» (ТП, бывшее ОАО «Приволжскнефтепровод»). Именно в такую сумму обошлось самарскому подразделению ОАО АК «Транснефть» разминирование территории вокруг нефтепровода, оказавшегося в зоне поражения боеприпасов, рвавшихся на ПГБИП 18 июня 2013 г. Данный прецедент интересен не только тем, что создает возможность для аналогичных требований к ПГБИП о разминировании со стороны жителей пос. Нагорного и владельцев дачных участков в окрестностях полигона. Оказывается, что почти два года угроза возникновения новой чрезвычайной ситуации продолжала существовать.

События, случившиеся 18 июня 2013 г. в пос. Нагорном (административно входит в г. о. Чапаевск), местные жители вряд ли когда-нибудь забудут. В этот день на территории примыкающего к поселению ПГБИП произошла серия неконтролируемых взрывов хранившихся там боеприпасов, в результате чего Нагорный оказался в зоне поражения. Радиус разлета осколков составил около 2 км. Более 6 тыс. человек, т. е. практически все население Нагорного, было эвакуировано. В результате ЧС были повреждены сооружения как самого ПГБИП, так и поселения. Десятки человек пострадали, один погиб. Для ликвидации последствий взрывов на территории ПГБИП часть федеральной трассы «Самара — Волгоград» была обнесена временным ограждением. Зона отчуждения была образована с целью разминирования неразорвавшихся боеприпасов.

Как выяснилось в марте 2015 г., в зону ЧС попал и магистральный нефтепровод «Бугуруслан — Сызрань» 216-218 км, принадлежащий ТП. Площадь зоны отчуждения в месте прохождения нефтепровода, по утверждению истца, составила 36,2 га. Доступ к нефтепроводу был закрыт, и ТП не смогло обеспечить его безопасную эксплуатацию.

Трубопровод Транснефти находится в опасной близости от этого полигона
Трубопровод Транснефти находится в опасной близости от этого полигона

В материалах арбитражного дела указывается, что ТП обращалось к ПГБИП и ГУ МЧС России по Самарской обл. с просьбой оказать содействие в очистке зоны отчуждения от боеприпасов в первоочередном порядке для обеспечения доступа ТП к опасному производственному объекту. Однако требования нефтяников в срочном порядке выполнены не были. К примеру, ПГБИП уведомило ТП, что доступ к нефтепроводу будет открыт после проведения работ по очистке территории от взрывоопасных предметов. Очистка, по всей видимости, затянулась.

В итоге 26 сентября 2013 г. предприятие вынуждено было заключить договор с ЗАО «Северо-западный центр разминирования и специальных работ» (СЗЦРСР) на проведение инженерно-технических работ по поиску, идентификации и уничтожению взрывоопасных предметов в месте прохождения нефтепровода. Как следует из представленной суду документации, специалистами СЗЦРСР на обследованной территории за два месяца было обнаружено и обезврежено свыше 208 тыс. единиц взрывоопасных предметов.

За выполненные работы ТП заплатило саперам 2,9 млн р. Эта сумма в итоге была взыскана с ПГБИП в возмещение убытков.

Любопытно, что в материалах дела содержится одна очень важная деталь. Отмечается, что наличие неразорвавшихся снарядов и мин в месте нахождения МН «Бугуруслан -Сызрань» «могло привести к возникновению новой чрезвычайной ситуации». Получается, что пассивная позиция руководства ПГБИП в отношении проведения работ по разминированию зоны отчуждения, где проходит нефтепровод, создавала угрозу повторения событий июня 2013 г. В этом случае о масштабах возможных разрушений остается только догадываться. При этом помимо материального ущерба, который понесли бы те, чье имущество оказалось в зоне отчуждения, возможно, опять не обошлось бы без человеческих жертв.

Кроме того, в решении суда сообщается, что территория, по которой проходит магистральный нефтепровод, не только являлась, но и «является в настоящее время зоной чрезвычайной ситуации». Т. е. похоже, что жители Нагорного и владельцы близлежащих дачных участков продолжают находиться в зоне поражения, подвергая свою жизнь и здоровье опасности.

Удивляет также подход к разминированию со стороны ТП. ТП позиционирует себя как социально ответственная организация. Отсюда компании при ее оборотах не составило бы труда заказать саперам из СЗЦРСР разминирование всей зоны отчуждения, а не только того участка, где проходит нефтепровод. Потом затраченные деньги также можно было бы истребовать с ПГБИП. Сегодня же получается, что в ТП позаботились только о безопасности своих нефтепроводов. Местным жителям же и дачникам, видимо, придется самостоятельно предъявлять иски к ПГБИП в суд с требованием о разминировании их «пяти соток» либо о возмещении расходов на разминирование.