Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (537) | 16 марта 2015г.
 

Безделин на страже Сбербанка

Сотрудничество с банкирами может принести хорошие дивиденды

Сейдамет Абреков

12 марта продолжился один из восьми судебных процессов с участием Территориального отдела (ТО) Управления Роспотребнадзора по Самарской обл. в г. Тольятти и ОАО «Сбербанк России». Сбербанк пытается оспорить действия ТО, начальником которого является Сергей БЕЗДЕЛИН (на фото). Судя по заявлениям Сбербанка, ранее Роспотребнадзор проводил проверки по жалобам граждан и выносил соответствующие постановления о нарушениях. Но после того, как Сбербанк пошел в суд, в отделе Безделина как будто решили выступить адвокатами кредитного учреждения. В Роспотребнадзоре начали рассуждать о невиновности Сбербанка. Неужели получили подарки?

С середины декабря 2014 г. по середину января 2015 г. ОАО «Сбербанк России» в лице управления «Автозаводское отделение» Самарского отделения №6991 инициировало восемь заявлений в Арбитражный суд Самарской обл. По каждому из них Сбербанк пытается оспорить то или иное постановление ТО Управления Роспотребнадзора в г. Тольятти, которым Сбербанку было назначено административное наказание. Очевидно, денежный штраф.

Поскольку каких-то подробностей этих процессов через интернет-сайт арбитража пока не раскрывается (они находятся на начальной стадии), «Хронографом» были подготовлены запросы в Сбербанк и Роспотребнадзор с целью получить развернутые данные. Социальная важность темы была обусловлена тем, что первопричиной действий Роспотребнадзора, очевидно, были жалобы клиентов Сбербанка, которые посчитали, что их права были нарушены. Чем именно остались недовольны люди, пока не раскрывается. Однако стоит предположить что речь может идти, например, о навязывании услуг, таких как страхование кредитных карт, или одностороннем изменении условий ранее подписанных договоров в виде увеличения процентной ставки по кредиту. Да мало ли что. Тот факт, что Роспотребнадзор выявил нарушения и вынес соответствующие решения об административном наказании, позволяет говорить о том, что жалобы граждан были не беспочвенны. Но в Сбербанке, очевидно, считают иначе.

Показательно, но в банке, похоже, не нашли в себе силы прояснить ситуацию. По крайней мере председатель правления филиала «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк России» Владимир Ситнов в предусмотренный Законом РФ «О СМИ» семидневный срок ответа на запрос «Хронографа» не представил и тем самым нарушил требования этого закона. Если взять во внимание в т. ч. и это обстоятельство, а также нарушения, выявленные Роспотребнадзором, то для Сбербанка, по крайней мере его подразделений в Самарской обл., видимо, становится нормальной практикой не замечать требования закона.

Начальник тольяттинского отдела Роспотребнадзора Сергей Безделин не стал нарушать закон. Однако представленный им ответ, мягко говоря, удивил. В частности, он пояснил: «Судебные процессы по жалобам ОАО «Сбербанк России» на действия ТО Управления Роспотребнадзора в г. Тольятти не являются чем-либо необычным и не носят т. н. «системного» характера, поскольку, во-первых, проверки проводятся в отношении других кредитных организаций, во-вторых, обжалование действий должностных лиц государственных органов является реализацией права лица, в отношении которого вынесено постановление». При этом, рассуждая об обычности или необычности подобной активности Роспотребнадзора, Сергей Безделин предпочел вовсе не комментировать суть выявленных в Сбербанке нарушений. Это можно было расценить как шаг чиновника навстречу банку. Более того, Сергей Безделин заявил: «Лицо (т. е. в данном случае Сбербанк. – Прим. авт.),

в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана... и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Поскольку Арбитражным судом Самарской обл. не приняты решения по результатам рассмотрения жалоб ОАО «Сбербанк России» на действия ТО Управления Роспотребнадзора в г. Тольятти, вина юридического лица в совершении вменяемых ему нарушений не установлена, следовательно, детально ответить на вопросы, изложенные в Вашем запросе о предоставлении информации, не предоставляется возможным». Какая трогательная забота государственного чиновника о Сбербанке!

Но почему вдруг произошла такая метаморфоза: вначале активно выявляли нарушения, а затем принялись придумывать причины, почему нельзя информировать общественность о сути нарушений и вместо этого рассуждать о невиновности Сбербанка? Ответ на вопрос может лежать в плоскости практически безграничных финансовых возможностей Сбербанка. Ведь ничто не мешает банкирам сделать Сергею Безделину или кому-то другому предложение о выдаче кредита по очень льготной ставке, допустим, на 50 лет, с началом погашения через 49 лет. А что? Сбербанк — коммерческая организация, она может себе это позволить. Откажется ли чиновник от такого предложения?

Грамотный чиновник отличается еще и тем, что знает, как себя надо вести в сложных ситуациях. С одной стороны, надо показывать свою дееспособность. С другой — не забывать и о себе. Но как этого достичь? Весьма просто. Формально чиновник должен вынести постановление о нарушениях, но далее ему никто не мешает начать консультировать нарушителя о том, как его можно легко оспорить в суде. Как говорится, и овцы (клиенты) целы, и волки (банкиры) сыты. При таком раскладе действительно не захочешь предметно отвечать на вопросы СМИ. Но не напоминает ли все это элементы некой коррупционной схемы?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.