Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (537) | 16 марта 2015г.
 

Коррупция зарывается в песок

В министерстве Александра Ларионова не спешат противодействовать незаконной добыче ОПИ

Андрей Неретин

В конце февраля под председательством губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА состоялось заседание координационного совета по обеспечению правопорядка на территории региона. Центральной темой стал вопрос борьбы с коррупцией в сфере природопользования. Жесткой критике подвергся министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской обл. Александр ЛАРИОНОВ (на фото). Губернатор подчеркнул, что минлесхоз должен принимать более решительные меры в борьбе с незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). По мнению наблюдателей, первым шагом на пути к искоренению «песковрезчиков» должно стать раскрытие сведений о лицензиатах месторождений. Однако Ларионов не спешит это делать.

Пропесочили министра

Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин уже неоднократно поднимал вопрос о злоупотреблениях в сфере геологического изучения и добычи ОПИ, таких как песок и щебень. Эту проблему он озвучивал еще в декабре прошлого года в ходе выступления с ежегодным посланием к депутатам Самарской губернской думы и жителям региона. Однако глава профильного министерства Александр Ларионов, видимо, не сделал правильных выводов. В результате получил заслуженную порцию критики на прошедшем совещании.

- Работы, которую проводит министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования, недостаточно. На деле ситуация обстоит еще хуже, — дал оценку деятельности министерства Николай Меркушкин. При этом глава региона подчеркнул, что хищения природных ресурсов носят массовый характер. «Пока мы не наведем порядок на этом рынке, государство так и будет нести убытки», — заявил губернатор, напомнив, что министерство несет ответственность за контроль над добычей полезных ископаемых.

В свою очередь Ларионов вынужден был признать наличие теневого рынка ОПИ, отметив, что за два последних года министерство зафиксировало безлицензионную добычу на 47 месторождениях. При этом почему-то за 2013-2014 гг. от министерства последовало только 20 обращений в правоохранительные органы, а возбуждено было всего 9 дел, причем не уголовных, а административных. Судя по всему, кому-то очень выгодно, чтобы уголовные дела по фактам хищения природных ресурсов не возбуждались. Это указывает на крайнюю степень коррумпированности отрасли добычи ОПИ. Характерно, что Ларионов отметил, что за последние два года не было подано ни одной заявки на участие в соответствующих аукционах по получению права на разработку ОПИ, из чего министр поспешил сделать вывод, что предприятиям не интересен этот вид бизнеса. Однако это не так. Зачем кому-то пытаться получить лицензию на разработку ОПИ, когда незаконная добыча того же песка и щебня пока остается практически полностью безнаказанной?

Добытчики засекречены

Еще 15 октября 2014 г. редакция ОАЕ «Хронограф» в целях противодействия незаконной добыче ОПИ запросила в минлесхозе информацию о ситуации, сложившейся вокруг разработки месторождений строительных песков на территории региона. В запросе на имя Александра Ларионова редакция просила уточнить количество действующих лицензий, выданных министерством на добычу строительных песков на территории Самарской обл. Также Ларионова просили назвать все организации, владеющие этими лицензиями (с указанием их ИНН), и уточнить местонахождение участков, где лицензиаты добывают песок.

Однако министерство Ларионова ограничилось предоставлением лишь общих сведений. «Территориальным балансом запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых на 1 января 2014 г. в Самарской обл. учтено 49 месторождений строительного песка, — пояснили в министерстве. — На поиски, разведку и добычу песка строительного на территории Самарской обл. на 1 января 2014 г. выдано 37 лицензий».

А вот в предоставлении сведений о конкретных лицензиатах из реестра лицензий министерство отказало, сославшись на п. 6.12 Порядка оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Самарской обл., внесения в лицензии изменений и дополнений, а также переоформления таких лицензий, утвержденного постановлением правительства Самарской обл. от 3 октября 2012 г. № 496. В соответствии с п. 6.12 министерство предоставляет сведения из реестра лицензий только органам исполнительной власти региона, органам местного самоуправления муниципальных образований, иным госорганам, в т. ч. федеральным органам исполнительной власти, а также пользователям недр по их объектам лицензирования.

Другими словами, оперируя указанным документом, минлесхоз исключает СМИ из числа тех, кто вправе распоряжаться сведениями из реестра лицензий на добычу ОПИ в целях противодействия коррупционным проявлениям в этой сфере. Вместе со СМИ возможности располагать достоверной информацией о том, какие организации владеют лицензиями на добычу таких ОПИ, как песок, глина, щебень, и на каких месторождениях они имеют право вести разработку, оказалась лишена и широкая общественность.

Возникает опасение, что само сокрытие данной информации от институтов гражданского общества уже может являться серьезным коррупциогенным фактором, способствующим продолжению незаконной добычи ОПИ, и привести к ряду негативных последствий.

Пора открывать реестр

Во-первых, отрезание СМИ и общественности от доступа к списку лицензиатов препятствует выявлению правонарушений в сфере природопользования. Ведь если бы сведения о лицензиатах были общедоступными, то многие, став очевидцами добычи ОПИ, могли бы в кратчайшие сроки установить, имеет ли добывающая организация право вести разработку на данном месторождении или нет. В дальнейшем о фактах незаконной добычи ОПИ могли бы быть оперативно проинформированы правоохранительные органы, которые получили бы возможность пресечь незаконное предпринимательство.

Отсутствие открытого доступа к списку лицензиатов, создавая предпосылки для поощрения незаконной добычи ОПИ, создает проблемы и легальному бизнесу. К примеру, законопослушный предприниматель, работающий в сфере строительства и производства стройматериалов, как правило, прибегает к услугам поставщиков, предлагающих сырье по выгодной цене. Откуда этот предприниматель может узнать, что ему поставляют не контрабандный песок или глину, если он не имеет возможности это проверить? По сути, ничто не препятствует попаданию незаконно добытых ОПИ на стройку или на производство. В результате законопослушный предприниматель, финансируя путем авансирования поставки добычу контрабандного товара, невольно становится соучастником преступной схемы. Единственная возможность избежать этого — владение необходимой информацией, на основании которой законопослушный предприниматель может сделать вывод о законности добычи ОПИ тем или иным контрагентом.

Доступ СМИ, предпринимателей и общественности к информации в реестре лицензий на добычу ОПИ представляется самой эффективной мерой в борьбе с коррупцией в сфере природопользования.

Характерно, что представленный 28 февраля 2015 г. новый начальник ГУ МВД России по Самарской обл. Сергей Солодовников подчеркнул необходимость активного привлечения граждан к совместным с полицией мероприятиям по борьбе с преступностью. Теперь дело за минлесхозом, которому следует пересмотреть порядок предоставления сведений из реестра лицензий на добычу ОПИ — в частности, разрешить предоставление этих сведений неограниченному кругу лиц по письменному запросу.